СОВРЕМЕВВЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государственная национальная политика. Во второй половине XX в. бывшие африканские колонии стали независимыми государствами. Первой в рассматриваемом регионе получила независимость Гана в 1957 г., последней — Намибия в 1990 г. Большинство стран обрело свободу в I960 г., который был назван «Годом Африки». В многонациональных государствах (а таких в тропической Африке большинство) руководящие государственные посты на первых порах занимали по преимуществу представители какого-либо одного народа: конго в Конго, бауле — в Кот-д'Ивуаре, темпе — в Сьерра-Леоне, хауса и йоруба — в Нигерии, фульбе — в некоторых западноафриканских странах и т. д. Во многих странах по этническому признаку формировалась армия, какому-нибудь одному языку отдавалось предпочтение в административной деятельности и т. п. Все это не способствовало межнациональному сплочению, вызывало противодействие других народов. В ряде случаев это приводило даже к государственным переворотам, гражданским войнам (в Нигерии, Уганде и др. странах), а то и к военным конфликтам между государствами, где разбросанно живут представители одного и того же народа (так было, например, в отношениях между Эфиопией, Сомали и Кенией). Государства Африки в рамках созданной в 1963 г. Организации африканского единства приняли решение не пересматривать государственные границы, чтобы избежать таких столкновений.

Почти все независимые государства Африки официально провозгласили цель создания из своих граждан «единых наций». В действительности такая цель оказалась иллюзорной. Этнические процессы имеют неодинаковую направленность: это и сближение в различных формах — ассимиляция (растворение одного народа в другом), консолидация (слияние этнически близких племен и групп в один этнос) и интеграция (сближение и слияние неродственных этносов в единую нацию), и размежевание — самостоятельное развитие отдельных частей одного народа (обычно в границах

 

 

разных государств). Процессы этнического сближения развиваются, как правило, при лидерстве высокоразвитых народов, имевших в прошлом свои политические образования: в Кот-д'Ивуаре такую лидерскую роль играют бауле, в Мали — бамана, в Нигерии — хауса, ибо и йоруба, в Демократической Республике Конго — конго и луба и т. д. Консолидации и интеграции помогает и принятие в качестве языка межэтнического общения единого языка — например, суахили в Танзании и Кении.

Огромную роль в процессе этнического сближения играет совместный труд в полиэтничной среде. Происходит все более активное смешение населения. Продолжаются начавшиеся еще на рубеже XIX — XX веков сначала временные, а потом и постоянные миграции сельскохозяйственных рабочих из сопредельных стран в Гану, Гвинею, Кот-д'Ивуар на плантации кофе и какао, а в Уганду — на плантации бананов. Массы мигрантов-рабочих привлекают рудники и предприятия «Медного пояса» в Демократической Республике Конго, Замбии, Зимбабве, а также горнорудные предприятия в ЮАР. Многолетняя засуха последней четверти XX в. вынудила к переселениям жителей пустынь и полупустынь, и в наше время туарегов, например, можно встретить даже в городах гвинейского побережья.

В Африке значительно быстрее, чем на других континентах, растет городское население. Города являются важными центрами смешения населения и взаимного влияния народов. Они играют двойственную роль. С одной стороны, недавние переселенцы из деревни

 

чувствуют себя в них чужаками и стремятся создавать земляческие союзы, компактно селиться и общаться со своими соплеменниками. Так усиливается чувство этнического сближения и самосознания. С другой стороны, городская жизнь побуждает людей разных национальностей к близкому взаимодействию — как на работе, так и в быту, — способствует росту числа смешанных браков. Все это приводит к разрушению чувства этнической обособленности, изолированности, усиливает взаимное культурное влияние.

 

Народная культура сегодня. В народной культуре африканских народов наблюдаются две противоречивые тенденции. Прежде всего отчасти происходит утрата ее этнических черт. Многие элементы культуры — одежда, жилища, пища — приобретают европейский, а точнее интернациональный облик. В некоторых случаях типы европейской одежды стали восприниматься как традиционные. Так, женская одежда гереро в Намибии — это почти копия европейских костюмов XVII в., а в ДРК «народным» костюмом объявлены длинные женские платья и мужские легкие костюмы полувоенного образца. Часто используются сочетания элементов местной и европейской одежды: рубаха и мужская юбка у сомалийцев, длинная рубаха и пиджак — на Занзибаре, европейский костюм и легкая накидка кенте в Гане и т. д.

Вместе с тем происходит взаимовлияние культур разных народов континента. Народная одежда одного из них может стать общенациональной, а нередко и общеафриканской — мужские бубу или гвинейский женский костюм. Такая одежда все чаще становится престижной и торжественной, дорогой и нарядной. В африканских странах работают свои модельеры, создающие модные модели с учетом местных традиций.

