СЕМЕЙНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Домашняя жизнь. Все правила и обычаи домашней жизни у большинства народов Передней Азии опреде-ляются нормами религии и обычаями. Единственное исключение — наиболее образованное городское население Турции, которое придерживается религиозных правил гораздо реже. Домашняя жизнь у большей части жителей Передней А.зии, исповедующих мусульманскую религию, сильно отличается от быта проживающих здесь христиан — православных греков и мо-нофизитов-армян.

Брачные обычаи и вся семейная жизнь мусульман основывается на религиозном праве {шариат), которое допускает многоженство (полигамию) и ставит женщину в полную зависимость от мужчины. Но на деле правила шариата соблюдаются в разных странах и у разных групп населения неодинаково. Так, в Турции женщина по закону равна в правах с мужчиной, тогда как в Иране и в ряде арабских государств ее положение остается приниженным.

И земледельческое, и скотоводческое, и отчасти городское население (за исключением горожан Турции) до сих нор практикует браки в форме покупки невесты, родителям которой выплачивается калым, размеры которого различны у разных народов. Приобретенная таким путем женщина считается полной соб-

 

ственностью мужа и его семьи, что зачастую лишает ее элементарных человеческих прав. Положение женщины у кочевников-скотоводов несколько иное, чем у земледельцев. Хотя работа в скотоводческом хозяйстве трудна, женщина здесь чувствует себя увереннее, особенно если у нее есть сыновья. Кочевники при их подвижной жизни не могут содержать гаремов, как богатые горожане, чьи жены всю свою жизнь проводят в стенах дома, покидая его только для того, чтобы сходить в мечеть или на базар, да и то в сопровождении старшей родственницы.

Хотя шариат разрешает многоженство, оно распространено не так уж широко, главным образом среди купечества, богатых ремесленников, духовенства, зажиточных крестьян. Большинство населения либо считает многоженство аморальным, либо не имеет средств на содержание нескольких жен. Точно так же и у номадов многоженство обычно бытует только у предводителей племен и кланов, у богатых скотоводов, имеющих большое хозяйство, справиться с которым одной жене трудно. Случается, что стареющая жена сама предлагает мужу взять молодую жену, на которую будет переложена большая часть хозяйственных забот.

 

Общественные отношения. В наименее измененном виде традиционные и даже архаические общественные отношения сохраняются у номадов. Каждой семье принадлежит скот, а пастбищами владеет племя в целом. Среди скотоводов есть богатые, средние по зажиточности и бедные, но все они относительно свободны и подчиняются своим предводителям только тогда, когда те не нарушают обычаев. У кочевников никогда не было ни государств, ни классового общества, а огромные «кочевые империи», возникавшие в ходе наиболее крупных завоевательных походов, быстро распадались после их завершения. И сегодня у кочевников сохраняется соседская взаимопомощь, общинно-племенная демократия, когда все дела решают на собраниях главы семей. До сих пор имеет место кровная месть и многие другие старинные обычаи.

 

В общественной жизни сельских жителей стран Передней Азии большое значение сохраняют сельские общины, состоящие обычно из жителей одного, реже нескольких поселений. Центр общины — мечеть, а также сельская площадь, где происходят общинные собрания. Большое влияние на дела сельской общины оказывают священнослужители (муллы), вершащие вместе с почитаемыми стариками шариатский суд, решающий семейные недоразумения и мелкие общинные дела.

У всех кочевых народов существует более или менее одинаковая общинно-племенная организация. Считается, что все члены одного племени происходят от одного предка (как правило, легендарного, вымышленного). Часто в качестве такого предка выступает библейский пророк Ной, пророк Мухаммед и его потомки. Такое «родство» обеспечивает социальные связи; в прошлом оно позволяло создавать из народного ополчения единое войско. С переходом части кочевников-скотоводов к оседлости племенная организация постепенно исчезала, хотя в некоторых сферах жизни, особенно в семейно-брачных отношениях, племенная принадлежность продолжает играть некоторую роль, например, при выборе брачного партнера. Желательно, чтобы как жених, так и невеста принадлежали к одному племени (закон эндогамии, то есть предпочтительности заключения брака между представителями одного племени). Несоблюдение этого правила может вызвать осуждение и наказание.

Таким образом, характер общественных отношений разнится у разных народов в современных странах Передней Азии. В Турции и Израиле преобладают развитые капиталистические отношения, а в странах Аравийского полуострова, Иране и Афганистане наряду с ними еще сильны и прежние, феодальные и патриархальные, проявления общественного быта. Сохранению многих старых обычаев и пережитков прошлого в общественной жизни способствует мусульманское духовенство и связанные с ним фундаменталисты (сторонники правоверного ислама и власти духовенства в государстве).

