Бюджетная система Российской Федерации, ее структура. Принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ - часть финансовой системы России.

Структура бюджетной системы РФ

Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Принципы бюджетной системы РФ

1. Принцип единства бюджетной системы РФ – это единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ и т.д.;

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – это закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления: обеспечивать самостоятельно сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;2) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;3) самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.;

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – это определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и др.;
5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

9. Принцип гласности;

10. Принцип достоверности бюджета;

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает;

12. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

79. Доходы бюджетов: понятие, виды. Зачисление доходов в бюджет.

 

В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование доходов бюджетов производится в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

Виды доходов бюджета:

1. по уровню бюджетной системы:

федерального бюджета;

субъектов РФ и бюджетов муниципальных районов;

городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

доходы бюджетов городских и сельских поселений.

2. по источнику (ст. 41 БК РФ):

налоговые доходы;

неналоговые доходы;

безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями и т.д.

К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

 Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на доходы физ. Лиц, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за использование животного мира и за пользование водных ресурсов, гос. Пошлина.

Региональные налоги: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.

Местные налоги: земельный налог, на имущество физ. лиц.

 

80. Доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ, доходы местных бюджетов.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;

полностью собственные неналоговые доходы;

доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на доходы физ. Лиц, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за использование животного мира и за пользование водных ресурсов, гос. Пошлина.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

Региональные налоги: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Также полностью поступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Другие неналоговые доходы поступают в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные налоги: земельный налог, на имущество физ. лиц.

 

 

81. Расходы бюджетов. Реестры расходных обязательств. Разграничение расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Субъекты осуществления бюджетных расходов.                                       Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборону и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность.                                               Экономическая классификация - это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются текущие расходы и капитальные расходы.                                                                                               К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии бюджетной классификацией.                          Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований.                                                                                                     Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе

субвенций бюджетам субъектов РФ, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных им отдельных государственных полномочий РФ;

субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ.

Исключительно из федерального бюджета финансируются функциональные виды расходов (например: функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности и прочие).

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов (например: обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечение социальной защиты населения и прочие).

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов (например: обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ и прочие).

Исключительно из местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов. Например:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

 

82. Виды и порядок предоставления бюджетных ассигнований

К бюджетным ассигнованиям (расходам) относятся ассигнования:

на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

на социальное обеспечение населения;

на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

на предоставление межбюджетных трансфертов;

на предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

на обслуживание государственного (муниципального) долга;

на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Важно, на наш взгляд, рассмотреть содержание и структуру оказания государственных услуг.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования:

а) на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

б) на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

в) на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

г) на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам,

осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий),

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа,

закупки товаров в государственный материальный резерв.

Социальное обеспечение населения осуществляется за счет бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Бюджетные ассигнования предусматриваются в отдельности по каждому виду обязательств — это пенсии, пособия, компенсации и другие социальные выплаты.

 

 

83. Бюджетная классификация: понятие, значение и состав. Единство бюджетной классификации.

Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (Федеральный закон ≪О бюджетной классификации РФ≫).

Бюджетная классификация включает в себя:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

7) классификацию.видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Она имеет важное значение, так как используется для:

· составления, утверждения и исполнения бюджета;

· контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

· обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

· составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация утверждена ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» от 15.08.1996 №115-ФЗ (в редакции от 5.08.2000 № 115-ФЗ).

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается федеральным законом.

 

 

84. Формы и условия межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

 

 

85. Формы и условия межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ

Согласно ст.135 межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

 дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

 субсидий местным бюджетам;

 субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

 иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

 

 

86. Формы и условия межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджета

Согласно ст. 142 межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

 дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

 субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

 субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

 иных межбюджетных трансфертов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Субсидии бюджету субъекта РФ из местных бюджетов предоставляются в порядке, установленном ст. 142.2 Кодекса, в соответствии с п. 2 которой субсидии из бюджетов поселений, перечисляемые в бюджет субъекта РФ, учитываются в до-ходах бюджета субъекта РФ и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки поселений. В слу-чае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями ОГВ субъектов РФ по расчету и предос-тавлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений указанные субсидии из бюджетов поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, учитываются в доходах бюджета субъекта РФ и в бюджетных ас-сигнованиях регионального фонда компенсаций для распределения между бюджетами муниципальных районов. Субсидии из бюджетов муниципальных районов и городских округов, перечисляемые в бюджет субъекта РФ, учитываются в доходах бюджета субъекта РФ и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Порядок предоставления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера установлен в ст. 142.3 Кодекса.