Дольше сохраняются этнические особенности в пищевых пристрастиях, в запретах (табу), обрядах жизненного цикла. Но обряды тоже меняются. Некоторые из них исчезают, другие теряют религиозный характер. Подчас перенимаются обряды народов-соседей. Типичен пример г. Конакри, столицы Гвинеи. Основное население там — бага, но язык общения — сусу, а в

 

материальной культуре предпочтение отдается традициям фульбе и малинке. Изменяются формы обычного права (неписаных законов). Материнское право уступает место отцовскому, записываются кодексы обычного права, становящиеся, после внесения многих изменений в их содержание, столь же обязательными, как и государственные гражданский и уголовный кодексы.

Этносы Африки в настоящее время находятся на различных стадиях складывания народностей и наций. Этническое самосознание многоступенчато. Один и тот же человек в разных ситуациях назовет себя либо клановым, либо этническим именем, либо укажет свое государственное гражданство.

Эти процессы неодинаково протекают в отдельных государствах. Там, где большинство населения говорит на близкородственных языках (Северная Африка, Сомали, Мадагаскар и др.), они происходят спокойнее, чем в странах пестрых в этноязыковом отношении (как большинство государств Западной Африки). Особенно сложны эти процессы на Юге Африки, с многочисленным европеоидным населением (немалая часть которого живет в Африке уже в течение нескольких поколений).

 

Инонациональные общины. Своеобразно складывается судьба потомков европейского населения в Африке. Уже с конца XV в. в нынешних Анголе и Мозамбике появились португальские поселенцы; с 1652 г. на самом юге континента обосновались голландцы. В XVIII и особенно в XIX в. возникли большие общины англичан в благоприятных для заселения областях современных ЮАР, Зимбабве, Кении. Французы селились главным образом в Западной Африке, немцы — в Намибии (некогда Германская Юго-Западная Африка). Многие из переселенцев вернулись в метрополии, но далеко не все. Потомки португальцев в Африке называют себя ангольцами и мозамбикцами. Сохраняется значительная немецкая община в Намибии и английские общины в Кении и Зимбабве. Как те, так и другие обычно нe порывают связей с исторической родиной, сохраняют некоторые черты привычек и быта.

 

Несколько иначе идет развитие этих групп в современной ЮАР. За триста лет существования переселенческой колонии здесь из потомков голландских переселенцев и французских беженцев-гугенотов сложился особый этнос. Принадлежащих к нему людей на первых порах называли бурами (по-голландски «крестьяне»), а с прошлого века стали именовать африканерами. С начала XIX в., когда Юг Африки перешел к Англии, там появились и англичане. Их потомков, тоже считающих себя африканцами, называют англо-африканцами. Эти две группы, составляющие белое меньшинство Южно-Африканской Республики, подавляя черное большинство, находились с ним в экономическом и политическом противостоянии. Когда в 1948 г. к власти пришло правительство африканеров, оно провозгласило политику апартхейда (раздельного развития рас). Она предусматривала раздельное поселение и жизнь всех проживающих в Южной Африке групп населения — белых, азиатов, цветных (метисов), чернокожих — и полное исключение «небелого» населения из социальной и политической жизни.

Борьбу против этой бесчеловечной политики возглавил Африканский Национальный Конгресс (АПК), возникший как организация черного населения, но затем объединивший все прогрессивные силы. «Хартия Свободы», принятая в 1956 г., провозглашала, что «Южная Африка принадлежит всем народам, ее населяющим, — белым и черным». Борьба увенчалась успехом, апартеид был отменен. В 1994 г. в результате первых демократических выборов президентом страны стал Нельсон Мандела, в течение 26 лет бывший узником режима. Однако ныне ЮАР переживает нелегкое время. Осуществляется жесткая политика африканизации, нарастают националистические тенденции — как у белых африканеров, так и у некоторых чернокожих народов (особенно зулусов).

Э.С. Львова

Глава 7

НАРОДЫ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

Западная, или Передняя, Азия занимает Малоазийский и Аравийский полуострова, Восточное Средиземноморье, Месопотамию и так называемый «Средний Восток» (территорию современных Ирана и Афганистана). Здесь проживают свыше 170 млн. человек.

Значительная часть территории Передней Азии — это полупустынные и пустынные горные и равнинные ландшафты. Только в горных долинах и на побережьях Средиземного, Черного и Каспийского морей преобладает влажный, субтропический климат. В сухих субтропиках оазисы протянулись вдоль рек, протекающих по долинам и у подножия гор. Реки в Передней Азии в основном невелики, и летом они частично пересыхают. Многоводны только Тигр и Евфрат. Большая часть Передней Азии к нашему времени лишена лесов, исчезнувших в результате деятельности человека. Исчезновение лесов привело, в свою очередь, к сокращению водных источников, обеднению флоры и фауны. В этом регионе природные условия с древних времен благоприятствовали жизни людей. Однако здесь густо заселены только плодородные оазисы, тогда как население пустынь и высокогорий малочисленно.

