Рациональное и эмпирическое познание.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рациональное познание, прежде всего, свойственно науке, которая измеряет, оценивает, классифицирует и анализирует, но тоже не дает ответов на многие вопросы. Например, физики четко знают, что при помощи их аналитических методов и логики нельзя описать сразу все природные явления, поэтому они выделяют определенную группу явлений и пробуют построить модель для ее описания. При этом они оставляют без внимания остальные явления, и поэтому модель не соответствует реальной ситуации полностью. Эмпирическое познание - это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос "как". Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании.


33. Разум, чувства и интуиция в познании.

3 осн.формы познания – интуиция, разум и чувство. Интуиция дает целостное, но недифференцированное представление объекта в нашем сознании.Часто интуицию трудно выраз., но с ее помощью можно опознать.Разум и чувство дифференцир-но выражают объект познания, но теряют в его целостном постижении. Разум выделяет в объекте универсальное без частного, а чувство – частное без универсального. В итоге объект распадается на целое без частей (интуиция) и части без целого (разум и чувство), кот.могут быть либо общими частями (разум), либо частными (чувство).Познание оказывается сопряжением интуиции, разума и чувства в построении наиболее инвариантного образа объекта.


34. Отражение мира в сознании как познание(презентизм).

Согласно презентизму, сознание лишь пассивно отражает (представляет, презентирует) внешний мир. в то время как конструктивизм утверждает активную роль сознания, вплоть до того, что сознание заново создает (конструирует) структуры внешнего мира. Возможно, в самом деле, в познании есть момент создания того, что мы познаем. В этом случае субъект познания в некоторой мере создает объект познания. Это можно понять на примере человеческих отношений. Например, если человек выдвигает гипотезу о том, что вы – злой и начинает соответствующим образом относиться к вам, провоцируя на соответствующее поведение, то вы сами можете в определенной степени «заразиться» этой гипотезой и невольно начать подыгрывать ей. Это еще более убедит другого, что он на правильном пути, что еще более «заразит» вас…, и так далее, так что в конце концов вы и в самом деле станете злым в отношении к этому человеку.Так познание в самом деле может до некоторой степени создавать свой объект. Так в процессе познания скорее всего находят некоторые свои пропорции пределы презентизма и конструктивизма, порождая третье синтетическое состояние отражения- создания объекта познания.


35. Творческое конструирование знания(конструктивизм).

Конструктивизм утверждает активную роль сознания, вплоть до того, что сознание заново создает (конструирует) структуры внешнего мира. Особенно идеи конструктивизма возродились в современной философии после возникновения квантовой механики, в которой процесс наблюдения за микрообъектом по сути создает состояние этого объекта. Кроме того, момент конструктивности стимулируется творческим характером процесса познания, в котором человек творчески созидает новое знание, и в этом случае кажется слишком большой натяжкой свести творчество только к отражению внешнего мира. Возможно, в самом деле, в познании есть момент создания того, что мы познаем.


36.Наука. Научая и вненаучная формы знания

Что такое наука? окончательно ответить на этот вопрос невозможно.. Еще Аристотель отмечал, что философия начинается с удивления. И Наука начинается с удивления(падение яблока на землю. Обычное падение яблока оказалось подчиняющимся тем же универсальным законам, что и движение планет и звезд во Вселенной)Удивление предшествуют любому научному познанию, ведь познание – это попытка ответить на вопрос о некоторой загадке, которая пока неизвестна.Научное познание открывается здесь как искусство удивляться обычному. Привычка говорит нам: «нет ничего удивительного». Наука протестует: «все удивительно и таинственно». Но удивление порождает непонимание –Так начинается научное познание. Удивление означает: 1) что могло бы произойти нечто иное, но происходит только то, что есть, 2) непонятно, почему происходит только это. В удивлении происходит расширение сознания, оно открывает новые возможности там, где их не видит сознание, угашенное привычкой. Если начинается научное познание, то выход предполагается вполне определенный.сознание начинает искать основание выбора из всех возможностей именно той, которая реализовалась. Для падения яблока таким основанием выбора оказался у Ньютона Закон Всемирного Тяготения, который в приложении к яблоку теперь оправдывает именно падение и именно такое падение, которое есть. В конце мы получаем обоснование того, что есть: реальное погружено в большее пространство возможностей (удивление), но получает преимущество перед всеми иными возможностями от некоторого основания (объяснение). Так научное познание ищет решение проблемы удивления на путях поиска разного рода оснований, которые позволяют выделить реально происходящие события из некоторого пространства возможностей.







Дата: 2019-07-24, просмотров: 341.