 

 

РЕЛИГИЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

 

Религии. Передняя Азия — родина нескольких религий. Одна из древнейших среди них — зороастризм, в древности и в Средние века распространенный в Иране, Афганистане, Азербайджане и других странах Ближнего и Среднего Востока. Ныне он сохранился среди парсов Индии и гебров Ирана. Священная книга зороастрийцев — «Авеста», главное божество — Аху-рамазда. Согласно учению зороастризма, в мире идет постоянная борьба двух начал: добра и зла, но добро в конечном счете должно победить. Зороастрийцев называют также огнепоклонниками, так как в их священных ритуалах большую роль играет огонь.

Кроме того, Передняя Азия — место формирования двух так называемых мировых религий — христианства и мусульманства, а также иудаизма, получивших распространение по всему свету. Древними евреями создан Ветхий Завет — та часть Библии, что повествует о сотворении мира и человека, о древней истории еврейского народа и проповедует единобожие (монотеизм). В первых веках нашей эры, после возникновения христианства, трудами последователей этой религии был создан Новый Завет — вторая часть Библии, состоящая из четырех канонических Евангелий. В них повествуется о жизни Иисуса Христа и его учении.

В начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам (букв. — покорность), или мусульманство, основателем которого был Мухаммад (Мухаммед). В ту же эпоху была составлена священная книга мусульман — Коран. Хотя ислам стал самостоятельной и даже враждебной иудаизму и христианству религией, он многое заимствовал из них. Так, мусульмане признают Христа (в качестве одного из пророков) и ряд библейских персонажей. Основной догмат ислама — это идея единого бога — Аллаха и его важнейшего пророка — Мухаммада. С возникновением государства (Арабского халифата) и позднее монарх выполнял также и функции религиозного главы мусульман (принцип теократизма — объединения духовной и светской власти).

 

Подавляющее большинство жителей Передней Азии в наши дни исповедует ислам разных толков, имеется много мусульманских сект. В основе мусульманства помимо веры в единого бога Аллаха лежит также вера в загробную жизнь, согласно которой мусульмане, выполняющие все заветы Мухаммада, особенно в войне с «неверными», отправляются после смерти в рай, а грешники попадают в ад. Правоверные мусульмане должны выполнять ряд правил и запретов: пять раз в день молиться, несколько раз в год поститься, соблюдать пищевые запреты (например, не употреблять в пищу, как и евреи, свинины) и многое другое. Если у христиан праздничный день — воскресенье, а у евреев — суббота, то для мусульман — это пятница. Мусульмане обязаны уплачивать религиозный налог церкви — зякят, не пить вина, совершать хадж — паломничество в священный город мусульман Мекку.

Большинство мусульман относится к двум религиозным течениям ислама: суннизму и шиизму. Сунниты признают священным наряду с Кораном устное предание о Мухаммаде и его деяниях (сунну). Шииты не признают сунну и особо почитают пророка Али, родственника Мухаммада, а также не считают священными суннитских халифов. На всем протяжении истории ислама между сторонниками этих двух учений существовали враждебные отношения, проявляющиеся и в паши дни. Суннитский толк исповедует большинство арабов, туркмен, часть курдов и белуджей, пуштуны Афганистана и некоторые другие народы. Приверженцы шиизма — персы Ирана, азербайджанцы, часть курдов, арабов Сирии и Ирака. В Саудовской Аравии и некоторых других странах распространена секта ваххабитов, сторонников особенно строгого исполнения правил ислама. Современный мусульманский религиозный фундаментализм, ставящий своей целью создание государства, руководимого духовными лицами, имеет особенно большое распространение среди шиитов.

Религия в Передней Азии все еще оказывает очень сильное воздействие на культуру, образование, семей-

 

 

ную жизнь, а в последние десятилетия, по мере распространения фундаментализма, и на политику. Одним из исключений из этого правила является Турция, где, несмотря на попытки фундаменталистского духовенства установить религиозные порядки, армия и интеллигенция сумели отстоять принципы светского государства.

Ислам — сегодня не единственная религия в Передней Азии. Христианство, некогда имевшее здесь широкое распространение, ныне сохраняется только у отдельных небольших групп: ливанских маронитов, армян-монофизитов, православных греков, ассирийцев. Есть в регионе и другие религии. В Израиле это иудаизм, среди части курдов распространена йезид-ская религия, сочетающая в себе черты зороастрийс-кого, христианского и мусульманского происхождения. У земледельческого и скотоводческого населения сохраняются некоторые древние первобытные верования и суеверия: культ кладбищ, деревьев, камней, вера в духов и др.

В странах Передней Азии, где еще сравнительно недавно почти отсутствовала профессиональная медицина, широко распространено «народное врачевание», которым занимаются знахари и колдуны.

Очень популярно религиозное образование. Существуют высшие религиозные учебные заведения. Светское образование преобладает только в Турции. Поэтому дети, в основном мальчики, богатых родителей зачастую получают образование в европейских и американских колледжах и университетах. Высоко поставлено образование в Израиле. В то же время очень большое число сельских жителей в странах Передней Азии до сих пор неграмотно.