Из государств на территории Передней Азии расположены: Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия и Турция.

 

ИСТОРИЯ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

 

Краткий исторический обзор. История заселения людьми Передней Азии насчитывает много десятков тысячелетий: когда-то на этой территории жили люди неандертальского типа. За 40 — 50 тыс. лет до наших дней здесь появились люди современного вида.

 

Примерно 10 тыс. лет тому назад в Месопотамии, Восточном Средиземноморье, а также прилегающих долинах юго-восточного Прикаспия сформировались ранние культуры земледельцев и скотоводов. Здесь люди впервые научились изготавливать глиняную посуду, выплавлять и обрабатывать металлы. Немного позднее в Шумере и Аккаде (Южная Месопотамия) возникли древние государства и цивилизации, ровесники ранних царств Древнего Египта.

На территории Передней Азии с древних времен разворачивались события, имевшие огромные культурные и политические последствия для всей мировой цивилизации. Очень высокого развития достигли науки, искусство, было изобретено (финикийцами) алфавитное письмо, ставшее основой mhoi их существующих алфавитов. Отсюда происходят две мировые религии — христианство и ислам, а также иудаизм. Под влиянием великих восточных цивилизаций сложились культуры Древней Греции и Древнего Рима, от которых ведет начало и наша цивилизация. На землях Передней Азии возникали и разрушались великие империи. Цари Вавилона, Ассирии, Персии, Мидии, Парфии и других государств вели завоевательные войны, которые меняли состав населения этих и соседних стран и воздействовали на развитие их культур.

Ученые еще не вполне представляют себе, каким был в древности этнический состав населения Передней Азии. Только начиная с эпохи изобретения письменности (т. е. с рубежа IV и III тыс. до н. э.) можно сказать что-либо определенное о том, кем были древние обитатели этого региона. Да и то поначалу только в отношении Шумера и соседних областей (Южная Meсопота-мия) — в других странах столь древних памятников письменности пока не найдено. Все же удалось установить, что часть древнего населения Передней Азии говорила на шумерском и других каспийских языках, ряд народов (аккадцы, вавилоняне, ассирийцы, древние евреи, предки арабов и другие) — на семитских языках, другие народы (часть жителей Хеттского царства в Малой Азии, мидийцы, парфяне, а также приходившие с севера скифские народы) — на языках индо-

 

европейской семьи. Постепенно весь запад Передней Азии был заселен народами, говорившими на семитских языках, а территорию нынешних Ирана и Афганистана — на индоевропейских.

Арабские завоевания, обрушившиеся на страны региона в VII—VIII вв. н. э., оказали огромное воздействие на историю и культуру народов Передней Азии Арабы покорили множество государств и народов, обращая большинство их в ислам (мусульманство). Вслед за арабами два столетия спустя в Переднюю Азию начали вторгаться тюркские народы, двигавшиеся из Центральной Азии на запад. Их потомки — современные турки, азербайджанцы и многие другие этносы.

С конца Средних веков государства Передней Азии стали приходить в упадок и мало-помалу оказались в колониальной и полуколониальной зависимости от европейских держав. Многие народы не могут изжить своей отсталости и в наши дни.

 

Истоки местных культур с древнейших времен. Древнейшие обитатели Передней Азии — люди конца каменного века — были охотниками, рыболовами, а также собирателями съедобных растений и мелких животных. Только изредка размеры добычи позволяли людям полностью насытиться. В жилищах постоянно горели костры: хотя климат в большей части Передней Азии относительно теплый, зимой здесь нередко бывают холода, случается даже выпадает снег. Огонь добывали либо трением куска твердой древесины о кусок мягкого дерева, либо высекали, ударяя друг о друга обломки метеоритного железа и кремня.

Примерно за 10— 12 тыс. лет до и, э. климат в 11ерс:дней Азии стал суше, многие водоемы высохли. 11остепенно это привело к оскудению растительности, сокращению поголовья травоядных животных, ухудшению возможностей для рыбной ловли. Людям пришлось искать новые способы добывания пищи, чтобы выжить. Наблюдая за природой, накапливая опыт, обитатели Восточного Средиземноморья, Северной Месопотамии и юго-восточного Прикаспия раньше других

 

стали приручать, а затем и одомашнивать животных, разводить культурные растения. Еще за тысячелетия до этого спутником человека стала собака — сторож и помощник на охоте. Первыми одомашненными животными стали козы и овцы. Позднее были одомашнены коровы, буйволы (крупный рогатый скот) и свиньи, а также транспортные животные — лошади, верблюды, ослы. К еще более поздним временам относится одомашнивание кур, гусей, уток. Довольно быстро одомашненные животные, а также опыт их приручения и одомашнивания распространились в соседних с Передней Азией странах — прежде всего в Древнем Египте, где домашним животным стала также кошка.

