Хозяйственно-культурные типы. Хозяйственные занятия населения латиноамериканских стран отличаются региональным разнообразием. Нередки случаи, когда то там, то здесь сохраняются пережитки архаических форм экономики — охота, собирательство, примитивное земледелие, местные виды животноводства (например, разведение лам и альпака). Некоторые индейские племена сохранили умение добывать огонь трением двух сухих кусков дерева. Лесные индейцы Бразилии и Венесуэлы продолжают пользоваться сарбаканом — духовой трубкой для стрельбы маленькими отравленными стрелами. В бассейне Амазонки практикуется заимствованная от индейцев охота на крокодилов с гарпуном (гарпун — копье с отделяющимся наконечником и длинной веревкой, не дающей зверю скрыться). Жители Пампы — конные охотники используют болас (от исп. бола — шар) — охотничье метательное оружие-ремень с двумя или тремя концами, к которым прикреплены каменные шары. Лесные индейцы в Венесуэле продолжают заниматься подсечно-отевым зем-
леделием, вырубая и выжигая участки леса, а затем вскапывая удобренную золой почву.
Современные крестьяне (индейцы, метисы, а нередко и креолы) по сей день часто применяют те же орудия труда, что и в древности. Так, крестьяне-кечуа в Перу для вскапывания почвы до сих пор употребляют узкую лопату с поперечным выступом (чакиталья), мотыгу (таклья), дубину для разбивания комьев земли (макана), палку для молотьбы, серп и другие архаические орудия труда. Среди типичных крестьянских орудий труда следует упомянуть длинный саблевидный нож-мачете, распространенный в Мексике, на Кубе и в других странах и чаще всего используемый при уборке сахарного тростника. Для измельчения зерен кукурузы, кофе и т. п. применяют ступы (пилон) из твердых пород дерева.
Одной из особенностей Латинской Америки следует считать монокультурность сельского хозяйства (преобладание какого-нибудь одного вида растений или деятельности): выращивание бананов, табака, кофе, какао, сахарного тростника и т. п. И действительно, Бразилия и Колумбия специализируются на кофе, Гаити и Куба — признанные производители сахара, страны Центральной Америки— известные экспортеры бананов, Аргентина и Уругвай — мяса, кож, шерсти, а также зерна, особенно пшеницы. Понятно, что односторонняя ориентация хозяйства накладывает свой отпечаток на повседневный быт, поведение и образ жизни наций и других этнических общностей региона.
Рост промышленности — в первую очередь, в Мексике, Бразилии, Аргентине и некоторых других странах— способствовал формированию городского населения с присущими ему особенностями быта, расселения и культуры. Но в большинстве стран долгое время развивались по преимуществу добывающие отрасли (например, нефтедобыча в Мексике, Венесуэле, Боливии, Перу; лесная промышленность — в странах, богатых тропическими лесами).
Поселения и жилища. Традиционные формы народной культуры сохраняются больше не в городах, а
в сельской местности (и не в поместьях латифундистов — эстансиях, а в крестьянских поселках — исп. пуэбло, побласьон). В сельве и Пампе, в горах и на морских побережьях можно встретить хижины на деревьях, крытые пальмовыми листьями шалаши, дощатые хижины, однокомнатные избушки из сырца (необожженного кирпича) и небольшие дома из настоящего (обожженного) кирпича. Сельским жилым постройкам — как деревянным, так и кирпичным, — многих латиноамериканских стран присуща такая заимствованная из Испании черта, как внутренний дворик (лаяшо). Кроватей в латиноамериканском крестьянском жилище до начала XX в. не было, а нередко обитатели таких домов и теперь продолжают пользоваться гамаками.
