Структура научного познания, его методы и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе научного познания лежат различные структуры.

Для их описания используются логические теории.

Структуры обладают эмпирическими реализациями.

Конструкция научного логоса

Логическая теория

+

Структура

+

Эмпирическая реализация структуры

+ интуитивное начало научного познания = совокупное живое целое растущее и развивающееся научное знание.

В котором обеспечиваются потоки научного познания снизу вверх – от эмпирического уровня науки к теоретическому и сверху вниз – от теории к эмпирии.

Методы и формы научного познания

В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня – уровень эмпирического и теоретического знания.

В эмпирическом знании преобладает чувственное познание, т.е. вид познания, преимущественно опирающийся на данные органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

В теоретическом знании преобладают рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление.

Формы познания

1.Формы чувственного познания:

Ощущения – это наиболее элементарные чувственные данные, своего рода «сенсорные атомы» чувственного познания (чистый звук, цвет, вкус и т.д.)

Восприятия – это комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени Представления – произвольно конструируемые субъектом чувственные образы - в гораздо большей степени могут вызываться и убираться человеком по собственной воле (память).

2. Формы рационального познания :

Понятия – это формы мышления, которые выражаются в виде имен объектов, событий. Суждение – следующая форма рационального познания, представляющая из себя определенную связь понятий.

Умозаключение - мыслительный переход от посылок к заключению

1. Эмпирические методы научного познания

наблюдение,

измерение ,

эксперимент.

2. Теоретические методы научного познания

индукция

дедукция


 

Вопрос 38. Научные революции и смена типов рациональности.

Наиболее общие виды научных революций в истории науки:

1) Внутридисциплинарные научные революции – происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами подобных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования.

2) Междисциплинарные научные революции – происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. На ранних этапах истории науки такое взаимодействие осуществлялось путем переноса научной картины мира наиболее развитой научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. В современной науке междисциплинарное взаимодействие осуществляется иначе. Теперь каждая наука обладает самостоятельной картиной мира, поэтому междисциплинарное взаимодействие происходит при анализе общих черт и признаков прежних теорий и концепций.

3) Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности.

Первая революция

XVII — первая половина XVIII века — становление классического естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и представлениям механики.

Вторая революция

Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.

Третья революция

Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: HКМ — развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект — не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная, развивающаяся динамическая система, состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения; вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая революция

Конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и

фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, взаимодействие путем «парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких разграничительных линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается, прежде всего, в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание с необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре. Типы научной рациональности: классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух её состояниях – додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные «перекрытия», причём появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определённым типам проблем и задач. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения «субъект-средства-объект» (включая в понимание субъекта ценностно-целевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

 


39.Классическая научная рациональность.

Выделим три аспекта классического типа научной рациональности: 1) онтологический2) гносеологический и 3) аксиологический.

1. 1.Онтологическая хар-ка.Мир- это бесконечное во все стороны пространство. У него три измерения, это пространство одинаково во всех своих точках и направлениях. Что бы ни наполняло такое пространство, оно от этого никак не изменится(абсолютное простр-во). В нем течет время. оно одинаково для всех, не замедляется и не ускоряется, всегда течет равномерно и ни от чего не зависит, не имеет ни начала, ни конца(абсолютное время). Время отделено от Пространства и предст. из себя самостоятельную сущность. В абсолютных пространстве и времени сущ. материя, она организована в виде различных тел. Сознание человека, его чувства и мысли – это ничто иное как электрические импульсы в его нервной системе. У природных процессов нет цели, они просто подчиняются некоторым неизменным причинным законам, определяющих настоящее из прошлого. То же верно и для человека, и для общества, ведь человек и общество – это некоторые частные случаи природных объектов

2. Гносеологическая хар-ка. Вся эта классическая картина мира предст.в сознании некоторого всемогущего существа (Абсолютного Субъекта), в его разуме. Мысленно это существо как бы может заглянуть в любую точку бесконечного пространства и времени, повернуть время вспять, попасть в любое прошлое и будущее, увидеть за всяким процессом его «скелет», состоящий из атомов.

