В соответствии со статьей 861 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
При безналичных расчетах допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
На основании статьи 862 ГК РФ стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов. Общие положения, касающиеся расчетов, определены главой 46 ГК РФ.
Вместе с тем, безналичные расчеты могут регулироваться также и банковскими правилами, в связи с чем следует обратить внимание на "Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации", утвержденное Центральным Банком Российской Федерации 1 апреля 2003 года №222-П (далее Положение №222-П), которое действует с 1 июля 2003 года.
В соответствии с Положением, безналичные расчеты осуществляются физическими лицами (граждане, безналичные расчеты которых не связаны с предпринимательской деятельностью) через кредитные организации, их филиалы (далее - банки), имеющие лицензию Банка России, предусматривающую открытие и ведение банковских счетов физических лиц и (или) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Под текущим счетом физического лица понимается банковский счет, открываемый физическому лицу в банке на основании договора банковского счета, который предусматривает совершение расчетных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам физическими лицами могут применяться установленные законодательством формы безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо).
Списание денежных средств с текущего счета физического лица осуществляется банком по распоряжению владельца счета либо без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств.
Картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется.
В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям в порядке, установленном Положением Центрального Банка Российской Федерации от 3 октября 2002 года №2-П "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации".
После проверки банковским сотрудником документов, представленных физическим лицом, с ним заключается договор банковского счета. В случае изменения данных в договоре банковского счета, физическое лицо обязано уведомить банк в сроки установленные договором.
На основании пункта 1.1.7 Положения №222-П физическое лицо может предоставить другому физическому лицу право распоряжения денежными средствами, находящимися на его текущем счете, на основании доверенности.
Доверенность на распоряжение текущим счетом физического лица в присутствии доверителя удостоверяется банком (уполномоченным работником банка) и заверяется оттиском печати банка. Доверенность может быть удостоверена в нотариальном порядке.
Физическое лицо, выдавшее доверенность на распоряжение текущим счетом, может прекратить ее действие путем подачи в банк заявления.
Расчетные документы, используемые при осуществлении безналичных расчетов физическими лицами по своим текущим счетам, заполняются физическим лицом в соответствии с требованиями Банка России к заполнению расчетных документов, установленными Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П, с учетом особенностей, установленных Положением №222-П, на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации").
Физическое лицо на основании заявления может предоставить банку право на составление расчетного документа от его имени, если это предусмотрено договором банковского счета.
При приеме банком расчетных документов, осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными Положением Банка России от 5 декабря 2002 года №205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П и Положением №222-П. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
При перечислении денежных средств физическим лицом со своего текущего счета на банковский счет юридического лица или на текущий счет физического лица, или на иные счета включая счета самого плательщика, а также юридическим лицом со своего банковского счета на текущий счет физического лица, в поле расчетного документа "Плательщик" и (или) "Получатель" полностью указываются фамилия, имя, отчество (далее - Ф.И.О.) физического лица, со счета (на счет) которого перечисляются денежные средства.
Перечисление юридическим лицом денежных средств со своего банковского счета в пользу нескольких физических лиц, являющихся клиентами одного банка (сумм заработной платы, выплат социального характера и других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации), осуществляется в соответствии с условиями договора, заключенного юридическим лицом с банком, обслуживающим физических лиц - получателей, либо договора банковского счета, заключенного юридическим лицом с обслуживающим его банком. При этом перечисление денежных средств осуществляется общей суммой платежным поручением юридического лица с использованием реестра. Реестр, составленный по форме, согласованной с банком, должен содержать реквизиты банка; Ф.И.О.; реквизиты счетов физических лиц; суммы, подлежащие зачислению на счета физических лиц; подписан уполномоченными лицами юридического лица, имеющими право подписи расчетных документов, и заверен оттиском печати либо оформлен в электронном виде с использованием аналога собственноручной подписи.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕВОДУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ПОРУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ БЕЗ ОТКРЫТИЯ БАНКОВСКОГО СЧЕТА
Без открытия банковского счета осуществляются операции по переводу принятых от физических лиц денежных средств, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в пользу юридических и физических лиц. Основание пункт 1.2.1. Положения №222-П.
Порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, включая порядок оплаты расчетных услуг, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются пунктом 2 статьи 863 ГК РФ; Положением №222-П; Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 4 января 2003 года №17-44/1 "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов".
Порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета доводятся до сведения физических лиц в доступной для ознакомления форме, в том числе путем размещения информации в местах обслуживания клиентов, включая внутренние структурные подразделения банка, и считаются принятыми физическим лицом при подписании им документа на перечисление денежных средств.
В соответствии с пунктом 1.2.3. Положения №222-П банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа.
Форма документа, предназначенного для представления физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками или получателями средств, в адрес которых направляются платежи, при условии, что в документе предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты, на основании которых банками заполняется платежное поручение на бланке формы №0401060.
При осуществлении перевода принятых от физических лиц денежных средств в адрес одного получателя платежное поручение может быть заполнено банком - отправителем платежа на общую сумму, с последующей передачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиями договора, предусматривающего обязательство банка - отправителя платежа направлять документы получателю платежа, а также ответственность банка отправителя за неисполнение обязательства.
Осуществление операций физическими лицами по счетам, открываемым на основании договора банковского вклада, производится в порядке, аналогичном установленному главой 2 Положения №222-П.
РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ
Платежные поручения используются физическими лицами для перечисления денежных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Основание - пункт 2.1 Положения №222-П.
Платежные поручения на перечисление денежных средств с текущего счета физического лица, заполненные и оформленные физическим лицом, принимаются банком или составляются им по заявлению физического лица при наличии денежных средств на его текущем счете.
На основании пункта 2.2. Положения №222-П договором банковского счета может быть предусмотрена оплата платежных поручений, предъявляемых физическим лицом, при недостаточности денежных средств на его текущем счете за счет предоставляемого банком кредита (овердрафта).
Частичная оплата платежных поручений не допускается.
РАСЧЕТЫ ПО АККРЕДИТИВАМ
Пунктом 3.1. Положения №222-П установлено, что при осуществлении безналичных расчетов физическими лицами могут использоваться все виды аккредитивов, установленные законодательством, в соответствии с требованиями Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.
Физические лица вправе применять аккредитивы для осуществления безналичных расчетов при расчетах, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств (физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом).
При расчетах по аккредитиву физическое лицо представляет в банк, в котором открыт его текущий счет, аккредитив на бланке формы 0401063 или заявление на открытие аккредитива, которое составляется в двух экземплярах, разрабатывается банком самостоятельно. Основание - пункт 3.2 Положения №222-П.
Для получения денежных средств по аккредитиву физическим лицом представляется в исполняющий банк опись документов, составленная в произвольной форме и подписанная его собственноручной подписью, с приложением документов, предусмотренных условиями аккредитива.
Если получателем средств по аккредитиву является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в исполняющий банк им представляется реестр счетов, составляемый и оформляемый в соответствии с требованиями Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы.
Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств при выполнении условий аккредитива. Допускаются частичные выплаты по аккредитиву, если они предусмотрены условиями аккредитива.
При соответствии представленных получателем денежных средств документов условиям аккредитива, исполняющий банк осуществляет платеж по аккредитиву. Порядок действий исполняющего банка, связанных с исполнением аккредитива, в том числе с его отзывом и закрытием, регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П.
РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ
Для осуществления безналичных расчетов физическими лицами применяются чеки, выпускаемые банками.
Эти чеки должны содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а также могут содержать дополнительные реквизиты, определяемые целями их применения. Форма чека устанавливается банком самостоятельно. На основании пункта 4.4. Положения №222-П физическое лицо может выступать в качестве чекодателя или чекодержателя.
Если физическое лицо выступает в качестве чекодателя, у него в банке должны быть средства на текущем счету, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков (пункт 4.4 Положения №222-П).
Если физическое лицо выступает в качестве чекодержателя, то, поскольку Положение №222-П регулирует безналичные расчеты, предполагается, что суммы выплат по чеку должны зачисляться на его банковский счет.
Плательщик по чеку обязан удостовериться в подлинности предъявляемого чека.
Чеки, выпускаемые банками, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО
Расчеты по инкассо с участием физических лиц осуществляются на основании инкассовых поручений в соответствии с требованиями, установленными Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
Инкассовые поручения применяются при осуществлении безналичных расчетов физическими лицами при наличии текущего счета:
o для взыскания по исполнительным документам, в случае их предъявления через обслуживающий банк - банк-эмитент;
o в случаях, предусмотренных основным договором, при условии предоставления обслуживающему банку права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
При списании денежных средств со счета физического лица на основании инкассовых поручений применяются правила, установленные настоящим разделом Положения, если получателем (взыскателем) является физическое лицо, и Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации №2-П, если получателем (взыскателем) является юридическое лицо.
