СУБЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РУССКИХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Многообразие в единстве. В пределах основной территории расселения русского народа выделяются два основных диалектных массива: северные и южные великороссы. Существует и переходная между ними, среднерусская зона, которая охватывает междуречье Оки и Волги. В послемонгольское время именно эта территория стала ядром русской (великорусской) го-

 

государственности, местом формирования великорусской народности, русского народа. Здесь складывался общерусский литературный язык. В материальной и духовной культуре этой части русского населения тесно сочетаются те или иные северные и южные черты.

Региональные особенности русского населения, однако, не исчерпываются данными зональными различиями. В процессе многовекового расселения по просторам Восточной Европы у некоторых региональных групп русского народа складывалась определенная специфика хозяйства, культуры и быта. Иногда эта специфика значительна. По отношению к таким группам применяется название субэтнические группы. Субэтнические   группы различались по величине занимаемой территории и численности, имели свой уклад хозяйства и культуру, выделявшие их как из основной массы русского народа, так и из других подобных групп.

На западе (в основном в Смоленской и Псковской областях), на территории, некогда входившей в состав Киевской Руси, расселены группы русских, своеобразная культура которых имеет определенное сходство с культурой белорусов. Это как бы переходный тип населения между двумя славянскими народами.

В Среднем Поволжье, в XVI—XIX вв. сформировалось русское население, в материальной культуре которого в типах жилищ, одежды, сельскохозяйственных орудий— обнаруживается много общих черт с культурами финно-угорских и тюркских народов Урало – Поволжья.

 В культуре русских северо-востока европейской России Приуралья— прослеживаются элементы, присущие и северной части русского народа (например, «оканье»), и жителям средней полосы России П пни жилищ, одежды и др.).

И лесной (северной) части Рязанской области расселена так называемая мещёра — сельское население Мещерском стороны, происхождение которой связывав и со слиянием славян с автохтонным неславянским населением края. В культуре мещеры немало элементов культуры пародов Поволжья.

 

 

В западной части южнорусской полосы — в Калужско- Орловско-Брянском Полесье — проживают так называемые полехи, или полешане. Часть их может считаться потомками древнего местного населения; в их культуре сохранилось много древних — даже дославянских — черт. Вместе с тем у них прослеживается и явная связь с культурой белорусов и литовцев.

Среди южных великороссов прежде выделялись так называемые однодворцы. Это в большинстве своем потомки служилого населения (главным образом выходцы из северорусских и среднерусских областей государства), переселенного еще в XVI —XVII вв. правительством на степную окраину страны для защиты границ от кочевников. В их состав вошли и потомки более поздних переселенцев, главным образом представителей различных слоев крестьянства. Однодворцы занимали как бы промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками. Живя обособленно от окружающего населения, они сохранили некоторые отличия в материальной и духовной культуре: особый тип поселений и жилых построек с дворами-крепостями, оригинальный комплекс женской одежды и др.

Северные великороссы переселялись не менее активно, чем другие региональные группы русского народа. Постепенно они большими массами заняли территории древней новгородской колонизации (побережье Белого моря, Архангельская губерния и др.). В их групповых самоназваниях закрепились местные географические термины: например, поозеры, то есть живущие по берегам озера Ильмень, в Поозерье. В Пошехонье (по реке Шексне) проживали пошехонцы, вокруг озера Лача и                      г. Каргополя — каргополы, на берегах Белого озера — белозеры, по берегам Баренцева и Белого морей — поморы и т. д. Поморы освоили морское рыболовство и промысел морского зверя, создав нетипичный для восточных славян культурно-хозяйственный тип, свойственный с глубокой древности местному населению Севера.

В середине — второй половине XVII в. — после церковной реформы патриарха Никона — произошел

 

 

раскол Русской православной церкви, и русское общество разделилось на православных и старообрядцев (староверов, раскольников). Спасаясь от преследований со стороны государства, приверженцы раскола селились по рекам Ветлуге, Керженцу (так называемые ктолжские старообрядцы) и в других труднодоступных местах. Их быт и традиции, русские в своей псионе, отличались приверженностью глубокой старине (особенно в духовной культуре, обрядах, одежде к т. п.).