Пища и напитки. Основу питания широких масс составляют продукты растительного происхождения. Мясо едят редко, обычно лишь по праздникам. Так, в рационе ямайцев преобладают корнеплоды — батат, маниок, ямс, а также рис, бобы, бананы. Почти повсеместно распространены блюда из кукурузы (маиса), например, лепешки (тортилья) или просто слегка поджаренная кукурузная мука. Широко известны кушанья из картофеля, имеющего в Латинской Америке много сортов и разновидностей. Так, индейцы аймара в Боливии выращивают картофель не только белого, но и желтого, красного, фиолетового и даже черного цветов. Очень типичный пищевой продукт в латиноамериканских странах — лепешки из тертого маниока (ка-сабе). Из напитков характерны кофе, сок сахарного тростника (гуарапо). В Парагвае, Аргентине и отдельных районах других стран пользуется популярностью так называемый индейский (парагвайский) чай или мате. Его готовят из листьев растения йерба-мате — вечнозеленого низкорослого кустарника, листья которого содержат кофеин, танин, лимонную кислоту и другие вещества. Приготовление мате — целый ритуал. Порошок из листьев мате заваривают крутым кипятком. Отвар пьют с помощью специальных трубочек, предпочтительно серебряных.
Народный костюм. В наше время латиноамериканцы обычно носят одежду европейско-американского типа, чаще всего — фабричного изготовления, более или менее отвечающую стандартам современной моды. Но на праздниках, во время совершения различных обрядов жители региона надевают одежду, по покрою, отделке и расцветке сходную с костюмами, что носили их индейские, негритянские или креольские предки. Так, одежда сельских жительниц Гватемалы состоит из длинной юбки, сшитой из пестрой узорчатой ткани, и свободной, покрытой яркой вышивкой кофты. Мужская одежда — куртка и штаны до колен, сшитые из однотонной ткани, без орнамента. Типичным элементом национального костюма многих народов Латинской Америки считается сарапе или пончо — теплая накидка квадратной формы (без рукавов) с отверстием для головы в центре. Костюм дополняет широкополая шляпа (сомбреро), сплетенная из пальмового листа. Обувь – кожаная, но встречается (например, в Венесуэле) и плетеная, веревочная, похожая на лапти.
ЧЕРТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Религии и верования. Подавляющая часть населения Латинской Америки официально принадлежит к католической форме христианства. В действительности же история и современное состояние религиозных верований у народов региона куда сложнее и многообразнее. Для верований древних цивилизованных народов Америки характерен политеизм (многобожие). У ацтеков одним из главных богов был бог войны, важную роль играли боги правосудия и судьбы, бог дождя, воды и грома и наконец, «Пернатый змей» — бог ветра и воздуха, покровитель жрецов. Верховными божествами инков считались солнце (Инти), гром (Ильярпа), лупа (Килья). С культом солнца связано обожествление верховных правителей, которых почитали как «детей солнца». Обряды древних культов включали жертвоприношения, в том числе человеческие.
Распространение христианства отнюдь не вытеснило полностью дохристианские верования и обряды,
что, в частности, сказалось в почитании мадонны (Божьей Матери) и многочисленных святых, заменивших собой прежних языческих богов. Так, в Мексике в качестве национальной святой почитается Божья Матерь Гуадалупская; в день этой святой (12 декабря) в ее храм в пригороде Мехико — замечательный памятник архитектуры XVI в. — стекаются десятки тысяч паломников. Интересно, однако, что истоки почитания Мадонны Гуадалупской не только христианские: ее образ заменил собою образ древней ацтекской богини земли Тонацин. Иные христианские храмовые церемонии вобрали в себя древние ацтекские обряды — ритуальные танцы в масках. Индейские и христианские ритуалы зачастую дополняют друг друга. Так, в Бразилии брак почти всегда освящается в церкви, но на свадебный праздник и пир приглашают и колдуна, который «охраняет» молодых «от сглаза», отгоняет «злых духов» и т. и.