В случае недостаточности денежных средств на текущем счете физического лица, списание денежных средств по инкассовому поручению производится в пределах имеющихся на счете денежных средств.
64. Правовые основы денежного обращения.
Под денежной системой государства понимается законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов. В зависимости от вида денег различают два типа денежных систем металлического и бумажно-кредитного обращения. Если первый тип был характерен для начальных этапов развития денежных систем, то в настоящее время в различных государствах установился второй тип денежных систем.
Конституция РФотносит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) и финансового права.
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, помимо Конституции РФ, содержится в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральных законах от 2 декабря 1990 г. № 395 «О банках и банковской деятельности», от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», ГК РФ (ч. 1), Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П), Положении о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации (утверждено ЦБ РФ 1 апреля 2003 г. №222-П) и в некоторых других законодательных актах РФ.
Процесс непрерывного - движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовыми институтами и физическими лицами.
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.
Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.
Главная задача финансово- правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.
Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране, регулировании денежной массы возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.
Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.
Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству денег в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.
Имеются два вида денежного обращения. Во-первых, это обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).
Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.
Право выбирать форму расчетов – наличную или безналичную - принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.
Денежная система РФ включает следующие элементы:
- официальную денежную единицу;
- эмиссию наличных денег;
- организацию наличного денежного обращения.
Первым элементом денежной системы является валюта РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 1О июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. В Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие валюты уточнено.
Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается' и публикуется ЦБ РФ. Валюта РФ включает банкноты (банковские билеты) и монеты ЦБ РФ, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ РФ, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.
Банкноты и монеты ЦБ РФ не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.
При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не может превышать пяти лет. ЦБ РФ вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. О выпуске новых денежных знаков ЦБ РФ обязан предварительно информировать Правительство РФ.
Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, Т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег.
Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации наличного денежного обращения - третьего элемента денежной системы на территории страны на ЦБ РФвозлагаются следующие функции:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление признаков платежеспособности денежных . знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
- определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
65. Понятие кассовой операции
Кассовые операции включают в себя
· прием
· выдачу
· хранение
· пересчет денежной наличности,
· заполнение
· ведение
· прием
· выдачу документов, которые сопровождают денежные операции.
Любое перемещение или движение денежных средств должно отражаться при проведении кассовой операции. Существует определенный порядок, который неукоснительно следует соблюдать.
Теоретически, от обязанностей ведения кассы и проведения кассовых операций могут быть освобождены только те, кто не работают с наличностью. Соответственно, принимать деньги и производить оплату они могут только по безналичному расчету. В действительности такой вариант является исключением из правил.
В этом случае, налоговому инспектору при проверке сообщается в свободной форме, что проводятся только безналичные расчеты. Заявление должно быть документально подтверждено.
Новый порядок с 1 июня 2014 г.
С 1 июня 2014 года взамен утратившего силу Положения Центробанка (ЦБ) РФ от 12 октября 2011 года №373-П вступило в действие Указание ЦБ от 11 марта 2014 года №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Документ прошел государственную регистрацию в Минюсте РФ.
Теперь, согласно новому порядку, для индивидуальных предпринимателей (ИП) и субъектов малого бизнеса (малых предприятий — МП) снят лимит на сумму наличных денежных средств в кассе. Правило лимита осталось только для организаций, не относящихся к субъектам малого бизнеса.
Там формулы, по которым рассчитывается лимит кассы, остались прежними: или исходя из расходов наличных средств по факту, или исходя из объема выручки. Но послабление все-таки сделано. Теперь такие предприятия могут сами выбирать более выгодную им формулу расчета лимита кассы.
В частности, отменено жесткое правило для предприятий, не имеющих наличной выручки, устанавливать лимит кассы только по фактическим наличным расходам. То есть теперь такие предприятия могут изменить лимит в выгодную для себя сторону. Причем налоговая инспекция лишена права на перерасчет вновь установленного лимита и может лишь контролировать, соблюдается он или нет.
