Важн.категория познания-катег.понимания.Мы можем понимать нечто,затем отрефлектировать.В этом случ.Я-понимание (понимание от первого лица)перейдет в неЯ-понимание,будет сделано объектом понимания.Благодаря своим объектным и субъектным состояниям,понимание может понимать само себя.Субъект-понимание будет понимать объект-понимание.Но есть мера не только различия,но и общности,кот.мы можем отследить,т.к.само наше Я явл.инвариантом рефлексии и эмпатии,имея возможность продолжать быть собою и в рефлексии,и в эмпатии как неЯ и как Я.Такое инвариантное Я можно наз.метаЯ.Использ.метаЯ, мы понимаем сами себя и осознаем себя в любых состояниях сознания.Категория пониманияпредпол.категорию смысла.Понять нечто -что осмыслить его,постичь его смысл.Как и вещей, смыслов много(смысл дерева,смысл поступка,смысл жизни) Понять нечто,значит,возвести его смысл ко всесмыслу,пережить во всесмысле место дан.смысла,его топос.Понимание-вид первичн.переживания,подобного ощущению цвета,чувству боли,кот.невозможно полностью свести к чему-то иному.Так и со смыслом:нельзя передать др.чел-ку некот.смысл,если только у него уже нет предварит.чувства этого смысла.Это понимание как смысло-чувство,первичное и неразложимое ни на что иное.Обладание таким чувством есть признак наличия разума,т.к.разум-орган восприятия в пространстве всесмысла.Смыслы связаны с идеями,идеи-и есть смыслы бытия..Понять нечто-пережить его место в составе бытия. Более субъектное значение-интерпретация,кот.использ.разные субъектн.инварианты.Н-р,при интерпретации текста некот.романа мы вынуждены придавать смысл не только событиям, но и чувствам, мыслям и различных героев. Так в основе любых: естественнонаучн, гуманитарн.видов понимания лежат единые механизмы возведения частного к универсальному,и чем более глубоко понимание, тем к более универсальным основаниям возводятся здесь частности.
Истина, ее виды и критерии.
Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего .Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.
Критерии истины делятся на внешние и внутренние. Внешние. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.