В ряде стран Латинской Америки сложились верования, возникшие в результате смешения различных африканских религий, испытавших на себе также воздействие христианства. Наиболее полное развитие такие культы получили в Гаити, Бразилии и на Кубе. Религия гаитийских негров — водуизм (от дагомейского воду — дух, божество) — представляет собой своеобразный вариант политеизма и веры в духов. Водуистский пантеон многочислен, Интересно, что в сознании верующих божества сохраняют следы своего африканского — регионального или этнического — происхождения: есть божества дагомейские, конголезские, связанные с народом йоруба, мандинга и др. Одна группа божеств —петро — имеет местное гаитийскос происхождение. У каждого божества обычно есть свой двойник в лице христианского святого.
Отсталые племена индейцев отчасти сохраняют свои племенные религии, шаманизм и т. п.
Развлечения, обычаи. Пение и танцы — постоянные явления народной жизни. Среди используемых музыкальных инструментов есть ударные (различные виды барабанов, мексиканская маримба— разновид-
ность ксилофона), духовые (ксчуанские флейты разного вида) и струнные — многочисленные формы гитары: кубинская — с тремя двойными струнами, венесуэльская — с четырьмя такими же струнами, боливийская — с пятью двойными струнами и другие. В Мексике распространены полубродячие народные оркестры (марьячи), за небольшую плату играющие на семейных торжествах, народных праздниках и увеселениях. На Кубе и в некоторых других странах Латинской Америки очень популярны состязания певцов, которые сами сочиняют десятистишия (десимы) или четверостишия (квартеты) и сами аккомпанируют себе на гитаре.
Своих привычных, этнически своеобразных, иногда — архаических форм культуры чаще всего придерживаются сельские жители, будь то индейцы, афроамериканцы или креолы. Но есть такие формы массовой народной культуры, которые больше связаны с городским бытом. Это прежде всего латиноамериканский карнавал, ярче всего празднуемый в Бразилии и на Кубе, Карнавал восходит к древним земледельческим обычаям европейских народов. Это — костюмированный массовый праздник, шествие. В составе карнавальных шествий — пение, пляска, состязания театрализованных представлений, избрание «королевы карнавала» и другое.
В некоторых латиноамериканских странах — Венесуэле, Мексике, Колумбии, Перу — еще живет зрелище, некогда завезенное сюда из Испании, — бой с быком (коррида де торос): быка сначала стараются раздразнить, а затем матадор— главный участник представления, — проделав ряд опасных манипуляций, должен убить быка одним-единственным ударом шпаги. В Панаме бытует своеобразная бескровная коррида, где для достижения победы достаточно дотронуться до разъяренного быка. Во многих странах устраивают родео — скачки на молодых бычках.
Истоки профессиональной духовной культуры. Во всех странах и у всех народов Латинской Америки языки, культура, форма, повседневного быта несут в
себе черты многих влияний, смешений и взаимодействий. Это относится и к той части культуры, что, вырастая на почве народного творчества (фольклора), создается профессионалами — писателями, композиторами, артистами и прочими представителями национальной художественной творческой интеллигенции. Важное условие развития национальной профессиональной культуры — подъем народного образования, уровень которого в разных странах весьма неодинаков. Неграмотность почти полностью ликвидирована только на Кубе; ее уровень очень высок в Гаити, Венесуэле, Эквадоре; даже в таких развитых странах, как Мексика, Аргентина и Бразилия, уровень народного образования ниже, чем в странах Европы.
Развитие образования в странах латиноамериканского региона осложняется национальной неоднородностью их населения. В колониальную эпоху никто и не помышлял об обучении грамоте индейцев и негров; позднее потребность в более квалифицированной рабочей силе сделала народное образование, просвещение всего населения объективной необходимостью. Этому способствовали и сторонники индеанистского движения, ставившего своей целью улучшение положения индейцев, в том числе их школьного и профессионального образования. В наши дни в начальной школе детей индейцев (например, в Мексике) стараются обучать на местных индейских языках: науатль, отоми, майя, тараска и других. Параллельно мало-помалу вводится преподавание испанского языка. Такая система не всегда оправдывает себя: нередко учащиеся остаются малограмотными на обоих языках обучения.
