Смысл рациональности Дж. Серля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В «Рациональности в действии» Сёрль формулирует собственное понимание смысла рациональности применительно к человеческому поведению. С его точки зрения, главная черта человеческого поведения состоит в отсутствии непрерывной причинности, связующей в единой последовательности убеждения, мотивы и действия. Или иначе, человеческое поведение – это всегда действие в условиях разрыва. Таких разрывов всего три:

1) Первый связан с общим осмыслением ситуации и формированием рационального плана действия или предварительного намерения. Этот процесс не может продолжаться бесконечно и предполагает осознанный выбор некоторого конечного основания.

2) Второй связан с переходом от предварительного намерения к самому действию, что предполагает скачок от предварительного намерения к намерению в действии.

3) Третий связан с временной структурой действия и с волевым усилием, необходимым, чтобы довести его до конца.

Все три момента предполагают решение свободной воли, которое и заполняет разрыв. Человеческому поведению, как полагает Сёрль, естественно мыслить свободно мотивированным, однако последнее обстоятельство не делает его иррациональным. Суть рациональности в данном случае состоит в необходимом согласовании свободы и институциональной реальности, только в которой возможно полноценное человеческое действие. Как мы видели, фундаментальным условием существования самой институциональной реальности является язык, а фундаментальным условием согласования свободной воли личности и институциональной реальности социума выступает особая форма языкового действия (речевого акта), а именно, «обещание». Эта форма учреждает специфический класс институциональных фактов – «обязательств», которые, в свою очередь, являются внешними рациональными основаниями свободной воли, т. е. таким внешним основанием, которое с необходимостью становится внутренним мотивом, когда придёт время. Тем самым свободный субъект, личность предписывает своему действию дискретную структуру, соразмерную институциональной реальности. Как пишет Сёрль: «Чтобы организовать своё поведение и распоряжаться им, нам нужно создать класс сущностей, аналогичных желаниям по логической структуре, но притом независимых от желания. Нам требуется, коротко говоря, класс внешних факторов мотивации, которые бы представляли основания для действия… Такие сущности связывают рациональных существ только при том условии, что рациональные существа свободно создают их как обязывающие их самих».

(По Исакову http://elibrary.ru/item.asp?id=23069414)

Вариант-2 48-го билета

Исследование проблемы рациональности занимает важное место в сфере его научного интереса. Этой проблеме посвящено одно из его последних фундаментальных произведений «Рациональность в действии», в которой он анализирует факторы, определяющие рациональные действия человека, и природу альтруизма. Пристальное внимание он уделяет также полемике с так называемой «классической моделью» рациональности, феноменам альтруизма и слабости воли.

В своей работе Дж.Серль подвергает резкой критике тех представителей постмодернизма, которые отрицают идею рациональности как таковую. По его мнению, рациональность не требует обоснования, так как любые мысль и язык и, следовательно, рассуждение предполагают наличие рациональности. Можно спорить о теориях рациональности, но нельзя подвергать сомнению ее существование.

Исследуя традиции философских взглядов на рациональность, Серль полемизирует с концепцией рациональности, являющейся доминирующей в западной интеллектуальной культуре, «классической моделью» рациональности: он не пытается опровергнуть эту концепцию, считая ее во многих отношениях правильной и подчеркивая роль рациональности и интеллекта в принятии решений и в жизни вообще, а лишь указывает на некоторые слабые места этой модели и пытается их преодолеть.

«Классическая» традиция рациональности восходит, по мнению Серля, к теориям Аристотеля, Юма и Канта, которые рациональное принятие решений сводили к выбору средств, позволяющих достигнуть определенной цели. В своей работе Серль подвергает критической рефлексии шесть положений, которые являются главными составляющими «классической модели» рациональности:

1. Действия, если они рациональны, обусловлены убеждениями и желаниями, служащими как причинами, так и основаниями действий, а рациональность в значительной степени координирует убеждения и желания, чтобы они приводили к «правильным» поступкам. На это Серль возражает, что рациональные действия вызываются не убеждениями и желаниями, которыми продиктованы только иррациональные и нерациональные действия. В случае рационального поступка субъект должен предположить, что набора убеждений и желаний недостаточно для осуществления действия. Это является исходной предпосылкой процесса обдумывания и абсолютно необходимо для применения рациональности. Здесь возникает разрыв между «причинами» действия, то есть, убеждениями и желаниями, и «следствием» в виде самого действия. Этот разрыв имеет традиционное название – «свобода воли». Для того чтобы рационально принимать решение, субъект должен заранее знать, что обладает свободой воли в любой рациональной деятельности.

