Рисунок 8.1 - Расчетная схема промежуточного вала
Определим реакции опор:
Рассмотрим проекции сил в плоскости ХZ :
-Ft12 ×(l-c1) + Ft3 × c2 + RХ1 × l =0;
тогда
Н
Ft3 ×(l-c2) - Ft12 × c1 + RХ2 × l =0;
тогда
Н
Рассмотрим проекции сил в плоскости УZ:
Fr12 × (l-c1) - Fa12 × d2/2 + Fr34 × c2 + Fa34 × d3/2- RУ1 × l =0;
тогда
Fr34 × (l-c2) + Fa34 × d3/2+ Fr12 × c1 - Fa12 × d2/2+ RУ2 × l =0;
тогда
Суммарные реакции опор:
Н
Н
Эпюра моментов Мх:
Точка А.
MXА = RХ1 × С1
MXА=
Точка В \MXВ = Н×м
Эпюра моментов Му:
Точка А
MуА = -RУ1 × С1
MуА =
Точка В:
Мув=
Эпюра моментов Мкр:
Мк=Т
Мк=100,4 Н•м
Эпюра продольных сил:
Fa = Fa -Fa
Fa = 13122,99 H
Рисунок 8.2 Схема сил и эпюры моментов на проверяемом валу
Уточненный расчет вала 2-3
Рисунок 9 Эскиз вала и обозначение мест сечений
Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) напряжениями [S]. Прочность соблюдена при S > [S].
Расчет производится по опасным сечениям А-А, Б-Б).
Материал вала ─ сталь 45.
Таблица 9.
Исходные данные для проверочного расчета
Диаметр заготовки мм | Твердость НВ | σв МПа | σт МПа | τт МПа | σ-1 МПа | τ-1 МПа | Ψт |
<80 | 270 | 900 | 650 | 390 | 640 | 230 | 0,10 |
Сечение А - А: Концентратором напряжений является шпоночный паз.
Коэффициент запаса прочности:
S= Sσ· Sτ/
Sσ=σ-1D/ σа
Sτ=τ-1D/( τа+ψτD· τа),
где σа и τа ─ амплитуды напряжений цикла;
ψτD ─ коэффициент влияния асимметрии цикла напряжений.
σа=103·М/W; τа=103·М к/2Wк
М=
Определим моменты инерции:
W1=π·d3/32-b2·h2·(2d-h2)2/(16d)=3.14·353/32-10·8(2·35 -8)2/(16·35) =
3660мм3
Wк=π·d3/16-b2·h2·(2d-h2)2/(16d)= 3.14·353/16-10·8(2·35-8)2/(16·35) =
7869мм3
σа=103 · 158,6 / 3660 = 43,3 МПа
τа=103 · 100,4 / 2 · 7869 = 33,085 МПа
Пределы выносливости вала:
σ-1D= σ-1/КσD; τ-1D= τ-1/КτD,
где КσD и КτD ─ коэффициенты снижения предела выносливости.
КσD=( Кσ/ Кdσ+1/ КFσ-1)/ КV,
КτD=( Кτ/ Кdτ+1/ КFτ-1)/ КV,
где Кσ и Кτ ─ эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
Кdς и Кdτ ─ коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного
сечения;
КFς и КFτ ─ коэффициенты влияния качества поверхности;
КV ─ коэффициент влияния поверхностного упрочнения.
КσD=( 4,85+1/0,91-1)/ 1=4,95
КτD=( 2,9+1/0,95-1)/ 1=2,95
σ-1D= 410 / 4,95 =82,828МПа; τ-1D= 230 /2,95 = 77,966 МПа
ψτD=ψτ/ КτD
ψτD=0,1/ 2,95=0,034
Sσ= 129,29 / 43,3 = 2,98 Sτ= 77,9 / (6,3 + 0,034 × 6,3) = 11,8
S= 2,98 · 11,8/ =2,9 > [S] = 2.5
Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.
Сечение Б-Б.
Коэффициент запаса прочности:
S= Sσ· Sτ/
Sσ=σ-1D/ σа
Sτ=τ-1D/( τа+ψτD· τа),
σа=103·М/W; τа=103·М к/2Wк
М=
Определим моменты инерции:
W=π·d3/32=3.14·633/32=24548 мм3
Wк=π·d3/16=3.14·633/16=49097 мм3
σа=103 ·845,5 / 24548 = 34,4 МПа
τа=103 · 100,4 / 2 ·49097 = 1,022 МПа
Пределы выносливости вала:
σ-1D= σ-1/КσD; τ-1D= τ-1/КτD,
где КσD и КτD - коэффициенты снижения предела выносливости.