Художественная литература и другие виды творчества. Национальная интеллигенция, сложившаяся у многих народов и в разных странах региона, создала национальные литературы, национальные проявления театрального искусства и иные формы духовной культуры. Процесс этот начался давно. Уже в XVI в. на языке кечуа была записана драма «Апу-Ольянтай» (ее ранние варианты, вероятно, сохранялись в устной передаче). В ней говорится о любви полководца Оль-
янтая к красавице Коси Койлюр, дочери Верховного Инки. Инки, считавшие себя детьми бога Солнца, не допускали мысли о браке с обычным человеком: попытка заключения такого брака каралась смертью. Но Коси Койлюр, тронутая горячим чувством Ольянтая, ответила ему взаимностью. Ольянтай просит ее руки у Верховного Инки, ее отца. Ольянтаю грозит смерть, но он бежит в горы, где начинает борьбу за свое счастье. Эта драма была и остается популярной, ее исполняют при организации индейских праздников.
Среди языков, ставших литературными, может быть упомянут гуарани. На этом языке в 1930-е гг. создавал свои стихотворения Ортис Герреро. Хулио Каррера (1908— 1954) стал основателем театра гуарани; его перу принадлежит, например, драма «Голод несчастных».
Одним из влиятельных и распространенных направлений национальных литератур в Латинской Америке в XIX в. стал костумбризм (от испанского костумбре— обычай). В своих произведениях сторонники костумбризма описывали обыденную, типичную жизнь народов своих стран, способствуя тем самым осознанию национальных проблем, формированию национального самосознания. В XX в. всему миру стали известны яркие романы бразильца Жоржи Амаду, детские книги его соотечественника Жозе Монтейру Лобату, поэмы чилийца Пабло Неруды, произведения кубинцев Алехо Карпентьера и Николаса Гильсна, романы колумбийца Габриеля Гарсии Маркеса. Крупный вклад в мировую музыкальную культуру внес признанный знаток фольклорной музыки и композитор Эйтор Вила Лобос. Мировую известность получила аргентинка Лолита Торрес — талантливая киноактриса и исполнительница национальных эстрадных и народных песен. Бразильский спортсмен Пеле (настоящее имя его Эдсон Арантес ду Насименту) достиг выдающихся результатов в очень популярной в Латинской Америке игре в футбол.
Из всего сказанного видно, что вклад латиноамериканских народов в мировую этническую историю и культуру очень велик. Если к этому добавить, что имен-
но здесь были выведены культурные формы картофеля, томатов, кукурузы, хлопчатника, какао, гевеи (дерево, главный источник натурального каучука), а кроме того, припомнить, что популярные танцы танго и румба созданы латиноамериканцами, то значение этого региона в мировом этнокультурном процессе будет описано более точно.
В.В. Пименов
Глава 13
НАРОДЫ ЗАПАДНОЙ,СЕВЕРНОЙ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ
Народы, о которых пойдет речь в данной главе, составляют неславянское население следующих европейских стран (так называемого дальнего по отношению к России зарубежья): Финляндии (5,2 млн. человек), Швеции (8,8 млн.), Норвегии (4,5 млн.), Дании (5,3 млн.), Исландии (0,3 млн.), Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (59,7 млн.), Ирландии (3,9 млн.), Нидерландов (16,0 млн.), Бельгии (10,3 млн.), Франции (59,7 млн.), Испании (39,9 млн.), Португалии (10,0 млн,), Италии (57,5 млн.), Мальты (0,4 млн.), Греции (10,6 млн.), Швейцарии (7,2 млн.), Австрии (8,1 млн.), Германии (82 млн.), Венгрии (9,9 млн.), Румынии (22,3 млн.) и Албании (3,2 млн.). Кроме того, к данному региону относится население нескольких карликовых государств: Люксембурга, Монако, Андорры, Сан-Марино, Ватикана и Лихтенштейна.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.