Имущество коммерческой организации — основные средства и внеоборотные активы, запасы и иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном бухгалтерском балансе.
В бухгалтерском балансе различают материальные, нематериальные и финансовые активы.
Основную долю имущества коммерческой организации составляют материальные активы — собственность производственного и непроизводственного назначения, имеющая вещественную форму и денежную стоимость. Сюда относятся средства и предметы труда, образующие материально-вещественное содержание основных фондов и оборотных средств.
Нематериальные активы — это интеллектуальная собственность, приносящая доход (права на изобретения, товарные знаки, авторские права, программное обеспечение и т.п.).
Финансовыми активами считаются кассовая наличность, депозиты в банках, ценные бумаги, сданное в аренду имущество, выданные долгосрочные кредиты и т.д.
Имущество коммерческой организации (материальные, нематериальные и финансовые активы) формируется за счет таких источников:
· денежные и материальные взносы учредителей;
· доходы, полученные от реализации продукции, а также других видов хозяйственной деятельности;
· амортизационные отчисления;
· кредиты банков и других кредиторов;
· государственные инвестиции, субсидии и дотации;
· приобретение имущества другого хозяйствующего субъекта;
· лизинг и долгосрочная аренда;
· безвозмездные и благотворительные взносы;
· иные источники.
Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации. Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом - прибыли. Все имущество коммерческой организации учитывается на ее самостоятельном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление имущественная обособленность коммерческой организации.
47. Экономическое содержание прибыли предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Виды прибыли.
Как экономическая категория прибыль — это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль — это превышение доходов над расходами.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.
Балансовая прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.
Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.
Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.
Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.
Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.
Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.
Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.
48. Виды и методы финансового планирования.
Виды финансового планирования
1) По горизонту планирования:
- долгосрочное планирование (до 5х лет);
- краткосрочное планирование (до 1 года)
2) По уровню планирования:
- стратегическое;
- тактическое (оперативное).
3) По уровню структурной иерархии объекта планирования:
- общефирменное финансовое планирование;
- финансовое планирование деятельности бизнес-единицы;
- финансовое планирование деятельности подразделений.
4) По уровням субъекта планирования:
- на высшем уровне;
- на среднем уровне;
- на нижнем уровне.
5) В зависимости от предмета планирования:
- целевое;
- планирование действий;
- планирование ресурсов.
6) По степени детализации плановых решений:
- агрегированное;
- детализированное.
7) По степени централизации плановых функций:
- централизованное;
- децентрализованное;
- круговая форма.
8) По особенностям разработки финансовых планов:
- скользящее планирование;
- периодическое планирование;
9) По обязательности выполнения плановых заданий:
- директивное;
- индикативное;
- смешанное.
10) По особенностям постановки целей:
- реактивное;
- инактивное;
- преактивное;
- интерактивное
Методы финансового планирования:
1. Расчетно-аналитический: на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируется их значение на будущий период. Применяется, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы и взаимосвязь на основе их динамике за ряд периодов.
2. Нормативный: на основе норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Применяется целая система нормативов:
• Федеральные (налоговые ставки, нормы амортизации)
• Региональные (региональные налоги, нормы кредитной задолженности)
• Местные
• Отраслевые
• Нормативы самого предприятия
3. Балансовый: благодаря балансу достигается взаимосвязь имеющихся в наличии у предприятия финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Применяется при прогнозе поступлений и выплат, составлении платежного календаря и планировании общей системы показателей.
4. Экономико-математическое регулирование: заключается в определении количественного выражения взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Сюда входит расчет следующих показателей:
• Прибыль
• Рентабельность
• Ликвидность
• Платежеспособность
• Коэффициент покрытия запасов и т.д.
5. Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 340.