Качественный к количественный подходы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методология

Исследовательские практики

Подписано в печать 21.12.2004. Формат 60x88/16

Усл. печ. л. 23,5. Уч.-изд. л. 20,2

Тираж 3000 экз. Изд. Лё 980. Заказ № 74

ООО «Флинта», 117342, Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, комн. 345

Тел/факс 334-82-65, тел. 336-03-11

E-mail: flinta@mail.ru, flinta@flinta.ru

Web Site: www.flinta.ru

МПСИ, 113191, Москва, 4-й Рощинский пр., д. 9-а

Тел. 958-19-00 (доб. 111)

E-mail: publish@col.ni

Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14


250


Часть II • Исследовательские практики


Тема 2 Типы в качественной парадигме


251


 


В рамках Ассоциации «устных историков» в США был ре­ализован проект «Знаменитые личности, их друзья и соратни­ки»: каждая президентская библиотека, начиная с Трумэна, содержащая, как правило, материалы, касаюшиеся президен­тства, включает и раздел «устных историй».

Объектами oral history в США в разное время становились истории этносов: история евреев в США, история негров, ис­тория различных племен индейцев. Особенно исследования этого типа популярны в ситуации, когда отсутствуют архивы: устные истории людей, причастных к историческому событию, становятся единственным свидетельством, позволяющим вос­становить, реконструировать его.

5.3. Достоверность и надежность в исследовании типа устная история

Исследование типа oral history, изначально марки­руемое как «сбор свидетельских показаний» очевидцев изуча­емого события, уже в силу своей направленности на «правду» о событии обременено проблемой обоснованности, надежнос­ ти получаемой информации. В самом деле, чего стоят эти са­мые доказательства, если они не соответствуют действитель­ности?

Под надежностью в исследовании этого типа понимается «постоянство (неизменность) в изложении индивидом истории одного и того же события на протяжении различных ситуаций интервьюирования»1 (это может быть интервьюирование од­ного и того же информанта через какой-то промежуток време­ни). В этом смысле можно говорить о «надежных» и «ненадеж­ных» информантах. Так, исследователь Алис Хоффман приводит экстравагантный пример «надежного» информанта, руководителя профсоюзной организации одной из американ­ских сталелитейных компаний: его описание путей привлече­ния его к профсоюзной деятельности и оплаты ее в интервью, данном в исследовании 1966 г., практически полностью совпа­ло с его интервью, опубликованном в книге другого исследова­теля по итогам анализа сталелитейной промышленности в 1935 г.

' Хоффман А . Указ. соч. С. 44.


Совпадение через 30 лет — серьезный признак такой «надеж­ности».

Достоверность информации здесь понимается как степень согласования между изложением события информантом и са­мим событием, каким оно предстает из других первичных ис­точников: официальных документов, фотографий, дневников, мемуаров, писем и т.д. Таким образом, только соотнесение дан­ных интервью с другими источниками (триангуляция данных), совпадение ее с другими данными делает информацию в рам­ках oral history обоснованной.

В этом смысле сегодня считается, что oral history — плюра­листическая исследовательская практика, допускающая ис­пользование различных источников информации.

Есть и еще один способ повышения достоверности, исполь­зуемый П.Томпсоном. В исследовании британского общества начала XX века, о котором мы уже говорили ранее, он исполь­зовал «квотный отбор», который применяется, как правило, в количественных исследованиях. 500 интервью репрезентирова­ли британское население 1911 г. по значимым, по мнению ис­следователя, признакам: полу, профессиональному положению и региону. Впрочем, здесь уже идет речь о достоверности клас­ сического толка: как соответствии получаемой информации ре­альному, «истинному» положению дел.

В целом исследование типа oral history заметно тяготеет к классическому; не случайно его методологи, а также практику­ющие исследователи заимствуют у классической традиции И термины (достоверность, надежность), и отдельные техники (процедуру отбора информантов).

6. История жизни (life story) как тип качественного социологического исследования

6.1. Общие положения

«История жизни» как целостная исследовательс­кая стратегия направлена на сбор и анализ рассказов о жизни, автобиографий, вне зависимости от того, какими методами

 








Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.