ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ: РАССЕЛЕНИЕ, ЯЗЫКИ, РАСА И РЕЛИГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Славянами называют народы, говорящие на языках славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

К западным славянам относятся поляки, чехи, словаки и лужицкие сербы (или же лужичане, сорбы — они проживают на территории восточной Германии). К южным славянам причисляют болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев, боснийцев и герцеговинцев. Все перечисленные народы, кроме лужичан, имеют свои государственные образования.

В большинстве славянских стран зарубежной Европы имеются национальные меньшинства. Так, в Польше проживают украинцы, белорусы, словаки и литовцы, в Чехии — поляки и немцы, в Словакии — цыгане и венгры, в Словении — хорваты и венгры, в Хорватии — сербы, венгры, словенцы, чехи, итальянцы и т. д., в Югославии (Сербии) — албанцы, венгры и др. Босния и Герцеговина — полиэтничное (многонациональное) государство, где чересполосно расселены славяне-мусульмане, а также сербы и хорваты.

Отдельные группы западно- и южнославянского населения живут в России, на Украине, в Белоруссии, Венгрии, США, Канаде и других странах мира.

В антропологическом отношении западные и южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой переходных форм — малых рас. Так, словенцы могут быть отнесены к альпийскому типу. Сербы выше их ростом, более темноволосы и темноглазы. В их (как и хорватов) антропологическом типе, по мнению ученых, есть примесь переднеазиат-

 

 

ских элементов. Черногорцы являются самым рослым славянским народом Европы.

Население центральных и южных районов Волгари и относится к восточному варианту средиземноморского типа. Болгары-мусульмане по физическому типу не отличаются от болгар-христиан, что говорит о малом влиянии турецкого завоевания страны на антропологический облик современного населения. Чехи, словаки и лужицкие сербы — типичные представители альпийского типа, характеризуются средним ростом, круглой формой головы и умеренно-темной пигментацией. Население Польши по антропологическим показателям может быть включено в центрально-европейскую группу типов. Самые темноволосые и темноглазые группы поляков светлее представителей альпийского типа.

Западные и южные славяне расселены на обширных пространствах от Балтики до Средиземного моря. ( 'лавянские племена, жившие в древности в Центральной и юго-восточной Европе, в бассейнах Днестра, Дуная, Вислы и Эльбы, были известны античным авторам под именем венедов. В середине I тыс. н. э. в их произведениях встречаются особые названия для западных славян — склавины и для восточных — анты.  Оба названия отражают разные варианты самоназвании славян.

Западные и южные славяне в большинстве своем исповедуют христианство различных направлений —-православие, католицизм, протестантизм и униатство (греко-католическая церковь, подчиненная римскому папе, но сохраняющая православную обрядность). Православие исповедуют сербы, большинство болгар, черногорцев и македонцев; католицизм — полчки, хорваты, словенцы, большинство чехов и словаков; протестантизм — некоторая часть чехов, словаков и лужичан (другую их часть составляют католики), словенцев и хорватов; униатство — отдельные группы населения Польши и Словакии. Кроме перечисленных основных вероисповеданий христианства, здесь существует большое количество сект (обособленных религиозных общин), родственных по своему происхожде-

 

 

нию и вероучению тому или иному из вероисповеданий.

У западных и южных славян христианству всегда сопутствовал целый комплекс древних языческих верований самих славян и народов, вошедших в их состав. Особенно сильна была у славян вера в вампиров, леших, водяных и других духов природы. Для многих славянских народов характерна вера в очистительную силу домашнего очага.

У болгар сохранилось суеверное отношение к некоторым растениям и животным. Старые дубы почитались священными деревьями, кизилу приписывалось свойство давать здоровье и долголетие, что нашло отражение в новогодних обычаях. Суеверный страх перед волком выразился в особых «волчьих праздниках», проводимых в первые две-три недели ноября, когда соблюдались некоторые запреты, «чтобы не рассердить волка». Существовали поверья, связанные с мышами, лисами, змеями.

Проникший в Европу в XIV—XV вв. во время турецкого завоевания ислам был навязан турецкими властями части покоренного населения. К славянам-мусульманам относятся: помаки в Болгарии, часть македонцев-тогрбашей, часть черногорцев-потуреченцев и часть населения Боснии и Герцеговины.

 

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

 

Зарубежные славяне становятся известны античным авторам с первых веков нашей эры — с начала эпохи Великого переселения народов. Прародина зарубежных славян, по мнению ученых, находилась в бассейне Верхней и Средней Вислы, а также в южной части бассейна реки Припяти. B V в., как известно, были разгромлены гунны, стоявшие на пути продвижения славян к восточным границам бывшей Римской империи и Византии. К этому периоду относится начало расселения славян на юг и юго-запад.