Древнейшими культурными растениями, выведенными человеком, были злаки — пшеница и ячмень. Постепенно осваивались и другие известные сегодня злаки, овощи и фрукты.

Все это привело к тому, что часть жителей Передней Азии перешла от прежних способов добывания пищи — охоты, рыболовства и собирательства — к скотоводству и земледелию. Возникло производящее хозяйство. Впрочем, часть обитателей гор и степей еще долго сохраняла старые способы хозяйствования (там, где не было подходящих условий для земледелия или скотоводства).

Новые типы хозяйства привели к существенным изменениям в образе жизни народов. Одни из них расселились по плодородным речным долинам, стали земледельцами. Они стали использовать воду рек и ручьев для орошения своих полей, так как в жарком климате без этого нельзя вырастить хороший урожай. Возникли земледельческие поселения, жители которых позже создали города, цивилизацию и государства.

Люди, продолжавшие жить в засушливых предгорьях, где воды и плодородной земли мало, стали разводить скот (овец и коз), сделавшись пастухами-скотоводами. Постепенно стада разрослись, и в поисках пастбищ скот пришлось отгонять все дальше от жилья. Так пастушество становилось все подвижнее и примерно 3 тыс. лет назад превратилось в кочевое скотоводство — номадизм, отличительные черты которого — отсутствие

 

у скотоводов постоянных мест поселения и круглогодичные их перекочевки со стадами с одного пастбища на другое, иногда на большие расстояния. Такой образ жизни способствовал захватническим настроениям в обществе кочевников, совершавшим грабительские набеги на земледельческие поселения.

 

Древнейшие цивилизации. Новым типам хозяйства сопутствовали большие культурные изменения. Крупные поселения превратились в большие и многолюдные города. Жилые дома и хозяйственные постройки стали сооружаться из дерева, глины и камня. Были возведены громадные царские дворцы и величественные храмы. Города превращались в крепости, окруженные высокими стенами. Был открыт способ изготовления глиняной посуды на гончарном круге. Появилось стекло. Совершенствовались способы выплавки и обработки металла — сначала меди и бронзы, позднее — железа. Люди изобрели колесо, повозки и боевые колесницы, ткацкий станок, плуг и другие сельскохозяйственные орудия. Многими народами было развито кораблестроение и мореходное дело, позволявшие достигать даже в те давние времена отдаленных африканских, европейских и азиатских берегов.

С возникновением земледельческих обществ возникло и стало стремительно усугубляться имущественное и сословное неравенство. Выделилось военное руководство, а также жрецы, служившие в храмах; они составили богатый и влиятельный слой общества. Помнились купцы, торговавшие с дальними странами и кочевниками. Все они подчинили себе рядовых граждан — земледельцев и ремесленников, стали использовать их труд. Произошло обожествление царей. Одновременно вырос многочисленный слой бедняков, и наконец, в каждом государстве стало появляться все больше рабов, которыми поначалу были в основном военнопленные. Их использовали при строительстве храмов и дворцов, дорог, в качестве домашней прислуги. Но на полях и в ремесленном производстве трудились и свободные люди, хотя их жизнь не многим отличалась от рабской.

 

Культура достигла очень высокого уровня в древних государствах Передней Азии, были развиты ремесла и искусство. Во многих городах сооружались водопроводы, уже 6 тыс, лет назад строились дома в три-четыре этажа, прочные мосты и дороги. Из золота, серебра, драгоценных камней ювелиры изготовляли великолепные украшения, ткачи вырабатывали шерстяные и льняные ткани, гончары делали глиняную посуду, кузнецы ковали оружие. Из глины и камня ваяли скульптуры, придворные поэты сочиняли поэмы, во время религиозных церемоний разыгрывались сцены из мифов и легенд.

 

Древние кочевники. Жизнь обитателей степей, гор и пустынь Передней Азии — кочевников — складывалась иначе, чем у оседлого, земледельческого населения. Номады не создавали оседлых поселений и городов, а устраивали на каждом новом месте кочевья временные поселения из шатров. Кочевание на большие расстояния стало возможным после одомашнивания лошадей и верблюдов. На верблюдах перевозили шатры, имущество, женщин и детей. Воины же, охранявшие своих близких или совершавшие набеги на оседлых земледельцев, использовали в качестве средства передвижения лошадей. Жизнь кочевников была нелегкой. Зимой они страдали от холода, летом — от жары и нехватки воды. Еды было мало, так как номады, сохраняя стада, ели мясо своих животных только в торжественных случаях. Значительную часть рациона кочевников составляли продукты обмена с земледельцами — животных, шкур, масла — на зерно, растительную пищу и т. п. — и добыча, получаемая в результате военных набегов на земледельческие поселения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.