Однако, чтобы избежать конфликтов с налоговиками, владельцам (или исполнительным директорам) таких предприятий лучше все-таки подстраховаться — издать приказ со ссылкой на Указание ЦБ №3210-У о том, что с 1 июня 2014 года установлен новый порядок установления лимита.
Такие приказы рекомендуется иметь и всем обособленным подразделениям предприятий, не относящихся к субъектам малого бизнеса, если те сдают наличную выручку не в кассу головного предприятия, а непосредственно в банк.
Нововведения для ИП и малых предприятий
Они заключаются в следующем:
- индивидуальный предприниматель теперь не обязан вести как саму кассовую книгу, так и, соответственно, расходные и приходные кассовые ордера (правило ведения кассовых документов распространяется только на тех ИП, которые работают в специальных режимах налогообложения, указанных в налоговом законодательстве);
- еще одно послабление касается как ИП, так и малых предприятий: у них изъяли обязанность оформления реестра депонированных сумм (до вступления в силу Указания ЦБ №3210-У индивидуальный предприниматель или кассир МП были обязаны в последний день выдачи наличных средств внести в реестр неполученные по каким-либо причинам работниками суммы «налички»). По новому порядку ИП или кассир МП в последний день выдачи денег должны лишь записать в ведомости «депонировано» (напротив фамилии сотрудника) и скрепить запись печатью. Затем ИП выводит в ведомости сумму выданной «налички» по факту и сумму, подлежащую депонированию, и подписывает ведомость. На малом предприятии порядок действий тот же, только их проделывает кассир, после чего передает ведомость на подпись главбуху или иному уполномоченному на то лицу;
- новый порядок содержит еще одно послабление для ИП, работающих в специальных режимах налогообложения, и малых предприятий — ИП или кассир могут не вести кассовую книгу в те дни, когда не было расчетов наличными средствами;
- согласно Указанию ЦБ №3210-У кассиры МП могут вносить в кассовые документы изменения (но только не в приходные и расходные кассовые ордера!). Например, в кассовой книге можно зачеркнуть неверную запись, внести рядом правильную и скрепить исправление подписью кассира (но обязательно расшифровать суть исправлений — почему, в связи с чем).
Виды кассовых операций
По кассе проводятся приходные и расходные кассовые операции.
1. Приходные кассовые операции – это поступление денег в кассу из любых источников.
2. Расходными кассовыми операциями определяется действие, связанное с изъятием денежной наличности из кассы.
К расходным кассовым операциям относятся:
· выплата аванса и заработной платы сотрудникам
· выдача командировочных и представительских расходов
· выдача наличных средств на хозяйственные нужды
· передача денег в банк
· выплаты социального характера
Кто может вести кассовые операции
Кассовые операции имеет право вести кассир или другое лицо, которое наделяется данными полномочиями руководителем организации. В обоих случаях, необходимо издать соответствующий приказ.
Вероятней всего, что на предприятии малого бизнеса, исходя из норм загрузки, достаточно будет одного кассира. Но если их будет несколько, тогда по штатному расписанию вводится должность старшего кассира.
Если рассматривать ситуацию, когда сотрудников нет, то кассовые операции проводит индивидуальный предприниматель.
Положение о ведении кассовых операций
Порядок ведения операций по кассе определяется Положением ЦБ РФ. Согласно данному положению о кассовых операциях, индивидуальные предприниматели и предприятия малого бизнеса обязаны соблюдать определенный порядок учета кассовых операций. Ранее документ на эту категорию предпринимателей не распространялся.
Для регулирования порядка денежного обращения,все, кто использует наличные деньги, должны придерживаться кассовой дисциплины.
Документальное оформление кассовых операций
1. Для подтверждения движения денежных средств используют приходный (ПКО) и расходный (РКО) кассовый ордер. Они относятся к первичным документам по кассовым операциям и имеют общепринятую утвержденную форму.
Приходный ордер В нем указывается источник поступления средств.
По правилам, должен заполняться бланк ордера и квитанция к этому ордеру. Но на практике есть случаи, когда ограничиваются заполнением только квитанции. Правила заполнения не допускают такого варианта. Сначала должен заполняться бланк ордера, а потом выписываться квитанция.
Когда прилагаются дополнительные документы, то их надо указывают в ордере. В качестве таких документов может служить акт выполненных работ или оказанных услуг.
Приходный кассовый ордер подписывается бухгалтером или другим уполномоченным лицом. Но эти полномочия должны быть подтверждены доверенностью.