Своеобразен культурно-бытовой уклад восточно- славянского (русского и украинского) казачества. К -началу XX в. в России сложилось более десяти групп казачьего населения. Самый ранний рубеж формирования некоторых из них — XV—середина XVI в. (время складывания донского, запорожского, яицкого, терско-гребенского казачества и др.). С конца XVII в. государство стало привлекать казаков на постоянную воинскую службу, а затем объявило их особым воинским (служилым) сословием. Особые условия военизированной жизни на окраинах государства, другие исторические и социально-экономические факторы способствовали тому, что к началу XX в. казаки оформились в особые этносоциальные группы в составе восточнославянского населения. В наши дни российские казаки с обновленным интересом обращаются к своей культуре и организуют собственные влиятельные политические движения.

 

ХОЗЯЙСТВО

 

Сельскохозяйственные занятия. Основным занятием русских издавна было пашенное земледелие.

Русские крестьяне употребляли разные виды орудий для обработки различных земельных участков: при распашке целины и залежей — тяжелые плуги, для oбработки старопахотных полей — более легкие орудии (среди них— соха). Вспаханная почва разрыхлялась, чоропой. Урожай убирали серпами. Траву косили косой (на севере— горбушей, на юге— литовкой). Хлеб вязали в снопы и сушили в овинах (специальных

 

сооружениях, приспособленных для сушки снопов). Зерно мололи ручными жерновами, но чаще на ветряных и водяных мельницах.

Главным направлением земледелия стало возделывание зерновых культур: ячменя и ржи (на севере), пшеницы (на юге), овса, проса, гречихи. Русские земледельцы возделывали также технические культуры, такие, как лен и конопля, из которых после трудоемкой обработки пряли нитки и ткали холсты. Важнейшей овощной культурой издавна была репа; сажали также лук, капусту, бобы, чечевицу, хмель и пр. В числе важных подобных занятий необходимо выделить рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел) и заготовку ягод, грибов, многих видов трав (дикоросов).

Значительную роль в жизни русских издревле играло животноводство. Скот был не только тягловой силой, но и источником мясной и молочной пищи. На Руси сложились многие общие и местные традиции, касающиеся пород скота, способов его содержания и ухода за ним.

В XIX в. заметные успехи имели место в сельском хозяйстве. Вводились новые культуры и расширялся посев уже известных: картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника. На юге страны увеличились посадки табака, винограда, арбузов. Активно развивалось тон-

 

корунное овцеводство. Тем не менее в России регулярно повторялись голодные годы, когда голод охватывал население многих губерний страны. О помощи голодающим не раз писали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие русские деятели культуры.

Несмотря на рост городов, население которых выросло на 70%, на рубеже XIX—XX вв., Россия долгое время оставалась по преимуществу сельской, крестьянской страной (горожане составляли около 10% всего населения русских губерний).

После Октябрьской революции на селе стали создаваться крупные коллективные хозяйства, в которых значительная часть работ выполнялась с помощью механизмов. Производственные процессы старались основывать на достижениях современной агротехнической науки. Была сделана попытка ликвидации культурной отсталости русской деревни. Полагают, что создание колхозов стало, но сути, формой возрождения прежней сельской общины (о ней см. ниже). В рассматриваемый период существенно изменилось соотношение городского и сельского населения. В конце 90-х гг. городское население среди русских превысило численность сельского.

 

Ремесла и промышленность. По мере развития производительных сил и разделения труда в сельской среде происходило выделение разнообразных ремесел. И русских деревнях работали гончары, кузнецы, камнерезы и др.

После крестьянской реформы 1861г. в России получили развитие тенденции, свойственные капитализму. Сложились крупные индустриальные районы (Центральный округ Москвы), Северо-Западным (вокруг Петербурга), Уральский и др. Строились железные дороги. Развивались металлургия, текстильная и другие отрасли промышленности. Численно росли буржуазия и рабочий класс. Наряду с крупной про-мышленностью дальнейшее развитие получило мелкое прем шодство (кожевенное, керамическое, кузнечное и др. Им занимались сотни тысяч мелких кустарей. Миллионы сельских и городских жителей соединяли ре-

 

месло с земледельческими занятиями. Среди русских, особенно в Нечерноземной полосе, были развиты разнообразные отхожие промыслы: работа крестьян по найму вдали от своих хозяйств и мест проживания.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 321.