КσD=( Кσ/ Кdσ+1/ КFσ-1)/ КV,
КτD=( Кτ/ Кdτ+1/ КFτ-1)/ КV,
КσD=( 4,7+1/0,88-1)/ 1=4,84
КτD=( 2,8+1/0,935-1)/ 1=2,87
σ-1D= 410 / 4,84 =84,711 МПа; τ-1D= 230 /2,84 = 80,986 МПа
ψτD=ψτ/ КτD
ψτD=0,1/ 2,84=0,035
Sσ= 132,2 / 34,4 = 2,9 Sτ= 80,9 / (1,02 + 0,035 × 1,02) = 76,5
S= 2,9 · 76,5 / = 3,8 > [S] = 2.5
Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.
Проверка подшипников
Условие годности подшипников
,
где Lh – расчетный ресурс (долговечность);
[Lh] – требуемый ресурс.
,
где tΣ – суммарное время работы.
ч.
,
где a1 – коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от надежности (при вероятности безотказной работы Pt = 90%, a1 = 1);
a23 – коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от особых свойств подшипника (для шариковых подшипников a23 = 0,7…0,8, принимается a23 = 0,75);
Cr = базовая динамическая грузоподъемность подшипника ( для подшипника 208 Cr = 25,6 кН);
Pэкв – эквивалентная динамическая нагрузка;
N23 – частота вращения вала;
m = 3 – показатель степени для шариковых подшипников.
Fa1 = 2.314-внешняя осевая сила, Н
Fr1 = Ke•R1 = 0.56•2259.8
Отношение
FaА / (V × Fr1) = 2,314 / 1 × 1265,499 = 0,001.
Тогда для опоры:
Х =0,56; Y = 0,44/е.
Найдём эквивалентную динамическую радиальную нагрузку, для обоих подшипников:
,
где коэффициенты V = 1, Кб = 1 , КТ = 1
Н
Рисунок 10 Схема распределения сил
Таким образом, принимаем e = 0,065
>10161,6 =
.
Проверка показала, что рабочий ресурс подшипника больше требуемого.
11. Конструктивные размеры корпуса редуктора
Расстояние между стенками корпуса и зубчатыми колесами:
а* = +3
где, L – главный габарит редуктора.
L = aw12 + da2/2 + da4/2
L = 140 + 97,15 + 101 = 323,15 мм
а* = +3 = 9,86 Принимаем а* = 10
Толщина стенок корпуса и крышки:
мм
где, Т – крутящий момент на выходном валу, Н×мм;
мм Принимаем d = 7мм.
Толщина фланцев корпуса и крышки:
b = 1.5 × d = 1.5 × 7= 10.5 мм
Толщина ребер:
m = (0.85…1) d
m= 1 × 7= 7 мм.
Диаметры болтов:
· Фундаментных:
d1 = 0.036 × a +12 = 0.036 × 125 + 12 = 16,5=>
принимаем фундаментальные болты с резьбой М18;
· Болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипника:
d2 = (0.7 - 0.75)d1
d2 = 0.75 ×18 = 13,5 мм;
принимаем болты с резьбой М14;
· Болтов, соединяющих крышку с корпусом: d3 = (0.5 – 0.6) d1 =0,6 ×18 =10.8мм принимаем болты с резьбой М12.
Выбор смазки
По таблице устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях до 600 Н/мм2 и скорости V до 5 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28 мм2/с. По таблице из справочной литературы принимаем масло индустриальное И-30А (табл. 11.1-11.3, стр. 200, /4/).
Допустимый уровень погружения колес в масляную ванну:
мм
Контроль масла, находящегося в корпусе редуктора осуществляется с помощью смотрового окна.
Подбор посадок и допусков
Зубчатые колеса: H7/r6.
Крышки торцовых узлов на подшипниках качения: H7/h8.
Шпоночные соединения: P9/h9.
Штифт с картеров: P8/h7.
Штифт с крышкой: H8/h7.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 267.