Первоначальный этап расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение понятия «отмывание» денег впервые нашло свое отражение в международных документах — в Венской Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. Однако сам термин «отмывание» (money laudering) использовался и ранее. Впервые он был употреблен в США в начале 1980-х гг. применительно к переводу доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств, из нелегально полученных денег в легальные доходы.

В современных условиях источниками получения криминальных доходов, кроме наркобизнеса, являются незаконный оборот оружия, содержание притонов, контрабанда, незаконная приватизация, неуплата налогов, хищения в различных сферах финансовохозяйственной деятельности и другие преступления. Соответственно в Страсбургской конвенции Совета Европы 1990 г. об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности «отмыванием» обозначается процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему либо инвестируются иным образом в экономическую деятельность, возвращаясь к владельцу в виде легально полученных доходов.

В российском законодательстве определение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как деятельности, направленной на придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, впервые дано в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. В уголовном законодательстве отражено два вида деликта — когда легализуются и «отмываются» криминальные доходы, приобретенные другими лицами (ст. 174 УК РФ), либо осуществляется легализация доходов и имущества лицом, которое само приобрело их в результате совершения преступления (ст. 1741 УК РФ), для придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению названными средствами.

Главная опасность данного вида преступной деятельности состоит в развитии теневой экономики, неконтролируемом введении в оборот значительных денежных средств, что приводит к ее криминализации. В последнее время доходы, полученные преступным путем, все чаще используются для финансирования организованной преступной (в том числе — террористической) деятельности.

Структура криминалистической характеристики легализации (отмывания) криминальных доходов состоит из следующих основных элементов:

• предмет легализации;

• способ легализации;

• подготовка к совершению преступления;

• обстановка легализации;

• личность (типовой портрет) преступника;

• обстоятельства, подлежащие установлению.

Предметом легализации могут быть денежные средства и ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, недвижимое и иное имущество, страховые премии, товары, сырьевые ресурсы, транспортные средства, правоустанавливающие документы и др.

Способ легализации (отмывания) преступных доходов — один из наиболее важных элементов криминалистической характеристики, как правило, полноструктурный и обусловлен комплексом действий по подготовке преступления, его совершению и сокрытию следов и последствий легализации преступных доходов.

Способы легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, весьма разнообразны, но недостаточно изучены и описаны. Вместе с тем уже известные способы можно подразделить в зависимости от предмета легализации и сферы преступной деятельности.

1. Легализация посредством совершения финансово-кредитных операций, основные из которых названы в упомянутом Федеральном законе. Это следующие операции: зачисление или перевод на счет денежных средств, покупка или продажа наличной иностранной валюты, обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца; использование креди- то-дебитовых банковских карт — в основном это платежи на необработанный баланс кредитной карты; размещение краткосрочных займов для нефтяных, газовых и иных компаний, специализирующихся на продаже сырьевых ресурсов, либо размещение денежных средств, полученных преступным путем, на банковских счетах коммерческих структур; осуществление клиринговых взаиморасчетов и встречных платежей.

2. Легализация посредством осуществления финансово-хозяйственной деятельности: создание фиктивных фирм и совершение через них различных сделок, в первую очередь недействительных (в том числе оспоримых или ничтожных, мнимых или притворных); образование лжебанков, конвертационных центров, совместных предприятий при смешанной форме собственности и размещение их филиалов в оффшорных зонах; создание торговых компаний специально для «отмывания» денег; использование некоммерческих организаций. К некоммерческим организациям относятся учреждения образования, культуры, спорта, общественные организации. Концентрация и «отмывание» денег осуществляется через спонсорские проекты и благотворительные мероприятия.

3. Легализация посредством участия в международной финансово-хозяйственной деятельности. Наиболее распространенными являются: трансферпрайсинг — при участии в экспортно-импортных операциях посредством составления наряду с реальным фиктивного договора с увеличенной суммой сделки и перечислением разницы лжефирме или фирме-посреднику; факторинг-договор финансирования под уступку денежного требования; лизинг-договор финансовой аренды; совершение разного рода бартерных сделок; заключение бестоварных контрактов на оказание маркетинговых, информационно-рекламных и иных консалтинговых услуг.

Российские преступные группировки с целью легализации преступных доходов проникли во многие страны мира и используют в своей деятельности как на территории России, так и в других странах весь арсенал способов легализации, определенный FATF (Financial Action Task Force) — международной организацией, созданной для борьбы с «отмыванием» денег, полученных преступным путем. К ним относятся: неформальная система перевода ценностей и денежных средств — это система перевода денежных средств и иных ценностей за пределами обычной банковской системы, а в ряде случаев существующей параллельно, подобные системы ряда стран связаны между собой, что позволяет беспрепятственно и бесконтрольно для государственных органов перемещать значительные финансовые и материальные средства в разные страны; « отмывание» денег на фондовом рынке посредством спекулятивных действий с акциями предприятий, сговора с брокерами с целью упрощения процедуры проверки добросовестности клиента и происхождения его капиталов; контрабанда и торговля драгоценными металлами и камнями и др.