В VI—VII вв. часть славян (западные) расселились за Одру (Одер) и Лабу (Эльбу). Через так называемые Моравские ворота славяне продвинулись на юг и юго-

 

запад, в сторону Альп и Адриатики; на юго-востоке славяне вышли к низовьям Дуная и берегам Черного моря. К 580г. южные славяне заняли значительную часть Балканского полуострова.

 

Государства у славян. На рубеже VI—VII вв. у западных и южных славян началось становление феодальных общественных отношений и государственных образований. К ним относятся: государство Само (623), и котором временно объединились предки чехов, словаков, лужицких сербов, части хорватов и словенцев, I 1грвое Болгарское царство (681), Великая Моравия (начало IX в.), Чешское государство Пржемысловичей ( X в.), Сербское государство Неманичей (1168). В этих государствах возникают города, зарождается славянская письменность, складываются средневековые народности западных и южных славян.

 

Западные и южные славяне в составе других европейских государств. В период позднего Средневековья и Нового времени славянские народы зарубежной Европы вошли в состав различных государств, что наложило глубокий отпечаток на все их дальнейшее развитие.

Раздробленность балканских славянских государств облегчила их покорение турками-османами в XIV в. Это завоевание сопровождалось разрушением многих городов, истреблением и изгнанием местных жителей. В Родопских горах в XVI—XVIII вв. турецкие власти провели насильственную исламизацию части населения.

Турецкие поселенцы осели на лучших равнинных землях. Пребывание в составе Османской империи, произвол турецких феодалов, национальная и религиозная дискриминация — все это тормозило развитие производительных сил и культуры болгар, сербов, черногорцев и других народов, находившихся под турецким игом.

Чешские, словацкие, словенские и значительная часть, хорватских земель к середине- XVI в. попали под власть Австрии (династии Габсбургов), что положило

 

начало онемечиванию этих славянских областей. Важным элементом политики Габсбургов было создание централизованного государства и ослабление этнических особенностей в составе империи.

Польские земли после трех разделов Польши в конце XVIIIв. и наполеоновских войн оказались в составе России, Пруссии и Австрии.

Конец XVIII и начало XIX в. стали вместе с тем временем интенсивного национального развития славянских народов зарубежной Европы. Борьба за сохранение и совершенствование славянских языков и культур связывалась с борьбой за права всех славян. В период «славянского возрождения» были созданы условия для формирования славянских наций. Этому способствовали такие факторы, как. складывание внутренних рынков, развитие национальной буржуазии, расширение сферы деятельности ремесленных организаций, формирование литературных языков и литератур, различные проявления национально-освободительной борьбы.

Вопреки тяжелым условиям иноземного господства западные и южные славяне смогли сохранить свои национальные языки и культуры. В 70-е гг. XIX в. при поддержке русского народа обрели свободу болгары, сербы, черногорцы. В 1918 г. после распада Австро-Венгрии объединились в одно государство Сербия, Черногория, Хорватия, большая часть Словении и другие югославянские земли (с 1929г. — Королевство Югославия). Независимыми государствами стали Польша и Чехословакия.

После Второй мировой войны Польше были возвращены ее исторические земли в Силезии, Поморье и другие, захваченные в свое время немецкими феодалами. Югославия получила часть словенских и хорватских земель, ранее находившихся под властью Италии. Рядом законов были обеспечены права лужицкого населения Германии на национальное и культурное развитие.

В 1990-е гг. в многонациональных славянских государствах Центральной и юго-восточной Европы — Чехословакии и Югославии — в силу ряда причин (межрегиональные противоречия, переход к рыночной

 

 

экономике и др.) возобладали центробежные тенденции, и они раскололись на ряд национальных государств: Чехию, Словакию, Хорватию, Словению и др. В некоторых случаях (страны бывшей Югославии) эти процессы происходили чрезвычайно болезненно, в форме военного конфликта.

Серьезной проблемой является конфликтность отношений Сербии с этническими меньшинствами: албанцами в Косове и Метохии, венграми Воеводины, мусульманами Санджака (область, пограничная с Боснией). Межэтнические противоречия в Косове продолжаются более 20 лет.

Наиболее драматический характер приобрел кризис в Боснии. Для этого имелся целый ряд причин: пестрый этнический состав населения, смешанное его проживание, множество конфессий (мусульмане, православные, католики), а также политические и экономические факторы. Военные действия в Боснии были прекращены благодаря усилиям мирового сообщества.

 

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Земледелие. Славяне с давних пор были оседлыми земледельцами и скотоводами. Но им свойственны и другие виды деятельности: охота, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы и т. п.