Согласно ст. 142.4 Кодекса в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представи-тельного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Кодекса и соответствующими им законами субъекта РФ, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета му-ниципального района.

Законом 2007 г. N 63-ФЗ введено условие предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений: соблюдение соответствующими ОМСУ поселений бюджетного законодательства РФ и зако-нодательства РФ о налогах и сборах. Данное условие не распространяется на предоставление из бюджетов муниципальных районов субвенций бюджетам поселений, т.е. межбюджетных трансфертов на финансирование делегированных полномочий.

 

87. Понятие, особенности и основные виды целевых денежных фондов

 

Целевые денежные фонды можно представить в нескольких аспектах: экономическом, материальном и юридическом.

В экономическом аспекте целевой фонд денежных средств есть один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных групп населения.

В материальном аспекте целевой фонд денежных средств - это денежные средства государства или муниципальных образований, имеющие целевое назначение, собственные доходные источники и строго обозначенные направления расходов.

В юридическом аспекте целевые денежные фонды имеют финансово-правовой статус.

Финансово-правовая характеристика целевого денежного фонда как звена финансовой системы выражается в том, что это финансовый план аккумулирования и распределения денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета или выделенных в составе бюджета отдельными правовыми нормами, имеющих собственные доходные источники и предназначенных для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

Фонды денежных средств имеют следующие юридические особенности:

- занимают особое местоположение в финансовой или бюджетной системе государства или муниципальных образований. Целевые бюджетные фонды образуются в составе федерального бюджета, региональных или муниципальных бюджетов, подчиняются общим принципам бюджетного процесса, но имеют финансовую обособленность. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней (ст. 13, 14 БК);

- представляют собой правовую форму совокупности экономических отношений по поводу образования и распределения финансовых ресурсов определенной территории.

- всегда имеют определенные цели финансирования, для обеспечения которых они и создавались, следствием чего является наличие в финансово-правовом статусе целевых фондов запрета направлять привлеченные денежные средства на финансирование мероприятий, не предусмотренных целями деятельности фонда.

- денежные средства, аккумулируемые в целевых фондах, принадлежат на праве собственности соответствующему государственно-территориальному образованию, но передаются в оперативное управление государственному или муниципальному учреждению.

- осуществляют финансовую деятельность на основании смет доходов и расходов, утверждаемых представительным органом власти соответствующего территориального уровня;

- имеют собственную систему источников правового регулирования.

Видовое множество целевых денежных фондов предполагает их классификацию.

По отношению к бюджетной системе выделяют: 1) целевые бюджетные фонды (образуемые в составе соответствующего бюджета и исполняемого в рамках общего бюджетного процесса); 2) целевые внебюджетные фонды (денежные средства, обособленные от бюджета и имеющие специфику в процедурах формирования, исполнения, представления отчетности и финансового контроля).

В зависимости от целевого назначения выделяют: 1) социальные фонды; 2) экономические фонды

По территориальному признаку целевые денежные фонды подразделяют: 1) на федеральные 2) региональные 3) муниципальные.

По юридической природе нормативного акта, послужившего источником образования, выделяют целевые денежные фонды: 1) образованные в силу императивного требования закона; 2) образованные на основе подзаконного нормативного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственного нормативного акта и т.д.).

 

88. Правовой режим целевых бюджетных фондов

Целевой бюджетный фонд — ϶ᴛᴏ фонд денежных средств, образуемый в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целе­вых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступле­ний и используемый по отдельной смете.

Средства бюджетных фондов имеют определенные цели рас­ходования и не могут быть использованы на цели, не соответ­ствующие назначению целевого фонда.

Целевые бюджетные фонды будут составной частью со­ответствующего бюджета, по϶ᴛᴏму определение порядка их фор­мирования и использования относится к бюджетной компетен­ции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
Стоит отметить, что основы правового режима целевых бюджетных фондов установлены БК РФ. Применительно к муниципальным целевым фондам нормы Кодекса дополняют нормы Федераль­ного закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Конкретизируется перечень целевых бюджетных фондов, порядок их формирования и распределе­ния ежегодными законами о федеральном бюджете, законами субъектов РФ о региональных бюджетах и решениями местных органов самоуправления о муниципальных бюджетах.