В кассу деньги должны поступать в день составления приходного ордера. В противном случае, он является недействительным. Своевременное составление ордера – один из пунктов соблюдения кассовой дисциплины.
Расходный кассовый ордер используют для выдачи наличных из кассы. Он заполняется непосредственно перед выдачей денежных средств. Сумма вписывается от руки самим получателем.
2. Вся информация заносится в кассовую книгу.
Она должна заполняться регулярно и своевременно. Это обязательный документ. Не играет никакой роли, применяется кассовый аппарат или нет.
Тщательное ведение кассовой книги – это, прежде всего, кассовая дисциплина, которая должна строго соблюдаться.
Основные требования по ее оформлению:
· на первом листе должны указываться все реквизиты
· кассовая книга предназначена для ведения только одного календарного года и не более
· обязательно нумеруются все страницы, затем прошиваются. Их общее количество указывается на последней странице
Кассовая книга заполняется на основании кассовых ордеров: приходного и расходного.
3. Если есть работники, то наличные выплаты оформляются расчётно-платёжной или платежной ведомостью.
Бухгалтерский учет кассовых операций
Учет кассовых операций заключается в контролировании за движением наличных средств.
Для проведения операций, связанных с наличностью, в бухгалтерском плане счетов применяется счет 50 «Касса».
Поступление средств учитывается по дебету, расход (выплата) — по кредиту. При необходимости, используются субсчета, такие как:
· учет поступления и расхода денег в национальной валюте
· перемещение средств по различным кассам, если их несколько
· перемещение денежных документов
По счету «Касса» проводится синтетический учет операций. Он позволяет отследить все движение наличных средств.
Аудиторская проверка кассовых операций
Проверку порядка кассовой дисциплины осуществляет налоговый инспектор. В ходе нее выясняется:
· каким образом осуществляется контроль за порядком кассы
· правильно ли ведется кассовая книга
· проверяется соответствие отчётов с первичной документацией
· насколько полно приходуется средства, которые были полученны в банке
· соответствие записей с данными банка
· использование по назначению денежных средств, полученные с расчетного счета
· проверяется контроль за соблюдением установленного лимита кассы
Во избежание наложения штрафных санкций, необходимо отслеживать, правильно ли заполняются и оформляются:
· кассовая книга
· отчёты по приходно-расходным ордерам
· подтверждающие документы, которые необходимы при проведении операций.
При соблюдении этих обязательных правил, организация ведения кассы будет считаться удовлетворительной и аудит учета кассовых операций закончится положительным результатом.
Правила ведения операций по кассе
В общий порядок операций по кассе входит:
· прием, сохранность и выдача денежных средств
· оформление прилагающихся документов
· ревизия кассы
· соблюдение кассовой дисциплины.
Исходя из этого, установлены правила ведения операций по кассе.
Представитель малого бизнеса, индивидуальный предприниматель должен в обязательном порядке устанавливать лимит кассы.
Для проведения операций по кассе в помещении отводится специальное место. К концу дня просчитывается и выводится остаток наличных денег. Это необходимо делать ежедневно.
Чтобы установить лимит, оформляется распорядительный документ. Он фиксируется распоряжением в произвольной форме. Ставить в известность никого не надо. Период, на который устанавливается лимит, также решается самостоятельно.
Индивидуальные предприниматели и предприятия малого бизнеса обязаны:
· определить лимит остатка денег, находящихся в кассе. Высвобожденные средства сверх установленного лимита должны должны храниться на банковских счетах
· все операции по кассе оформлять приходным (ПКО) и расходным (РКО) кассовым ордером. В наличии должны быть все необходимые кассовые документы
· ежедневно вести кассовую книгу. Вносить в нее все записи, т.е. производить полное оприходование денежной наличности в кассу
· руководитель организации (индивидуальный предприниматель) обязан обеспечить организацию полным ведением кассовых операций
· не допускается накопление наличных свыше установленного лимита. Исключением могут быть дни выплаты зарплаты и выходные (нерабочих праздничных дни), если велись кассовые операции.
Сохранность наличных средств обеспечивается своими силами. Руководитель предприятия (индивидуальный предприниматель) несет ответственность за своевременную передачу денег в банк и за лимит находящихся средств в кассе.
За ведение кассовых документов ответственность несет кассир, контроль за кассовыми операциями осуществляет руководитель и бухгалтер.