3. Аксиологическая хар-ка. В классич.научной рациональности происходит абсолютизация ценности истины сравнительно с другими видами ценностей (добром, красотой и т.д.). Все остальные ценности -как подчиненные истине, так или иначе выводимые из нее. Такая ценностная установка особенно характерна для науки эпохи Просвещения. Позднее она несколько смягчается, принимая вид ценностного дуализма – истина существует сама по себе, все прочие ценности - сами по себе. Наука существует отдельно от других сфер культуры. Подлинный ученый не должен вмешиваться в политику или религию, сохраняя нейтралитет по отношению к вопросам использования научных достижений в тех или иных вненаучных целях.итог: в основании класс.научн.рац. лежит повышенная несовместимость между различными полярными началами:- в онтологии: между пространством и временем, между пространством и тем, что его наполняет, между необходимостью и случайностью;- в гносеологии: между относительным субъектом и объектом познания, между наукой и философией науки;- в аксиологии: между истиной и другими видами ценностей, между наукой и иными формами культуры;


40.Неклассичкая научная рациональность

 1)Онтологич.хар-ка некласич.науч.рациональности.Вскоре после возникновения классич.картины мира в нее стали вноситься те или иные изменения.Во-первых,постепенно наука смогла понять,что материя м/быть организована не только в виде атомов и их скоплений,но и в виде как бы материальной тончайшей жидкости-материал.поля,кот.заполняет все бесконечное пространство и порождается материал.телами. Оказалось,что о материи нельзя говорить,что она-это только поле и волны или только частицы.Частицы и волны -это две стороны единой материи,и она может себя проявить в одних условиях как волна,в других–как частица. Пространство-время позволяет пространству превращаться во время,а времени -в пространство.Далее ученые поняли,что пространство и время зависят от тех тел,кот.их наполняют и в них движутся. Оказалось, что вещество и энергия могут переходить друг в друга.Материя стала рассматриваться как начало активное,содержащее свою активность и закон (форму) этой активности внутри самой себя.Изменился и образ времени. 2.Гносеологич.хар-ка Во 2пол. 20в возн.новая наука-кибернетика,она вводит понятие «информации»,кот.является сегодня таким же фундаментальным,как «материя» и «энергия».Все больше становится ясным,что проникают друг в друга не только вещ-во и энергия,но энергия и информация.Оказалось также,что для объектов квантовой физики невозможно одновременное и одинаково точное знание обо всех свойствах..3.Аксиологич.хар-ка:Все более начинают говорить о моральной ответственности ученых за результаты науч.познания.Наука начинает рассматриваться как часть культурной и обществ.жизни,активно взаимодействующая с другими формами культуры.Идеал ученого постепенно изменяется от беспристрастного зрителя к активному участнику общественных процессов.

 


41. Философия и медицина.

У каждой науки есть своя фил. Со сменой фил изменилось во многом и частное науч знание.Это относится и к медицине.Особенно хорошо зависимость мед-ны от фил видна на примере различий запад и восточ мед-ны.Главным различием этих мед традиций-это их фил основания.Запад мед-на принимает фил материализма,откуда вытекает,что чел-это только его физич тело.Сл-но,все основе причины и механизмы заболеваний также имеют чисто материал природу.Сл-но,только материальным должно быть и лечение(хирургия,фармакотерапия).Восточ медицина принимает во многом фил идеализма,полаг,что у чел множ-во тел,и физич тело представ из себя лишь самое"плотное"из этих тел.Все остальные"тонкие"тела выходят за границы материально-физич мира и явл глав для активности человека.Именно в этих"тонких"телах лежат основ причины и механизмы всех заболеваний,и они лишь позднее прояв себя на ур-не физич тела в форме тех или иных физич недугов.Отсюда вытекает,что лечение болезни,ставящее перед собою цель воздействовать в перв очередь на первопричины болезни,должно быть лечением над-физическим,оперирующим с тем,что сегодня получ название "энергоинформация"(иглоукалывание,гомеопатия).Так медицина оказывается глубоко зависящим от фил предпосылок знанием.


42. Фил-этич.проблемы в мед-не.

