Процесс расследования налоговых преступлений возможно строить с учетом выделения следующих условных стадий: 1) производства следственных действий, не терпящих отлагательства; 2) производства следственных действий, направленных на закрепление доказательств; 3) предъявления обвинения и допроса обвиняемого (обвиняемых); 4) ряда "вспомогательных" следственных действий.
Таким образом, к первоначальному этапу расследования, помимо составления плана расследования, следует отнести: 1) производство следственных действий, не терпящих отлагательства; 2) производство следственных действий, направленных на закрепление доказательств.
В число следственных действий, не терпящих отлагательства, входят: осмотр (с учетом детального изучения) документов; выемка необходимых дополнительных документов; осмотр помещений; наложение ареста на имущество налогоплательщика для обеспечения налоговых обязательств; обыски; допросы налогоплательщиков и свидетелей.
Среди действий, направленных на закрепление доказательств, могут выступать допросы свидетелей, специалистов, назначение и производство соответствующих экспертиз.
Своевременно необходимо провести выемку, в ходе которой могут быть изъяты: регистрационные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, налоговой отчетности, служебная корреспонденция, переписка, книга учета выдачей доверенностей, первичные кассовые документы, документы складского учета и др. При подготовке к производству выемки необходимо учитывать не только материальные носители информации, но и изъятие информации, хранящейся в компьютере. Для проведения такой выемки целесообразно пригласить специалиста по вычислительной технике. В памяти компьютера могут быть отражены тексты договоров, налоговые декларации, деловая переписка, документы бухгалтерского учета и др.
Особая роль на первоначальном этапе отводится осмотру документов, при котором необходимо обращать внимание на выявление признаков, свидетельствующих о подделке документа, при анализе смыслового содержания необходимо анализировать соответствие различных отображений одних и тех же хозяйственных операций в различных документах. Во всех взаимосвязанных документах сопоставляются итоговые записи, также сопоставляются экземпляры одного документа (если он изготавливался в нескольких экземплярах).
После возбуждения уголовного дела прежде всего необходимо внезапно и как можно скорее допросить свидетелей. Это могут быть, например, работники организации налогового агента; работники бухгалтерии, кассиры, кладовщики и экспедиторы, а также иные сотрудники предприятия, непосредственно участвовавшие в производственных и коммерческих операциях в качестве исполнителей; представители других предприятий или организаций, с которыми в процессе хозяйственной деятельности осуществлялись деловые контакты.
Если в показаниях свидетелей названных категорий обнаружатся существенные противоречия, то их возможно устранить путем очных ставок.
Также в рамках производства следственных действий, не терпящих отлагательства, в случае необходимости обнаружения и изъятия скрываемых документов, а также записей двойной бухгалтерии, черновых записей и т.д. возникает необходимость в обыске. Обыск может быть проведен в помещениях, где проводилась выемка документов: в кабинете бухгалтерии, руководителя и его заместителя; а также по месту жительства руководителя, бухгалтера, на дачах, в автомобилях и подсобных помещениях.
Таким образом, правильно проведенные обыски и выемки на первоначальном этапе расследования обеспечивают расследование необходимыми данными для установления виновных лиц, объема сокрытого и т.д. Назначенные на первоначальном этапе расследования судебно-бухгалтерская, судебно-экономическая, финансово-экономическая, товароведческая и другие экспертизы позволят установить большую часть объективной стороны налогового преступления, криминалистические экспертизы установят по документам реальные операции налогоплательщиков и лиц, составивших подложные документы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.