В раннефеодальную эпоху на славянских землях обработанные поля засевались несколько лет подряд. 11осле их истощения обрабатывали другие поля. Со временем крестьяне перешли к более продуктивной двухпольной системе земледелия, когда половина полей распахивалась, а вторая половина — не засевалась (находилась «под паром») и использовалась в качестве пастбища. При более совершенной трехпольной системе существовал трехлетний севооборот. После озимых (культур осеннего посева) сеяли яровые (культуры весеннего посева), а третье поле оставляли «под паром».

Сельскохозяйственная техника долгое время сохраняла примитивный характер. Пахали землю деревянным ралом. Со второй половины XIX в. появились усовершенствованные плуги с железным изогнутым

 

 

отвалом. Сеялки стали использовать на рубеже XIX— XX вв. Бороновали землю примитивной деревянной бороной с деревянными или железными зубьями. Жали в старину серпами с гладким или зазубренным лезвием. В XIX в. в крестьянских хозяйствах распространились жнейки. Обмолот зерна у западных славян до середины XIX в. в основном производился цепом. У южных же славян существовали и другие способы. Так, в Сербии и Македонии разбросанные колосья вытаптывал скот. В отдельных районах молотили каменным или деревянным валиком. Чешская земледельческая культура с конца XIX в. стояла на более высоком уровне, чем в других славянских странах. Повсюду применялись удобрения, плодосменная система, сельскохозяйственные машины.

Славяне сеяли просо, пшеницу, овес, ячмень и др. У южных славян шире всего были распространены пшеница и с XVII в. кукуруза. В Польше, Чехии, Словакии выращивание кукурузы началось в XIX в. В это же время стала культивироваться гречиха. Из бобовых культур зарубежные славяне издавна выращивали горох, бобы, чечевицу. Позднее появилась фасоль. Эти культуры возделываются в славянских странах Центральной и юго-восточной Европы и в настоящее время.

Из технических культур славяне издавна возделывали лен и коноплю. В XVII в. в Болгарию турками был завезен табак. Второй специфической для Болгарии культурой была масленичная роза, завезенная из Малой Азии. Ее разводили с целью получения ценного парфюмерного сырья — розового масла.

На Балканах получило развитие шелководство и разведение тутового шелкопряда. Шелковичных червей в этих местах разводили еще во времена Византийской империи. В XVII—XVIII вв. началось массовое насаждение тутовых деревьев.

Большого искусства славяне, особенно на Балканах, достигли в выращивании овощей — капусты, свеклы, брюквы, чеснока, — которые в прошлом высаживались только на огородах, а не в полях. В конце XIX в. в разных славянских странах, особенно балканских, появились овощи южного происхождения: томаты,

 

 

перец, баклажаны. Картофель, возделываемый с XVIII в., стал у них одной из главных продовольственных культур только в XIX в. В XVIII в. в славянских землях зародилось товарное и специализированное огородничество, вскоре ставшее важным видом сельскохозяйственного производства.

Издавна на Балканах практиковалось виноградарство и виноделие. Югославянские вина широко экспортируются и пользуются спросом на международном рынке. Уже в эпоху раннего феодализма у зарубежных славян распространилось садоводство (яблони, груши, сливы) и виноградарство. В XIX в. в южных районах 11ольши, Чехии, Словакии началась посадка абрикосовых, персиковых, ореховых деревьев, давно известных балканским народам. В начале XX в. на огородах повсеместно появились садовая малина и земляника.

 

Другие сельскохозяйственные занятия. Южные и западные славяне издавна разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и домашнюю птицу. У южных славян в качестве тягловой силы в прошлом использовались волы и буйволы. В конце XIX в. в животноводстве произошли значительные изменения. Снизилось значение отгонного овцеводства, разведения коз и волов (кроме Болгарии). Заметно выросло свиноводство и разведение лошадей.

С древних времен большое развитие у славян получило пчеловодство— особенно в лесных районах 11ольши, в Карпатах и на Балканах. Чаще всего пчел разводили в конусообразных ульях из прутьев, обмазанных глиной. Были известны и стоячие улья-дуплянки.

Охота у зарубежных славян имела второстепенное значение, хотя служила одним из видов спорта.

Одним из традиционных занятий у южных и западных славян было рыболовство. Издавна существовали рыболовецкие артели, арендовавшие у феодалов и право на ловлю рыбы за часть добытого улова. В Польше, Чехии, Словакии, странах Балканского полуострова рыболовецкие артели, кооперативы и государственные рыбные предприятия широко распространены и сегодня.