Ведение операций по кассе может осуществляться в бумажном виде или в электронном. Кассовые документы, которые ведутся на компьютере, должны распечатываться и раз в год брошюроваться в кассовую книгу.
66. Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в наличной форме.
Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения
1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:
быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, должна:
быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.
Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику
1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
2. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:
использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.
67. Понятие национальной платежной системы и порядок оказания платежных услуг (в т.ч. осуществления перевода денежных средств и использования электронных средств платежа) Закон «О национальной платежной системе» вводит новые понятия и определения в целях регулирования порядка оказания платежных услуг. В статье представлены основные и самые значимые из них. От их правильного понимания во многом зависит точность толкования положений закона. • платежная услуга - услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей. • перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика. • трансграничный перевод денежных средств - перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами РФ, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк. • электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлениюинвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций. • электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиентуоператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передаватьраспоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводуденежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств Персонифицированным электронное средство платежа является в случае проведенияоператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Использование электронного средства платежа в этом случае осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России. Неперсонифицированным электронное средство платежа является в случае непроведенияоператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Использование электронного средства платежа в этом случае осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей. Использование электронного средства платежа клиентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификацииоператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств. В случае превышения суммы, оператор электронных денежных средств обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышенияуказанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежаоператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условияхиспользования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа. Оператор по переводу денежных средств обязан также информировать клиента осовершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путемнаправления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. В случае если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции он обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента, за исключением случаев несообщения клиентом о случаях утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия. В случае персонифицированных электронных средств платежа, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление о случаях утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиентусумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средствобязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица. • платежная система - совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств. • участники платежной системы - организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств.
|
Требования к организации и функционированию платежных систем
Платежные системы являются ключевой частью финансово-кредитной инфраструктуры рыночной экономики, связующим звеном между её субъектами. Их деятельность способствует стабилизации экономического развития страны, эффективному проведению денежно-кредитной политики, поддержке доверия к национальной валюте, обеспечению устойчивости банковского сектора и финансовой стабильности государства в целом. Усиление вовлеченности российской экономики в мировую экономическую систему, вступление во Всемирную торговую организацию, интеграция со странами СНГ, позиционирование российского рубля как региональной расчетной валюты, реализация планов по созданию международного финансового центра требуют более активного развития национальной платежной системы России. Одним из препятствий к этому являлось несовершенство законодательного регулирования.
Принятие Федеральных законов от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” и № 162-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О национальной платежной системе” вывело законодательное регулирование национальной платежной системы на новый, более современный уровень. При разработке законов активно использовался зарубежный опыт.
Закон № 161-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
Законом введено понятие платежной услуги. В него включены: услуги по переводу денежных средств, услуги по приему платежей, услуги почтового перевода денежных средств.
Услуги по переводу денежных средств могут оказывать операторы по переводу денежных средств – ими могут являться кредитные организации, Банк России, Внешэкономбанк. Услуги должны оказываться только на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Услуги по приему платежей имеют право оказывать платежные агенты. Их оказание регулируется Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”. Изменениями, внесенными Законом № 162-ФЗ, усилен контроль за использованием платежными агентами наличных денежных средств – предусмотрены специальные банковские счета, по которым должны будут переводиться принятые денежные средства. Контроль возложен на налоговые органы. В свою очередь, Банк России наделен полномочиями по мониторингу деятельности операторов по приему платежей.
В рамках Закона № 161-ФЗ регулируется деятельность банковских платежных агентов, действующих на основании договора с кредитной организацией. Существенно расширены функции банковских платежных агентов.
Что касается приема платежей непосредственно банками, то согласно закону о НПС они будут оказывать только услуги по переводу денежных средств на основании своей банковской лицензии. Договоры на прием платежей в качестве платежных агентов, которые были заключены на основании Федерального закона № 103-ФЗ, после вступления в силу “смежного” Закона № 162-ФЗ с 1 октября 2011 г. должны быть расторгнуты. По этому вопросу Банком России выпущено разъяснение от 7 июля 2011 г. № 99-Т “О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе”.
Услуги почтового перевода денежных средств вправе оказывать организации федеральной почтовой связи в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ “О почтовой связи”.
Также Законом запрещено установление минимальных размеров комиссионного вознаграждения за оказание платежных услуг при взимании платы за оказание услуги в процентном соотношении от суммы платежа.
