Расселение, язык и говоры. Русские (самоназвание), или великороссы — один из крупнейших народов мира и самый многочисленный народ Российской Федерации. По переписи 2002г. численность русских составляет 115 млн. человек (почти 80% населения страны); всего в мире, в том числе и за пределами России, около 146 млн. русских.
В большинстве своем русские компактно проживают в пределах своей исторически сложившейся этнической территории в Восточной Европе. Но наряду с этим, русский народ широко расселен и в других национальных областях (Адыгее, Бурятии, Башкирии и др.), а также в странах ближнего и дальнего зарубежья (Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литве, Казахстане, Канаде, США и др.).
По данным статистики в течение XIX и первых десятилетий XX в. из России выехали почти 3,5 млн. человек, а после революции 1917г. — от 1,5 до 2 млн. человек.
За пределами России (и Ближнего зарубежья) русские живут главным образом в странах Европы (более 150 тыс. человек) и в Америке (свыше 1 млн.). Наиболее значительные их группы сосредоточены в США (около 1 млн. человек), в Канаде (70 — 80 тыс.) и во Франции (40 — 50 тыс. человек).
Русская диаспора за рубежом существует с давних времен. Б эмиграции принимали участие представители разных социальных и сословных групп: дворяне, часть духовенства; к 60 —80-м гг. XIX в. социальный состав эмиграции расширился за счет мещан, разночинцев, интеллигенции. После революции 1905г. сре-
ди эмигрантов появились рабочие, крестьяне, служащие. И настоящее время тенденция к росту эмиграции сохраняется.
Русские говорят на языке восточнославянской подгруппы славянской ветви индоевропейской языковой семьи, имеют русский алфавит (один из вариантов кириллицы, восходящий к азбуке IX в.). В русском языке различаются два основных наречия, различия между которыми преимущественно фонетические. Так, в литературном русском языке и в северорусских говорах (и Архангельской, Пермской, Ярославской областях и др. регионах) «г» произносится твердо, в южнорусских (в Воронежской, Белгородской, Орловской областях и др. местностях) — мягко, с придыханием, как м украинском. Северорусское население «окает», ясно произнося «о» в безударном положении, а южнорусское - «акает», отчетливо произнося «а». Еще одно различие состоит в произношении окончания третьего ища глагола: твердое «т» — в северорусских говорах (идет, идут) и мягкое — в южнорусских (идёть, идуть). Есть и еще ряд отличий.
Исследователи выделяют также средневеликорусскиеговоры — промежуточную полосу диалектов русского языка. К ним принадлежит московский говор, который лег в основу русского литературного языка, начавшего складываться и XIV—XVI вв. Средневеликорусские диалекты сочетают в себе черты северных и южных.
Антропологическая характеристика. Русские являются представителями большой европеоидной расы. В северных областях преобладает атланто-балтийская малая раса. Она характеризуется высоким ростом и светлой пигментацией глаз и волос. В центральных районах Восточной Европы распространен восточноевропейский тип среднеевропейской расы— со значительно большей пигментацией, чем у северной группы. Население северо-восточной зоны относится к восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской расы, У южных великороссов в антропологическом типе ощущается примесь средиземноморских и монголоидных моментов, являющихся результатами историчес-
ких контактов русских с носителями монголоидных расовых типов. У русских в восточных районах их расселения (в У рало-Поволжье, Сибири) монголоидность выражена сильнее.
Религии. С конца X в. в Древней Руси распространилось христианство в форме православия. Вместе с тем как в древности, так и позднее для русских было характерно сочетание дохристианских, а также старообрядческих (связанных с неприятием церковных реформ XVII в.) и некоторых сектантских религиозных представлений. В дореволюционный период и позже на многие стороны быта различных слоев русского народа оказывал влияние комплекс очень древних восточнославянских верований, составивших пласт бытовых суеверий.
Так, христианские «святые» наделялись чертами старых языческих богов: Илья-Пророк стал «распорядителем» грома и молний, напоминая этим Перуна-громовержца, Параскева-Пятница — покровительницей женщин. Широкое распространение имел культ св. Власия, заместившего древнего Велеса — бога скота и пастухов и др.
В быту русских сохранились следы почитания языческих божеств низшего ранга— домовых, русалок, леших и др.
Старообрядчество (или раскол) в России возникло во второй половине XVII в. и было распространено как среди городского, так и сельского населения страны. Старообрядцы отличались наибольшим консерватизмом в отправлении религиозных культов и в быту. Так, они строго исполняли запреты на бритье бороды и курение табака, общение с православными, признавшими церковную реформу Никона. Оппозиционные настроения по отношению к официальной церкви проявляли и сектанты (духоборы, молокане, хлысты и др.)
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РУССКИХ
Этногенез. Отдельной группой древние славянские племена выделятся ко второй половине I тыс. до н. о. 332. Позднее, в античных источниках первых веков н. э.
славяне известны под именем антов и венедов. Первое письменное упоминание имени славяне относится к VI в. н. э. Прародиной славян считается Центральная и Ногтяная Европа, точнее — земли между Эльбой и Днепром. Отсюда в первой половине I тыс. н. э. часть славян расселилась на восток, в верхнее и среднее течение Днепра, и на север — в район озера Ильмень (восточные славяне).
К IX в. племена восточных славян (поляне, древляне, вятичи, кривичи, ильменские словене и др.) подошли к тому историческому рубежу, когда уровень их социально-экономического развития сделал необходимым образование государства. Важным фактором его создания и укрепления стала и внешняя опасность, защита от азиатских кочевых народов: печенегов, половцев и др. Новое государство получило название Киевская Русь (IX—XII вв.). В рамках Киевской Руси восточные славяне консолидировались в древнерусскую парадность.