 

Домашние промыслы и ремесла. Одним из наиболее распространенных видов хозяйственной деятельности у зарубежных славян стало домашнее ткачество. Главным сырьем для него служили конопля и шерсть. Искусство выработки тканей сочеталось с большим художественным вкусом в их декоративной отделке. Каждому народу был присущ свой колорит и орнаментация изделий. В Польше большой ценностью считались плетеные и вязаные кружева. На Балканах большое распространение получило ковроткачество.

На основе славянских и античных традиций развивалось керамическое производство, для которого было характерно красочное, художественное оформление изделий. Традиционным народным промыслом стала обработка дерева (изготовление бочек, мебели, земледельческих орудий, колес и т. п.).

Для населения Балканских стран издавна характерна обработка металла — меди, серебра и др. Для украшения медных изделий применялись различные приемы: травление кислотой, рельефная ковка и т. п.

С ростом городов и центров ремесла многие старые промыслы стали трансформироваться в кустарную) промышленность, составившую с началом капиталистической эпохи основу крупного фабрично-заводского производства. В Центральной Европе новый, характерный для промышленных урбанизированных (городских) районов, культурно-хозяйственный тип сложился прежде всего в Чехии и Словакии. Довольно рано промышленные районы выделились в Польше (Варшава, Лодзь, Силезия). В славянских странах Балканского полуострова, за исключением отдельных районов Сербии, Хорватии и Словении, промышленное развитие в силу исторических условий — длительного османского ига — шло медленнее.

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

 

Поселения. Самые ранние (родовые) поселения у зарубежных славян располагались «гнездами» и «кучами». Многодворные поселения в большинстве славянских стран представлены несколькими основными типами.

 

 

Кучевые поселения (Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Хорватия) имели неправильную, круглую или вытянутую планировку. В середине некоторых из них находилась площадь. Этот тип планировки чаще всего встречался в районах с пересеченным рельефом или в предгорьях.

Разбросанные поселения (Болгария, Альпийская Словения, Македония, Черногория) представляли собою крестьянские усадьбы или группы усадеб, расположенные особняком, в произвольном порядке.

Рядовые поселения (Польша, Словения, Чехия) вытянуты вдоль рек и имеют широкую улицу с двумя проезжими дорогами по сторонам. Так постепенно возникают уличные поселения. К рядовому плану относят и цепеобразные деревни предгорий и горных долин (Словакия). Их осью служит дорога, идущая вдоль долины. Дома тянутся в два ряда и объединяются в небольшие группы, образующие как бы звенья цепи.

Поселения веретенообразной планировки (Западная Польша, Лужица) состоят из улицы, расширяющейся в центре населенного пункта, в форме линзы или треугольника.

При круговой планировке (Польша, Чехия, Слова-кия, Лужица, Болгария) дома селения группируются вокруг центральной площади.

Под влиянием естественного прироста населения происходило укрупнение поселений, а их застройка появилась плотнее. С развитием капиталистических отношений начался процесс дробления крестьянских хозяйств. В деревнях вырастали новые кварталы и улицы, что приводило к усложнению планировки старых поселений.

VII в. п. э. — время зарождения будущих городов па славянских землях. Центрами таких городов становились площади — прямоугольные или чаще квадратные; застройка велась прямоугольными кварталами (Краков, Варшава). В Средние века все крупные города получили каменные оборонительные стены. Древнейшие города южных славян (София, Пловдив) ведут свою историю с Античного времени. В эпоху Возрождения выросли небольшие городки из сел с развитым

 

ремеслом (Габрово). В капиталистическую эпоху некоторые из этих городков разрослись в промышленные центры.

 

Жилище. Традиционное сельское жилище в цент-ральноевропейских и балканских славянских странах отличалось большим разнообразием типов.

Южнославянский тип, имеющий много подтипов, бытует на Балканах. Для него типично наличие кышты — комнаты с открытым очагом типа камина. Кроме нее, в таком доме имелось одно, а чаще два жилых помещения (соба, стая). Для этого типа характерна галерея (род террасы), расположенная под навесом крыши и опирающаяся на столбы. В комнате с очагом непременно был водник— место у стены, где вешались ведра, держали посуду, ложки. Рядом стоял ларь с мукой и другими припасами. Ели за низким круглым столиком, сидя на низеньких трехногих табуретках. Спали на скамьях вдоль стен или на полу.

В равнинных местностях Балканского полуострова строительным материалом в XIX в. служили глина и камень. Глинобитные постройки возводили двумя способами. В одних случаях стены наращивали постепенно, выкладывая их, слой за слоем, из смеси глины с мякиной и соломой (такая смесь называется саман). Более сложным было набивание глины в дощатую опалубку, которая после высыхания стены удалялась. Строили дома и из обожженного кирпича. Подобные постройки встречаются также у западных славян.