2. Рациональность подразумевает соблюдение особых правил, которые проводят грань между рациональным и иррациональным мышлением и поведением. Задача теоретиков «классической модели» состоит в том, чтобы выявить скрытые правила рациональности, которым большинство разумных людей способны следовать бессознательно. Серль опровергает этот тезис, утверждая, что рациональность не является вопросом следования правилам рациональности. Он не отрицает наличие правил, помогающих в рациональном принятии решений, но подчеркивает, что рациональность не сводится к набору правил и рациональность как в мышлении, так и в действии, не ограничивается логической правильностью.

3. Рациональность – это особая познавательная способность, наиболее характерная для человека. В противоположность этому тезису Серль утверждает, что не существует отдельной способности к рациональности, отличной от способностей к языку, мышлению, восприятию и различных форм интенциональности, поскольку рациональность уже включена в их структуру и является их внутренним составляющим.

4. Очевидные случаи слабости воли (то, что древние греки называли акразией) могут возникнуть только тогда, когда налицо изъяны в психологических предпосылках для действия. Поскольку убеждения, желания и, следовательно, интенции являются причинами, то, если соединить их рационально, действие произойдет в результате причинной необходимости. Поэтому если действия нет, в причинах есть некий изъян. По мнению Серля, слабость воли есть всеобщая природная форма иррациональности. Она является естественным следствием разрыва. Вне зависимости от того, насколько безупречно субъект строит предпосылки своего действия, слабость воли всегда возможна. Она появляется от того, что в каждый момент времени разрыв создает неопределенно большое количество вариантов, открытых для субъекта и могущих изменить первоначально принятое решение.

5. Практический разум должен начинать с описания исходных целей действующего субъекта, в том числе его задач, основных желаний, стремлений и намерений, все это само по себе не подлежит рациональным ограничениям. Пока не имеется определенного набора желаний (в широком смысле, то есть, моральные, эстетические, прагматические оценки субъекта рассматриваются как желания), поля деятельности для разума не существует; разум лишь учитывает желания человека, но желания уже должны существовать. На это Серль возражает, что рациональность действия зависит не только от набора мотиваций, от «внутренних» факторов. В реальной жизни имеющееся знание «внешних» фактов может быть рационально принудительным основанием для совершения действия.

6. Система рациональности эффективна только в том случае, если изначальные желания взаимно непротиворечивы, то есть, не содержат логических, концептуальных или прагматических противоречий. Серль же утверждает, что несовместимые разумные основания для действия являются распространенными и, без сомнения, неизбежными. Практический разум связан с разрешением противоречий между конфликтующими, несовместимыми желаниями и другими видами оснований.

Важным отличием рациональности в теории Серля является способность создавать разумные основания для действия, независимые от желания, распознавать их и действовать согласно им. Серль опровергает ошибочные представления релятивистов, утверждающих, что вследствие возникновения противоречий среди рациональных людей рациональность привязана к определенным культурам и отдельным людям. Стандарты рациональности, по мнению Серля, как и стандарты истинности, универсальны. Возникновение противоречий неизбежно, так как рационально действующие субъекты часто имеют различные и противоречивые ценности и интересы, тем не менее одинаково приемлемые с рациональной точки зрения.

 (По И. Яременко http://www.rusnauka.com/3._KAND_2007/Philosophia/18870.doc.htm)

 

 


[1] А именно - первые три книги "Метеорологии", "О небе"; была заново переведена "Вторая аналитика"; стали известны элементы "Оптики" и "Катоптрики" Евклида, "Коника" Аполлония, "Альмагест" и "Оптика" Птолемея, труды Гиппократа и Галена. Позднее, в течение двух десятилетий XIII в., появились остальные книги "Метафизики" и три книги трактата о животных.

[2] Например, Дж. Бруно требует установления в сфере познания "...строгого закона, согласно которому признавались бы лишь истинные и необходимые доводы разума и не имел силы доказательства авторитет сколь угодно превосходного и знаменитого мужа, и чтобы подвергалась позорному осуждению любая мысль, высказанная о видимом и подлежащем рассмотрению вопреки свидетельству наших глаз".

[3] "Курс позитивной философии", "Дух позитивной философии" и "Система позитивной политики".


Дата: 2019-07-24, просмотров: 272.