В целом стиль жизни народов Передней Азии характеризуется большим своеобразием и заметно отличается от того, как живут европейцы и североамериканцы.

 

Духовная художественная культура. Народы Передней Азии внесли в мировую цивилизацию бесценный культурный вклад в виде памятников письменнос-

 

 

ти, устного народного творчества, музыки, пения, танцев, изобразительного искусства и многого другого.

Религиозные, запреты не способствовали культивированию изобразительного искусства (в особенности связанного с созданием образов людей), но другие искусства получили среди народов Передней Азии широкое распространение: персидская миниатюрная живопись, искусство каллиграфии (особенно изящного письма), ковроделие, узорное ткачество и др.

Художественная литература в Передней Азии издавна отличалась богатством и своеобразием. Упомянем лишь несколько выдающихся имен и произведений, связанных с местной художественной традицией. Рубай (четверостишия) Омара Хайяма (XI- XII вв.), историко-эпическая поэма «Шах-намэ» Абулькасима Фирдоуси (X —XI вв.), газели (лирические стихотворения) Шамседдина Хафиза (XIV в.) — составляют древнюю основу персидско-таджикской литературной традиции. Тема верной и пламенной любви юноши-поэта Меджнуна к красавице Лейле, сказки «Тысячи и одной ночи», веселые сказки-анекдоты о Ходже Насредине составляют фольклорно-литературную основу арабской, персидской, турецкой и других народных культур Передней Азии. Немало «звезд первой величины» дала литература XX в.; виднейшее место среди них занимает турецкий поэт, драматург и прозаик Назым Хикмет (1902- 1963).

Г.Е. Марков

Глава 8

СТРАНЫ И НАРОДЫ ЮЖНОЙ АЗИИ

В Южной Азии лежит овеянная мифами и легендами страна, привлекавшая с глубокой древности к себе внимание народов Запада и Востока. Имя этой страны — Индия. Она дала миру хлопок, сахарный тростник, многие пряности, некоторые виды домашней птицы, шахматы, десятичную систему счисления, а также такое математическое понятие, как ноль. Цифры, что мы по привычке называем «арабскими», в действительности лишь достигли Европы через арабские страны, а родина их тоже Индия.

С IV в. устанавливаются связи между Индией и Грецией. Военный поход Александра Македонского принес на север Южной Азии эллинизм — элементы культуры древней Греции. Из Индии в Средиземноморье везли слоновую кость, драгоценные камни, жемчуг, благовония, пряности, ценные породы древесины, экзотических зверей и птиц (слонов, обезьян, попугаев), муслин — «ткань, сотканную ветром» (отрез муслина длиной 20 м помещался в обыкновенной табакерке) . Предметы греческого искусства становились объектами моды у индийской аристократии.

Воздействие культуры Индии испытали на себе Вольтер, Гете, Ницше, Байрон, Томас Манн и др. А ознакомление ученых Европы с древнеиндийским литературным языком — санскритом — привело к настоящей революции в гуманитарных науках. Установление родства санскрита (одного из литературных древнеиндийских языков) с греческим, латынью, другими европейскими языками заложило основы новой науки — сравнительного языкознания. Эта наука показала, в частности, что с североиндийскими этническими группами связано происхождение цыган.

 

На Руси упоминание об Индии наряду с описаниями других древних народов и их нравов встречается уже в «Повести временных лет» (1113 г.). В южнорусском фольклоре индийские «рахмане» (брахманы) не только сохранили свое имя, но и дали русскому языку ряд новых слов и выражений— «Постимся, яко рахмане» или прилагательное «рахманный» в значении «кроткий», «тихий», «ласковый». В 1792 г. Карамзин перевел древнеиндийскую драму «Шакунтала» и записал, что ее автор, Калидаса, столь же велик, как и Гомер.

Географическое название «Индия» олицетворяет весь субконтинент Южной Азии, охватывающий полуостров Индостан и пригималайские области. Здесь расположены современные государства: Индия (более 900 млн. человек— 20% населения Земли), Пакистан (около 190 млн.), Непал (свыше 20 млн.), Бутан (более 2 млн.), Бангладеш (около 112 млн.), Шри-Ланка (более 19 млн.) и Мальдивская Республика (около 300 тыс. человек). Северной границей региона являются горные цепи — Гималаи и Каракорум. На юге Индостанский полуостров омывается Аравийским морем и Бенгальским заливом Индийского океана. Территорию Южной Азии занимают покрытые густыми лесами плато и низменности, высочайшие в мире горы, в числе которых Джомолунгма — самая высокая на земном шаре, тропические пустыни (Тар, Тхал, Раджастхан). Здесь протекают крупные реки: Ганг, Инд, Брахмапутра. Природная целостность Южной Азии определяется положением ее в области субэкваториального муссонного климата. Она принадлежит к числу самых густонаселенных областей земного шара. Занимая лишь 3,3% площади суши (без Антарктиды), она сосредоточивает 1/6 населения мира.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.