Западный среднеевропейский тип дома во многом близок к южноевропейскому и встречается в Лужице, на западе Польши и в Чехии. В древности он был широко распространен у кельтского населения Центральной Европы. В горных районах Словении встречается альпийский тип жилища. Это высокая двух-трехэтажная постройка и жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей.

Восточный среднеевропейский тип распространен у поляков, чехов, словаков, лужичан. Это срубный или каркасный «подсеневый» дом. Свое название он получил от пристроенного с торцовой стороны навеса —

подсеней, опирающегося на несущие столбы. Углы сруба скреплялись самыми разными способами: «в остаток», «в замок», «в гладкий угол», «на шип». Конструкция крыши чаще всего была стропильной, двускатной или четырехскатной. Покрывали ее дранью (тонкими узкими дощечками) или соломой.

Срубной технике предшествовала столбовая. Основу столбовой конструкции составляли вертикальные столбы с выдолбленными пазами, в которые вставлялись короткие горизонтальные бревна. Встречались у зарубежных славян и легкие плетеные дома, обмазанные глиной.

Со строительством жилищ у славян был связан ряд обычаев. Так, под передний угол нижнего венца сруба клали монеты, ладанки «на счастье», кусок хлеба и горсть пшеницы. Считалось, что это должно обеспечить жильцам строящегося дома безбедную жизнь и удачу и делах.

Современное сельское жилище южных и западных славян значительно отличается от традиционного. Повсеместно прослеживается унификация планировки. Жилища обставлены городской мебелью фабричного производства. Усиливается дифференциация функций помещений, что свидетельствует о развитии народного быта.

 

Одежда. Этнографы отмечают разнообразие типов традиционной одежды славянских народов. Так, в Средневековье отчетливо прослеживается сословная, имущественная и региональная дифференциация типов форм одежды и ее деталей. Наряд пастухов отличался от одежды земледельцев. Пожилые люди носили менее красочные костюмы, чем молодые. Одежда разнится но покрою, способам ношения, расцветке.

Основу женского и мужского костюма у зарубежных славян в прошлом составляла рубаха из домотканого льняного или конопляного полотна. Наиболее архаичной была рубаха туникообразного покроя с надплечными вставками. Встречались и другие варианты покроя из двух полотнищ со сборками у ворота и треугольными вставками на плечах. В Черногории и Бол-

 

 

гарии рубаха имела вырез на груди и вышивку не вороту и рукавам. Рубахи шились длинными и короткими. В Болгарии поверх рубахи надевали глухой сарафан (сукмин) из синей или черной шерстяной материи. Полы сарафана нередко украшали вышивкой или шнуром, а подпоясывали шерстяным узорчатым поясом. Типичной частью женской поясной одежды служил либо передник-фартук, либо два фартука, надевав пгахся спереди и сзади. Задний фартук (пристилка) был короче и шире, передний — узким, гладким и более ярким. Со второй половины XIX в. широкое распространение в Центральной и юго-восточной Европе получила юбка европейского городского покроя, присобранная в талии.

Разнообразием форм и фасонов отличалась верхняя одежда южных и западных славян (полушубки, кафтаны, накидки). Древнейшей ее разновидностью можно считать несшитую плащевидную одежду, сохранившуюся до наших дней в костюме болгарских и черногорских горцев, у некоторых групп хорватов, поляков и лужичан.

Многообразием местных форм отличались и головные уборы мужчин и женщин. Девушки летом ходили

с непокрытой головой, заплетая волосы в одну или две

косы.

Старинные женские головные уборы были сложны и даже причудливы: двурогие, однорогие, в виде цилиндра, усеченного конуса. Повсеместно носили шапки, отороченные мехом, платки, косынки, чепцы, наколки и др.

Разнообразны были и типы традиционной обуви — кожаные башмаки, мягкие туфли, шерстяные ноговицы, обувь на деревянной подошве и т. п.

 

Классический народный костюм дополняется различными украшениями: ожерельями из серебряных монет и бисера, коралловыми бусами. На севере Далмации женщины носили пояса в виде литых металлических цепочек.

В некоторых районах Болгарии, Сербии, Боснии, Герцеговины, Черногории на покрое одежды заметно сказалось турецкое влияние. Жители этих мест переняли у турок женские шаровары, мужские красные фиски, головные полотенца, суконные шапочки, повязываемые сверху платком.

Отдельные творчески переработанные элементы тради- ционной одежды внедряются в наши дни в продукцию текстильной и швейной промышленности. Среди жителей больших городов Центральной и юго-восточной Европы популярны изделия местных деревенских рукодельниц, особенно вышитые рубахи, платки, косынки, выполненные ажурной техникой.