Существенное внимание в Законе о НПС уделено электронным денежным средствам. В силу своей технологичности, средств и способов оформления переводов денежных средств они становятся все более востребованными. До принятия Закона № 161-ФЗ электронные денежные средства находились в зоне правового риска, сейчас эта сфера будет легальна и подконтрольна. Переводимые денежные средства остаются безналичными денежными средствами, учитываемыми без открытия банковского счета. Операторами электронных денежных средств смогут быть только кредитные организации, включая новый вид небанковских кредитных организаций (НКО), для которых предусмотрен упрощенный режим создания и регулирования.
Для передачи распоряжений об осуществлении переводов электронных денежных средств клиенты смогут использовать различные электронные средства платежа. Требующие и не требующие проведения идентификации. С этим связаны устанавливаемые ограничения по остаткам электронных денежных средств и объему проводимых операций. Неперсонифицированное электронное средство платежа позволяет проводить разовое перечисление денег на сумму не более 15 тыс. руб. (или на эквивалентную сумму в иностранной валюте по официальному курсу Банка России). Одновременно такие платежи в общей сумме не могут превышать 40 тыс. руб. в течение календарного месяца. При использовании персонифицированного электронного средства платежа проводится идентификация плательщика, максимальная сумма разового платежа составляет 100 тыс.
руб. Корпоративное электронное средство платежа может использоваться юридическими лицами при обязательном выполнении их идентификации на сумму не более 100 тыс. руб. в день.
Закон № 161-ФЗ позволяет относить к электронным средствам платежа все перспективные платежные инструменты. Клиенты получили гарантии большей степени информированности об условиях использования электронных средств платежа (платежной карты или иных) – кредитная организация обязана предоставить клиенту до его использования подробную информацию об условиях его использования, включая ограничения и риски.
По каждой совершенной операции банк обязан направить клиенту уведомление (требование вступает в силу с 30 декабря 2012 года). Уведомление может быть направлено любым способом, оговоренным в договоре. Если операция не санкционирована клиентом, клиент должен заявить об этом в банк. На банк возложена обязанность возместить клиенту сумму неправомерно совершенной операции, при условии, что банк не докажет, что клиентом нарушен порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение операции без согласия клиента. Бремя доказывания несет в этом случае банк, что соответствует практике законодательного регулирования рынков платежных услуг развитых стран. Исключение составляет случай проведения операций по переводу электронных денежных средств с использованием неперсонифицированных электронных средств платежа.
Закон о НПС предоставляет банкам дополнительные возможности для расширения сферы безналичных расчетов. Кроме переводов электронных денежных средств, это реализация возможности применения прямого дебетования. Широко распространенное в зарубежной практике, оно представляет собой ситуацию, когда поставщик регулярно выставляет требования на списание с банковского счета платы за оказываемые услуги, а банк осуществляет такие списания при наличии согласия плательщика. Это позволяет ускорить получение платежей, особенно при внедрении электронного документооборота.
Также в законе описан порядок взаимодействия банков с небанковскими организациями (операторами связи, банковскими платежными агентами) при оказании услуг по переводу денежных средств. Это позволяет включить в правовое поле операции по осуществлению платежей с помощью мобильных телефонов. За счет участия в платежных системах кредитные организации смогут оптимизировать издержки на осуществление переводов денежных средств.
Закон № 161-ФЗ не содержит специальных норм, посвященных международным платежным системам, например VISA Int., MasterCardInt. и другие. Такие платежные системы при осуществлении в их рамках переводов денежных средств на территории Российской Федерации рассматриваются как подпадающие под российскую юрисдикцию. Такие системы должны будут иметь юридическое лицо, выполнять функции оператора платежной системы, быть зарегистрированными на территории Российской Федерации и быть включенными в реестр Банком России. Операционные центры могут находиться на территории иностранных государств, но ответственность за их деятельность, например при ненадлежащем оказании операционных услуг, полностью возложена на операторов платежных систем.
На основании Закона о НПС Банк России получил новые полномочия по надзору и наблюдению в национальной платежной системе. В ранее действовавшей редакции Федерального закона от 10 июля 2002 г. “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” полномочия в этом направлении ограничивались деятельностью кредитных организаций и не распространялись на платежные системы.