Подготовка к совершению преступления, направленного на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, имеет ряд особенностей. Легализация нелегально полученных средств может быть связана с их «движением» или сокрытие доходов планируется без «движения».

В первом случае подготовка к совершению преступления может состоять из следующих этапов: концентрация нелегальных доходов, сокрытие следов их происхождения, создание условий для инвестирования в легальную экономику. На этом этапе преступники могут вступать в коррумпированные связи с должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, государственных регистрирующих и контролирующих органов, обеспечивая возможность регистрации фиктивных фирм, в том числе по подложным документам, доступ к банковским счетам и открытию фиктивных счетов на подставных лиц. Кроме этого, преступниками могут использоваться физические и психические методы воздействия на административноуправленческий аппарат и сотрудников названных организаций.

Во втором случае, когда «движение» нелегальных средств не предполагается, отрабатываются варианты размещения денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, на длительное хранение, обеспечивая при этом свободный доступ к нелегально полученным доходам. Цель размещения денежных средств — придание им легальности происхождения по истечению определенного периода.

На этапе подготовки к совершению преступления в большинстве случаев отрабатывается способ сокрытия легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем. Способ сокрытия нередко связан с подделкой документов, подлогами в финансовой и бухгалтерской документации, незаконной переадресовкой денежных сумм с одного счета на другой, проведением финансово-хозяйственных операций через «подставные» фирмы или фирмы-посредники, посредством осуществления недействительных сделок, придающих операциям по легализации нелегально полученных средств характер гражданско-правовых отношений. Однако, не любая сделка или финансовая операция с имуществом, приобретенным преступным путем, будет рассматриваться как легализация, а лишь совершаемая в целях обретения денежными средствами или имуществом, полученными преступным путем, легальности происхождения, правомерности владения и пользования.

Обстановка легализации преступных доходов связана с использованием внешне легальных приемов и методов действий лиц, осуществляющих финансовые, хозяйственно-договорные и иные операции с денежными средствами и имуществом, полученными преступным путем. При этом тщательно скрываются не только действия по легализации, но и преступления, посредством которых были получены криминальные доходы. В сферу такой деятельности вовлекаются, в зависимости от способа легализации, банковские и иные финансовые структуры, коммерческие и торговые предприятия, игорные и развлекательные заведения и др. Коррумпированные сотрудники банков и правоохранительных органов позволяют отмывать преступные доходы в наиболее удобное для преступников время, в том числе непрерывно. Привлекательными для криминальной среды являются оффшорные зоны, существующие в разных государствах и позволяющие при обороте нелегальных средств, вполне законно уходить от уплаты налогов, бесконтрольно ввозить и вывозить капитал, открывать фирмы и компании на имя любого гражданина, в том числе и анонимного.

Преступником может быть лицо, отмывающее доходы, нелегально полученные другими лицами (ст. 174 УК РФ) или свои собственные (ст. 1741 УК РФ), достигшее 16-летнего возраста. Однако совершить данное преступление без посредников и иных лиц практически невозможно. В число возможных участников легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, выполняющих посреднические функции, включаются: должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационнораспорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ); лица, занимающие государственные должности РФ, субъектов РФ, а также государственные служащие и служащие органов местного самоуправления (примечание 2—3 к ст. 285 УК РФ); лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легализация доходов, полученных преступным путем, в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности осуществляется преступниками с использованием высококвалифицированных специалистов (юристов, экономистов, финансистов и др.).

Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании легализации преступных доходов, включают:

• источники получения нелегальных доходов и способы сокрытия их происхождения;

• предмет легализации; место и время начала и совершения операций по легализации преступных доходов;

• размер денежных средств или иного легализуемого имущества, полученных преступным путем, место их нахождения;

• личность владельца нелегальных доходов и лица, осуществляющего операции по их отмыванию и приданию правомерного статуса владению, пользованию и распоряжению;

• криминальные финансовые посредники: банки, фирмы или иные юридические лица, через которые осуществлялись действия по легализации преступных доходов, обстоятельства совершения этих действий;

• характер и виды нарушений, допущенных в банковской или финансово-хозяйственной сфере, связанных с осуществлением операций по легализации (отмыванию);

• способы проникновения криминальных структур в сферу управления банковским бизнесом, добывающую промышленность, промышленное производство, торговые организации и иные структуры;

• причины и условия, способствовавшие совершению действий по легализации денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем.

При расследовании легализации преступных доходов обязательному установлению подлежат обстоятельства, свидетельствующие о соответствии полученной и легализованной части криминальных доходов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.