Старинная одежда изготавливается также для коллективной художественной самодеятельности. Ее надевают во время праздничных процессий и фольклорных выступлений. За ней закрепляется и функция (знак) принадлежности к определенной региональной или локальной общности.

 

СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО

 

Семья. У славян длительное время сохранялись большие семьи. Еще в конце XIX — начале XX в. у них существовали два типа семей: малая (простая), состоит из одной супружеской пары и неженатых (незамужних) детей, и большая (сложная, расширенная), в которую входили несколько супружеских пар и их потомство (задруга у южных славян, недельна родина, недельн u братья или велке газдовство — у западных).

Большая семья у славянских народов представляла собою коллектив родственников численностью до 30 и даже 50 и более человек. В организации хозяйства, домашнем быту, обрядовом поведении соблюдалась строгая иерархия. Она проявлялась в главенстве старшего мужчины, в подчинении младших братьев стар-

 

шим. Старший из мужчин, владелец семейного имущества, был хозяином в доме. Почетное место в семье принадлежало и хозяйке. Она распоряжалась всеми домашними работами и распределяла их между женщинами семьи. В самом тяжелом положении находилось младшая невестка (жена младшего сына): она выполняла самую трудную работу. Дети с самого раннего возраста приучались к труду, к беспрекословному послушанию и уважению старших.

В период капиталистического развития начался длительный и болезненный процесс выделения малой семьи из состава большой, конкретные формы которого имели много местных вариантов. В настоящее время у южных и западных славян большинство семей составляют простые семьи, однако пережитки большой семьи и ее порядков еще очень живучи.

В системе родственных отношений важное место имело кумовство («крестные» отец и мать новорожденного— между собою кумовья). Это так называемое искусственное (духовное, условное) родство, которое, однако, приравнивалось к родству по крови и даже служило препятствием к браку. Традиция кумовства сохранялась и в городе. К духовному родству относится обычай храненчества, особенно распространенный в Сербии, Черногории и Македонии. Он имеет много общего с кавказским аталычеством (подробнее см. в главе 19) и состоит в том, что бездетные супруги усыновляли маленького ребенка своих родственников. Усыновление сопровождалось ритуалом, устанавливающим символическую связь между усыновленным и его приемными родителями. Среди южных славян был также широко распространен обычай заключать союзы побратимства и посестримства. Заключившие такой союз становились как бы родственниками, оказывали друг другу всевозможную помощь. Особенно много таких союзов было в период турецкого господства, когда люди особенно нуждались во взаимной поддержке.

Браки у южных и западных славян прежде заключались, как правило, но воле родителей. Большую роль в этом играл экономический фактор.

 

 

Свадьбы чаще всего устраивались осенью (после уборочных работ) и весной (во время масленицы) серьезным препятствием к браку могли служить конфессиональные различия. Во время предварительных переговоров жених вместе с посредниками — близкими родственниками жениха — выясняли его «шансы» и степень достатка невесты. Через несколько дней устраивались смотрины девушки. При благоприятном исходе сватовства после этого следовали сговор и помолвка, во время которой решались все вопросы, снизанные с браком и приданым молодых. Последние обменивались кольцами и полотенцами. В Словакии жених получал букетик цветов, который прикалывал к шляпе. Во время сговора кое-где руки молодых клали на хлеб и торжественно соединяли. В Болгарии было два сговора: малый и большой.

Перед свадебным пиром устраивался сбор молодежи- отдельно юношей — в доме жениха и девушек — в доме невесты. Содержанием этого обычая было прощание жениха и невесты с вольной жизнью. Во время девичника— сбора девушек в доме невесты— готовился головной убор для жениха. В доме жениха происходило замешивание ритуальных хлебов. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

Расходы, связанные с празднованием свадьбы, часто превышали возможности родителей молодых. Часть их в прошлом брали на себя жители всей деревин Гак, в частности, проявлялся обычай соседской взаимопомощи.

На свадебный пир приглашали жителей деревни. В свадебной церемонии участниками свадебного поезда жениха были неженатые мужчины, а свадебного поезда невесты — девушки. Большая роль на свадьбе принадлежала старшей свахе (обычно крестной матери невесты). Руководил церемонией свадебный староста уважаемый всеми женатый человек. При подъезде молодых после церковного венчания к дому молодого мужа свекровь осыпала их зерном, цветами, что должно было способствовать их богатой и красивой жизни. Новобрачная входила в дом по белому полотенцу подходила к очагу, прикосновение к которому

 

 

означало приобщение к новому дому. Неотъемлемую часть свадебного обряда составляли магические действия, призванные обеспечить здоровье и благополучие новобрачных и их потомства.