Современный культурный и научно-технический прогресс, сверхдинамичное развитие медицинской науки и практики, биотехнологии в мировом здравоохранении =>поставило перед фил мыслью новые морально-этические вопросы. важно-философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиц. участки мед.науки и практики.Генезис морально-этических взглядов в естествознании и медицине нач. очень давно(за 4 тысячелет.до н.э)-высоко ценилась морально-этическая сторона воздействия на больного.Среди заповедей др.медицины-призыв велик.греч. врача Гиппократа «не навреди», обращ. ко всем медикам. развитие медицинского искусства находится в прямой зависимости от образованности и воспитанности людей, уровня общей культуры народа, нравств. принципов справедливости в обществе. справедливость -«никому не вредить и приносить пользу»(Цицерон). Доктринальность любой этики озн, что последняя является составной частью общей философско-моральной системы(учения Гиппократа и Галена-этико-философская направленность воззрений) Сегодня моральные требования в мед.среде радикально изменились. Причина- новые медицинские технологии – ген.инженерия, трансплантология, искусств.оплодотворение и др. Немало острейших философско-этических проблем порождают современные биомедицинские эксперименты, провод. на животных, клонирование. Эти технологии оперед.развитие традиц.морали и научной этики-->мировая общественность вынуждает вырабатывать новые этические принципы и критерии нравственных оценок в мед. и науке, создав.нов. моральные контрольные структуры, действие кот.должно быть направлено на объяснения безопасности для каждого члена общества новых технологий.








Феноменология живого.

Только по отнош-ю к живому мы употребляем такие термины «рождение»и«смерть».У живого сущ-ва есть свое время, кото.длится между рождением и смертью.Живое способно расти,и его рост сильно отлич от роста неорганич объектов(кристалл растет,лишь прибавляя новые части к уже существующим старым).Сл-но,у живого есть свое пространство. Сл-но разделение на внутрен и внеш среду,что столь хар-но только для живого организма.Жив организмы также имеют защитные оболочки и поверхности,обладимунными системами,призв сохранить неприкосновенность внутр прост-во жив.тела.Необыч явл и геометрия органич формы,сравнительно с формами неорганич-ми.Органических формы-их геометр преимущ криволин,в ней господ плавные линии,образ-ся непрерывные переходы.Такой переход от одного направ-я к др выраж множ-во промежут сост-й,соизмеряющ эти направ-я между собой,погружающ их в некотор единое целое. Только живое способно питаться.Сл-но,только у живого есть своя энергия,кот.может заканчив и кот. нужно пополнять.Одно из фундаментальных св-тв живого–св-во размножения.Выдел:1)размнож-е как избыток роста,превышающ некотор.меру единичности организма–когда величина тела жив организма какбы переливается через край какого-то запаса единичности,и вливается в нов жив форму( рост растений)2) размнож-е путем освобожд-я части от господства целого(гидру разрезают на части,и из кажд части возник новая гидра)3)половое размнож-е.Во всех этих видах размнож-я можно заметить одно св-во- взаимопроникновение целого и части(часть может становиться целым,а целое–частью).Сл-но,для живого хар-но некотор 3-е сост-е –сост-е,кот.можно назвать термином часть-целое.Живое способно к самодвиж-ю.В кажд момент врем живое тело в процессе ходьбы делится на более причинную-опорную и более производную-движущуюся части,как бы на часть-причину и часть-следствие.Живое приобрет относит-ую автономность от воздействий среды.Крайней формой автономности живого явл его возмож-ть рождать и уничтожать движение.У живого есть своя энергия,кот.может начинаться и заканч.В живом мы чувствуем свой собствен внутрен мир.Живое–это малый мир(«микрокосм»внутри«макрокосма»),со своим пространством-временем,своей собствен материальностью и активностью,согласующ,но не подчиняющ полностью физико-химическим законам.Но если живое не сводимо полностью к законам среды,то,сл-но,за живым стоит некотор свой собствен принцип,определяющ автономное бытие живых форм.Этот принцип-Принцип Жизни.


44.Основные феноменологические признаки живого: обладание собственным пространством и временем.

У живого существа есть свое время, которое длится между рождением и смертью. Неорганическое тело своим временем не обладает, существуя в общем для всех объектов мировом времени.Затем, живое, например, способно расти, и его рост в общем случае сильно отличается от роста неорганических объектов, на­пример, роста кристаллов. Кристалл растет, лишь прибавляя но­вые части к уже существующим старым. Что же касается живого роста, то здесь растут все части тела, здесь каждый раз обновляет­ся как бы все пространство, захваченное телом живого организма. Следовательно, у живого есть не только свое время, но и свое пространство. Наличие своего пространства подтверждается также разделением на внутреннюю и внешнюю среду, что столь характерно толь­ко для живого организма. Пространство внутри камня в принци­пе не отличается от внешнего пространства, оно лишь часть об­щего физического пространства. Другое дело, пространство внут­ри тела живого организма. Это пространство сильно отличается и сильно защищается живым от посягательств внешнего простран­ства. Например, живые организмы имеют защитные оболочки и поверхности, обладают иммунными системами, призванными со­хранить неприкосновенность внутреннего пространства живого тела.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 245.