В начале расследования преступлений данной категории необходимо выяснить, есть ли основания для выдвижения версии о том, что конкретное преступление совершено организованной преступной группой или преступным сообществом. На это обстоятельстве обычно указывает целый ряд признаков, в частности:
· направленность преступного деяния, свидетельствующая о наличии у его организаторов крупных финансовых интересов, связанных с данным событием или его последствиями (возможность завладения предприятием, получения выгодного заказа, устранение конкурента и т.д.);
· тщательная подготовленность преступления, а также техническая сложность его выполнения, требующая участия группы квалифицированных исполнителей (снайперов, подрывников, финансистов, программистов) и значительных материальных затрат (об этом может свидетельствовать, например, брошенное на месте преступления дорогостоящее оружие либо использование преступниками специальных компьютерных программ);
· устранение или попытки устранения свидетелей, оказание на них отрицательного воздействия;
· попытки затруднить раскрытие и расследование преступления путем соответствующего воздействия на сотрудников правоохранительных органов (анонимные угрозы, попытки подкупа и т.д.).
При выявлении совокупности такого рода признаков соответствующие материалы необходимо сразу же передавать в специализированные подразделения МВД-Управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП) либо в подразделения ФСБ.
На практике, однако, признаки совершения преступления организованной преступной группой далеко не всегда бывают очевидными. Нередко преступникам удается, например, замаскировать заказное убийство под несчастный случай или естественную смерть, уголовно наказуемую финансовую аферу – под законную коммерческую сделку и т.д. В таких случаях возбуждению уголовного дела, естественно, должна предшествовать предварительная проверка. Целесообразно, чтобы проверка также проводилась аппаратами РУОП, которые располагают для этого необходимыми силами и средствами.
Круг обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами, значительно шире, нежели по делам об обычных групповых преступлениях. В таких случаях, в частности, дополнительно должны быть установлены:
· основная направленность деятельности преступной группы или преступного сообщества (экономические или корыстно-насильственные преступления, незаконные операции с наркотиками и т.д.), механизм функционирования группы, ее межрегиональные и межгосударственные связи;
· коррумпированные защитные связи группы или сообщества (с кем конкретно из числа сотрудников административных и правоохранительных органов постоянно контактируют руководители группы, какие действия предпринимаются для обеспечения безопасности преступников);
· с какими финансовыми и коммерческим структурами связана группа (сообщество), как происходит «отмывание» средств, добытых преступным путем, и т.д.
Расследование конкретных преступлений, совершенных организованными преступными группами и сообществами, осуществляется по общим правилам. Здесь складываются в основном те же типичные ситуации, что и при расследовании преступлений аналогичных видов и групп, совершенных преступниками-одиночками; программы действий следователя на первоначальном этапе расследования также в принципе не имеют какой-либо особой специфики. Однако при расследовании преступлений рассматриваемой категории необходимо иметь в виду ряд общих требований организационно-тактического характера, без выполнения которых действия следователя не приведут к изобличению преступников. К числу таких действий, в первую очередь, относятся следующие:
1. Привлечение к работе по раскрытию и расследованию преступления, совершенного организованной преступной группой или преступным сообществом, значительных сил; практически это означает необходимость создания по каждому такому делу следственно-оперативной группы, в состав которой должны входить опытные следователи и оперативные работники.
2. Организация с самого начала расследования или даже еще раньше, на стадии доследственной проверки, тесного взаимодействия следователей с оперативно-розыскными аппаратами. Для этого в следственно-оперативную группу необходимо включать сотрудников аппаратов уголовного розыска и БЭП, обслуживающих соответствующий регион либо отрасль хозяйства (банковскую сферу, торговлю и т.д.), либо специализирующихся в раскрытии преступлений определенных видов.
3. Незамедлительное установление самых тесных контактов с подразделениями по борьбе с организованной преступностью, а также с ФСБ; по согласованию с этими органами целесообразно как можно быстрее передавать им соответствующие уголовные дела для дальнейшего расследования.
4. Использование возможностей других ведомств, занимающихся, в пределах их компетенции, правоохранительной деятельностью (налоговой полиции, таможенной службы и т.д.).
5. Необходимость четкого и всеобъемлющего планирования работы следственно-оперативной группы. Поскольку планы расследования деятельности организованных преступных группировок и преступных сообществ бывают весьма объемными и подвергаются постоянным корректировкам (вследствие установления новых преступлений, новых участников групп, их связей и т.д.), при работе с планами необходимо использовать компьютерную технику.
6. Обеспечение строжайшей сохранности следственной тайны. Полную информацию обо всех обстоятельствах дела, о круге подозреваемых, об имеющихся на данный момент доказательствах должны иметь только руководители следственно-оперативной группы; остальные ее участники информируются лишь в пределах, необходимых для работы по порученному им направлению, отдельному эпизоду преступной деятельности, конкретному подозреваемому или группе подозреваемых. Поскольку дела рассматриваемой категории нередко привлекают повышенное внимание средств массовой информации, следует установить, что все контакты с представителями прессы, радио, телевидения могут осуществлять только руководители группы или специально выделенные для этого лица. В то же время, как показывает практика, умелое использование средств массовой информации может резко повысить эффективность расследования. Правильно построенное сообщение о разоблачении преступников обычно способствует получению новой информации о деятельности преступной группы; эта информация (или, по крайней мере, часть ее) может использоваться как в оперативно-розыскных целях, так и непосредственно в процессе расследования.
7. Обеспечение безопасности участников расследования- наиболее важных свидетелей, подозреваемых и обвиняемых, дающих правдивые показания, самих следователей и оперативных работников, членов их семей, а также имущества этих лиц. Необходимо признать, что в настоящее время, при отсутствии у правоохранительных органов соответствующих нормативных, организационных и финансовых возможностей, осуществление этой задачи является делом крайне сложным; здесь очень многое зависит от инициативы и настойчивости самого следователя. В частности, он должен вовремя предупредить свидетеля или подозреваемого, дающего правдивые показания, о грозящей ему опасности; настойчиво ставить перед руководством соответствующего органа внутренних дел вопрос о необходимости принятия эффективных мер для обеспечения безопасности данного лица; добиваться выделения для этого необходимых финансовых средств, принятия соответствующих организационных мер (например, переезда конкретного лица или его семьи в другой город, временного укрытия их в безопасном месте и т.д.).
8. Необходимость проведения с самого начала расследования решительных и целеустремленных действий, направленных на упреждение возможных контрмер со стороны преступников, внесение в преступную группу разлада и деморализации. Для этого очень важно в начале расследования задержать и изолировать руководителя группы, а также хотя бы некоторых из ее наиболее активных членов; провести у них одновременные обыски; изъять документы в коммерческих структурах, связанных с данной группой, и т.д. Как показывает практика, в таких случаях обычно удается уже в ходе первоначальных следственных действий получить важные доказательства и обеспечить успех расследования по делу.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Схема 5
Дата: 2019-07-24, просмотров: 277.