У южных и западных славян встречались (но значительно реже) и другие формы брака. Например, соединение молодых людей в семью без согласия родителей невесты. В этом случае девушка, предварительно сговорившись с парнем, уходила к нему из дома. В его доме устраивалась скромная свадьба. После этого молодая жена просила прощения у своих родителей. Бедняки часто инсценировали подобный брак.

У зарубежных славян имело место и умыкание невесты. Если девушка не отвечала парню взаимностью, он вместе со своими товарищами мог ее похитить.

В настоящее время большое влияние на сельскую свадьбу оказывают новые, городские элементы свадебного ритуала.

Другой важнейший обряд семейного цикла — погребение и поминание умерших — характеризовался у славян сохранностью многочисленных магических элементов дохристианского происхождения. Ложе умирающего зарубежные славяне ставили перпендикулярно потолочной балке, образуя крест. Покойник должен был лежать лицом к окну, «чтобы смерть его сразу увидела». Пока он находился в доме, запрещалось производить какие-либо работы по хозяйству.

В погребении принимали участие жители деревни, квартала. После погребения возвращались в дом умершего на поминки. Присутствующие верили, что умерший участвует в поминках, и оставляли для него свободное место за столом. В дни поминовения умерших — в сороковой день и годовщину смерти — родственники приносили на кладбище вареную пшеницу (болг. задушница).

Сербы и другие южнославянские народы (как сельские жители, так и горожане) до сих пор празднуют значимый семейный праздник славы, или красно имя. Не исключено, что он является пережитком семейно-родового культа; в нем содержатся элементы дохристианских верований. Атрибутами этого празд-

 

ника являются свеча, калач и коливо (каша из пшеничных зерен). Празднование «славы» производилось в честь святого — покровителя семьи. В Болгарии праздновался «Святец» (аналогичный сербской «славе»).

 

Община. До середины XIX— начала XX в. у различных славянских народов Зарубежной Европы сохранились заметные пережитки крестьянской сельской общины. В ряде случаев они живы и теперь. Основу общины составляло совместное владение землей. Коллективные начала распространялись на общинные пастбища, пустоши, леса, водные источники и другие угодья. Пашенные и приусадебные участки стали собственностью отдельных больших и малых семей. Обычное право (неписаные законы) требовало при продаже земель отдавать предпочтение односельчанам, соблюдать принудительный севооборот, пускать деревенский скот по паровым землям и полям после традиционного срока и на окончания жатвы и т. п. Древние общинные порядки выступали в нормах обычного права, регламентировавших жизнь населения славянской деревни (например, в общественных судах), а также во многих обрядах и обычаях. Примером могут служить формы коллективной, совместной организации труда (толока - коллективная помощь в какой-нибудь работе,  спрягачество— совместное использование тягловых животных), женские посиделки — попрядухи, различные виды бытового труда, совместное проведение досуга. Общим делом жителей села была ночная стража, строительство и ремонт дорог, общественный выпас скота. На общественные средства нередко содержались мельницы, лесопилки. Определенную помощь жители деревни оказывали новобрачным, старикам, калекам.

У Словаков знаком власти главы общины были палицa и шкатулка, которую торжественно переносили в его дом после выборов и хранили в почетном месте. Глава общины (рихтар) и ее совет пользовались правим применения санкций (наказаний), в том числе и телесных, к нарушителям принятых норм. Еще в конце XIX в. в  центре словацкого села можно было увидеть

 

 

так называемые «колоды позора», где подвергались наказанию провинившиеся.

 

Календарная обрядность. Культурное единство и историческая общность зарубежных славян проявляются в народных обычаях, прежде всего календарных. Большинство зимних обрядов имеет прямое или косвенное отношение к древним религиозно-магическим представлениям об умирании и воскресении духа растительности. Центральное место среди зимних календарных праздников у славянских народов Европы занимают рождественские праздники. Очень торжественно отмечался сочельник. К рождественскому сочельнику в избу вносили снопы разных злаков и ставили их по углам, оставляя там до праздника Трех королей (6 января). Под скатертью праздничного стола расстилали сено или солому. У лужичан существовал обычай класть на рождественский стол последний сноп, сохранившийся от жатвы. Зерна от него затем примешивались к семенам при посеве. Все эти действия совершались якобы для получения обильного урожая в новом году.