Осуществление этих функций Банком России в отношении платежных систем связано с регистрацией операторов платежных систем. Организации, намеревающиеся стать операторами платежных систем, обязаны будут зарегистрироваться в Банке России с июля 2012 г. путем направления регистрационного заявления и соответствующих документов. Операторы будут включены в специальный общедоступный реестр, который будет вести Банк России. Любое заинтересованное лицо сможет узнать, насколько легально действует та или иная платежная система.
Целью деятельности Банка России в сфере регулирования данной сферы установлено обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы.
70. Понятие клиринга. Участники клиринга. Требования, предъявляемые к участникам клиринга.
Кли́ринг (англ. clearing — очистка) — безналичные расчёты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности".
Клиринг — процедура финансовых оборотов, в которой клиринговый субъект работает в качестве посредника, и принимает на себя роль покупателя и продавца в данной транзакции с целью обеспечения заказов между двумя сторонами. Такая практика используется обычно в международном обороте между предприятиями. По-другому такие транзакции называют ещё компенсационными транзакциями.
Клиринг также используется в банковском деле, как «очищение» взаимных обязательств, часто работая циклически, а для выполнения этих функций банки часто используют клиринговые центры. В этом случае клиринг выступает формой безналичных двусторонних или многосторонних расчётов в системе платежей.
Основой клиринга могут быть также торговые договоры, которые подписываются с целью уравновешивания стоимости в оборотах и определяющие количество и тип товаров, а также платежные договоры, которые устанавливают условия выполнения расчётов между партнёрами. Оплата наличными может быть реализована только между двумя партнёрами. Она выравнивает балансовую разницу в конечном сальдо сторон, как двух- или многосторонних обязательств, которые являются следствием соглашений гражданско-правовых, публично-правовых, или соглашений смешанного характера.
Различают виды клиринга: банковский, между предприятиями, между государствами (двусторонний и многосторонний). Клиринговые учреждения по форме собственности делятся на частные и государственные.
В Российской Федерации клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Также клиринговое учреждение может осуществлять свою деятельность на некоммерческой основе в ряде случаев.
· Типы: Банковский клиринг представляет собой систему межбанковских безналичных расчётов, осуществляемых через расчётные палаты и основанных на взаимном зачёте равных платежей друг другу.
· Валютный клиринг представляет порядок проведения международных расчётов между странами, основанный на взаимном зачёте платежей за товары и услуги, обладающие равной стоимостью, исчисленной в так называемой клиринговой валюте по согласованным ценам.
Простой клиринг — определение обязательств каждого участника клиринга и расчёты по ценным бумагам и денежным средствам по каждой совершённой участником клиринга сделке клирингового пула.
· Многосторонний клиринг — определение обязательств каждого участника клиринга и расчёты по ценным бумагам и денежным средствам по всем совершённым участником клиринга сделкам клирингового пула.
· Товарный клиринг — безналичные расчёты между предприятиями за поставленные, проданные друг другу ценные бумаги или товары и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.
Статья 11. Требования к участникам клиринга
Требования к лицам, которые могут являться участниками клиринга, устанавливаются правилами клиринга. Правилами клиринга могут быть определены различные группы (категории) участников клиринга и установлены требования к участникам клиринга, а также права и обязанности участников клиринга, относящихся к различным группам (категориям) участников клиринга. Требования к участникам клиринга одной группы (категории) могут отличаться от требований к участникам клиринга других групп (категорий), но должны быть одинаковы по отношению к участникам одной группы (категории).
2. Правилами клиринга должны быть установлены требования к финансовой устойчивости участников клиринга, осуществляемого с участием центрального контрагента, за исключением Банка России, а также федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к функциям которых отнесено составление и (или) исполнение соответствующего бюджета, и лиц, действующих от их имени.
3. Участники клиринга, к финансовой устойчивости которых установлены требования, обязаны предоставлять клиринговой организации отчетность, характеризующую их финансовое состояние, в объеме, порядке и сроки, которые определены правилами клиринга, а также незамедлительно уведомлять клиринговую организацию о своем несоответствии указанным требованиям.
4. Стороной договора, заключенного на организованных торгах на основании заявки, в которой указан клиринговый брокер, является такой клиринговый брокер.
71.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности".
72.Понятие и содержание валютного регулирования, основные этапы в Росии.
Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политикигосударства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.
К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.«О валютном регулировании и валютном контроле».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 231.