Происхождение слова Русь не вполне ясно. Понятием Русская земля поначалу обозначались лишь Киевские и соседние с ними южнорусские земли. Лишь в XII в. это название распространяется на всю территорию, занятую восточными славянами.
Древнерусская народность стала основой для более позднего формирования трех близкородственных восточнославянских народов — белорусов, русских и украинцев. Восточнославянские этносы складывались на обширных пространствах во взаимоотношении с другими этническими образованиями. В состав нового государства были включены многие соседние народы: меря, мещера, весь, водь, ижора и др. Этническая, культурная и политическая история восточных славян объединяет их в и общий этнокультурный региональный ком-
В развитии объединительных тенденций в Киевской Руси большая роль принадлежала государству и городам. Однако политическое единство страны постепенно ослабевало. Рост населения и соответственно военных сил отдельных областей, их хозяйственное обособление стали основой для образования ряда не-
зависимых княжеств. В XII—XIII вв. период восточнославянского единства в рамках Древнерусского государства сменился феодальной раздробленностью. В пределах древнерусской народности постепенно происходила замена старых племенных (поляне, древляне, вятичи и т. п.) связей новыми, территориальными (новгородцы, смоляне, черниговцы и др.). Кроме того, начиная с XIII в. Русь пережила очень тяжелое по своим последствиям монголо-татарское нашествие. Чужеземная власть стала тяжелым испытанием для древнерусского народа.
Следствием распада государственно-политического единства Руси не сразу стало разделение древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной и культурной общности восточных славян. Уже с XIV в. начинается процесс объединения Русских земель в единое государство вокруг нового центра — Москвы. С этого времени территориальный рост Московского княжества приобретает характер и значение государственного объединения. Москва возглавила политическую и военную борьбу против Золотой Орды. По мере складывания Московского государства формировалась русская народность, объединенная устойчивым самосознанием, отражающим представление об этнической, территориальной, хозяйственной и государственной общности. XIV—XVI вв. — время поэтапного формирования русского литературного языка.
К концу XVI в. в России насчитывалось немало городов — центров ремесла и торговли. Состав городского населения был весьма сложным: посадские люди (ремесленники, торговцы), купцы, феодалы, служилые люди (стрельцы, пушкари и др.), ямщики и т. п.
Со второй половины XVII в. Московская Русь стала нередко называться Россией. Она превратилась в крупное многонациональное государство с сильной централизованной властью. Становление монархии сопровождалось ликвидацией ряда старых норм и традиций. Аристократия — боярство, удельные князья — постепенно утрачивала былые права и привилегии. Среди социальных сдвигов большое значение имело
зарождение нового русского служилого сословия — дворянства. В его интересах были предприняты шаги по закрепощению крестьян. Быстрое освоение Россией малонаселенных просторов Севера, Урала, Сибири, степного Дикого поля превратило ее в крупную страну.
Русская нация. Процесс постепенного превращении русской народности в XVII—XIX вв. в современную нацию был связан с развитием социальных отношении и складыванием элементов нового — капиталистического —хозяйства и быта. В сельском хозяйстве шло освоение новых земель, предпринимались попытки повышения продуктивности земледелия и скотоводства. Высокая плотность населения в центральных районах страны заставляла крестьян переселяться в Поволжье, на Урал, в Сибирь, колонизовывать и осваивать новые территории.
Российская империя стала домом для многих народов, которые, как и русские, расселялись по территории страны смешанно, чересполосно. В решении вопросов административно-территориального деления империи правительство старалось не руководствоваться и национальным принципом. И петровские провинции, и екатерининские губернии создавались без учета каких-либо этнических границ, только исходя из численности населения.
В России издавна существовала практика включении в состав правящего класса социальных верхов нерусских этносов. Так повелось еще со времен Киевской Руси, где в княжеских дружинах варяги мирно уживались со славянами и крещеными степняками. Так было и в новое время, когда в состав русского дворянства нередко включались лица неславянского происхождения.
К XVIII в. сформировалась позднефеодальная социальная структура русского общества. Оно было разделено на пять основных сословий. Два из них — дворянство и духовенство — были освобождены от уплаты налогов, а остальные— купечество, мещанство и крестьянство были вынуждены содержать привилегированные сословия и весь государственный аппарат
абсолютной монархии. Сословное деление общества сохранялось в России вплоть до февральской революции 1917г.
В XIX в. большую часть жителей России (свыше 90%) составляли крестьяне. Но в пореформенный период (т. е. после 1861г.) происходит связанное с капиталистическим развитием увеличение доли городского населения и изменение его сословно-классовой структуры. Выросло число городов. Пореформенный город рос за счет развития промышленности, транспорта, торговли. Численность городского населения увеличивалась благодаря притоку «пришлого люда», в основном из деревень. В пределах русской этнической территории города обычно складывались как русские по этническому составу жителей. Впрочем, в ряде из них сформировались группы иноэтничного населения, число и величина которых заметно выросли в XX в.
В последнее десятилетие XX.в. резко осложнилась социально-экономическая ситуация в стране и стремительно возросла подвижность населения, в частности, отток русских из прежних «национальных окраин». Численность русского населения и его доля во многих регионах России снизились. Усиливающиеся миграции из бывших союзных и автономных республик СССР в центральные районы Российской Федерации не поддавались управлению и упорядочиванию. Это привело к этнической неоднородности населения на территориях вселения. Соответственно сложность и противоречивость стали основными характеристиками местной этнокультурной среды и межнациональных отношений.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.