В течение всего рождественского цикла большое значение придавалось количеству блюд на праздничном столе; считалось, что чем больше оно будет, тем больше оснований рассчитывать на достаток в доме в наступающем году. Рождество славяне зарубежной Европы проводили в семейном кругу. Всю ночь горела свеча, так как огню приписывалась функция защиты от злых сил. Одним из центральных моментов рождественской трапезы был обряд преломления калача. Этому калачу приписывалась чудодейственная сила, он считался символом плодородия. Его украшали разными фигурками и узорами из теста, ветками. В семьях исполнялись коляды — песни традиционного содержания с пожеланиями добра и благополучия. Немало обычаев сочельника и рождества связано с аграрными культами и культом предков.

У южных славян были популярны древние, как полагают, восходящие к дославянским (фракийским) временам танцы в масках, связанные с магией плодородия, отвращением зла и болезней от людей и домашних

 

 

животных, которые исполнялись в ночь на Новый год и на масленичной неделе, а также ряд других архаичных ритуалов. В Болгарии и соседних районах Сербии с античных времен широко отмечался день Трифона Зарезана (14 февраля), в который подрезали и поливали вином виноградные лозы (для обеспечения доброго будущего урожая).

Самое яркое явление во всей весенней обрядовой традиции — праздник проводов зимы и встречи весны, знакомый под разными названиями всем народам Европы. У западных славян он известен как мясопуст, запусты, у южных — бела сирна неделя, у восточных — масленица. Содержание этого праздника не связано с христианской религией. Праздничное карнавальное

веселье принимает разнообразные формы (танцы, игры, пение). Эти действия представляли собой магические обряды, цель которых — общее жизненное и хозяйственное благополучие. К торжествам весеннего календарного цикла у западных славян в прошлом относился праздник майского дерева, входе которого парни сажали у домов своих избранниц высокий ствол березы обрубленными сучьями, украшенный яркими лентами и т.п. Интересны весенние очистительные обряды зарубежных славян, связанные с водой (валяние но росе, обливание на Пасху и в Троицу).

Содержание летних праздников — например, Иванова дня (24 июня) —состояло в защите урожая (посевов) от стихийных бедствий и скота от болезней. Характерны обряды, направленные на вызывание дождя. Так у южных славян (Енев день в Болгарии) в деревне выбирали самую красивую девушку (или самого красивого парня), надевали ей (ему) на голову венок и поливали водой. Эта ритуальная процессия ходила из дома в дом.

Среди осенних праздников у зарубежных славян одним из самых больших считался «праздник урожая»; у южных славян он называется дожинки, или обжинки, у лужецких сербов — день убиения петуха и т. п. Этот древнейший земледельческий праздник приходится на август – сентябрь, он сопровождается магическими действиями и обрядами, призванными сохранить вы-

 

 

ращенный и обеспечить будущий урожай. Большое значение у славян придается последнему снопу убранного поля. Он символизирует «дух» поля, божество урожая. Поэтому он должен был быть очень красивым. Его украшают цветами, лентами и т. п. и обычно хранят в красном углу дома. Праздник последнего снопа отмечается у славянских народов Европы и теперь. Связанные с ним обычаи постепенно исчезают или теряют магическое значение, но в нем значительно усилена развлекательно-игровая часть.

Содержание многих обрядов в наши дни значительно изменилось; они теряют свой первоначальный религиозный и магический смысл', однако не перестают быть семейными и общественными праздниками, сохраняя элементы красочной игры, народного развлечения.

 

6 ФОЛЬКЛОР И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СЛАВЯН

 

Устное народное творчество южных и западных славян многообразно. В нем присутствуют произведения разных жанров: сказки (волшебные и бытовые), лирические и плясовые песни, танцы. У южных славян (в особенности у болгар) пользовался популярностью массовый танец-хоровод (хоро). Сербы и черногорцы бережно хранят национальный стихотворный эпос — о Марке Кралевиче, сюжет которого тесно связан с борьбой южных славян против турецкого завоевания. Среди бытовых сказок выделяются сатирические анекдоты о габровцах, в которых жители болгарского села Габрово наделяются всевозможными смешными качествами, в особенности скупостью.

Всестороннее развитие у южных и западных славян получила, особенно в XX в., национальная профессиональная культура — наука, высшее образование (Карлов университет в Праге возник еще в 1348 г.), театр и т. п. Весомый вклад в мировую художественную культуру внесли славянские композиторы (чех Б. Сметана и болгарин П. Владигеров), поэты, писатс-

 

 

ли и драматурги (поляк А. Мицкевич, серб Б. Нушич, чех Ярослав Гашек).

Сажным элементом славянского взаимодействия и грандиозным праздником является День славянском письменности и культуры, отмечаемый ежегодно 24 мая.

Л.Б. Заседателева

 

Глава 15

РУССКИЙ НАРОД

Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.