Финансово-правовой статус целевого бюджетного фонда оформляется отдельной сметой, разрабатываемой, утверждае­мой и исполняемой в порядке общего бюджетного процесса. Исходя из ст. 39 БК РФ доходы целевых бюджетных фондов учи­тываются в составе доходов бюджета. Статья 275 БК РФ пред­писывает органам исполнительной власти предоставлять отчет об исполнении целевых бюджетных фондов одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета.

Действующие в современной бюджетной системе целевые бюджетные фонды в основном были образованы посредством консолидации в бюджет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего уровня ранее функ­ционировавших внебюджетных фондов. В наибольшей степени ярко подобная тенденция прослеживается в бюджетах субъектов РФ. По­чти во всех бюджетах субъектов РФ существуют следующие це­левые бюджетные фонды: экологические, дорожные, воспроиз­водства минерально-сырьевой базы, жилищных инвестиций, восстановления и охраны природоресурсных объектов.

 




Правовой статус Пенсионного фонда РФ. Образование и расходование средств Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ будет самостоятельным финансо­во-кредитным учреждением, особенность финансово-правового статуса кᴏᴛᴏᴩого заключается в наличии права выполнять от­дельные банковские операции в порядке, установленном зако­нодательством РФ о банках и банковской деятельности.

Основное предназначение Пенсионного фонда РФ заключа­ется в финансовом обеспечении выплат государственных пен­сий, пособий по уходу за ребенком старше полутора лет, а также в оказании органами социальной защиты населения материаль­ной помощи престарелым и инвалидам.                                                               Денежные средства фонда формируются за счет:

страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в т.ч. фермеров и адвокатов, страховых взносов иных категорий работаю­щих граждан;

ассигнований из федерального бюджета на выплату государ­ственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям со­циальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полугора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

средств, возмещаемых фонду Государственным фондом за­нятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в резуль­тате предъявления регрессных требований;

добровольных взносов физических и юридических лиц.

Расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ осу­ществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с целями его деятельности.                                                                                        Стоит отметить, что основ­ными статьями расходов фонда будут:

выплата в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударствен­ными и международными договорами государственных пенсий, в т.ч. гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

выплата пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

оказание органами социальной защиты населения матери­альной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение теку­щей деятельности Пенсионного фонда и его органов.

 

Правовой статус Фонда социального страхования РФ. Образование и расходование средств Фонда социального страхования РФ.

Правовой режим Фонда социального страхования РФ (ФСС) определен: БК РФ, федеральными законами «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ и «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125-ФЗ.

Средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Источниками образования фонда являются:

- налоговые доходы (часть единого с/х налога, единого налога на вмененный доход, единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения)

- страховые взносы по установленным тарифам

- доходы от размещения части временно-свободных средств фонда

- средства федерального бюджета

- безвозмездные перечисления

- прочие доходы, не запрещенные законодательством.

Тариф страховых взносов по обязательному социальному страхованию 2,9% от фонда оплаты труда + страховые взносы по установленным тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний.

Средства ФСС используются на выплату:

1.Пособие по временной нетрудоспособности.

2.Пособие по беременности и родам

3.Единовременное пособие женщинам, ставших на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности.

4.Единовременное пособие при рождении ребенка.

Назначается одному из родителей, выплачивается при рождении каждого ребенка. Это пособие получают и неработающие родители.

5.Ежемесячное пособие за уходом ребенка до 1,5 года.

6.Пособие на погребение.

7.На санитарно-курортное лечение и оздоровление.

 

91. Правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан, образование и расходование их средств.

В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются фонды обязательного медицинского страхования: -
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
• территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Правовой базой этих фондов является: Положение, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Он подотчетен Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением). Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
1) финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
2) обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан РФ"; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
3) обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
4) аккумуляция финансовых средств Федерального фонда медицинского страхования;
5) финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;
5) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах свои филиалы.
Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет:
• части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;


• страховых взносов предприятий и организаций;


• бюджетных ассигнований;


• кредитов банков и иных кредиторов;


• страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;
• иных поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).

Раходы Фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

1) финансирования программ ОМС;

2) финансирования иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по обязательному медицинскому страхованию (например, целевые программы)

 

 

92. Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета и источники его покрытия. Различия между источниками финансирования дефицита бюджета РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. При этом в настоящее время федеральный бюджет в РФ остается дефицитным.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Источниками финансированиядефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.

 

 




























Дата: 2019-07-24, просмотров: 281.