Конец века, тем более тысячелетия – соблазнительное время для подведения всякого рода итогов. К тому же под конец двадцатого века в мире произошли довольно серьезные изменения, в первую очередь – гибель СССР и соответственно утрата осью противостоя- ния "коммунистический Восток - капиталистический Запад" своего былого значения. Козловский претендует на своего рода подведение итогов. Во-первых, термин "постмодерн" он трактует расширитель-
но, понимая под ним новую эпоху истории, идущую на смену эпохе модерна (Нового времени). Трактуя постмодерн шире, чем принято у нас, значение термина "культура" Козловский несколько сужает, сводя его к латинским истокам.
Автор связывает истоки модерна с пафосом Просвещения, с надеждами рационалистов на мощь человеческого разума как вполне самостоятельной величины. Благие намерения просветителей на де- ле вылились в разрыв между наукой и техникой, с одной стороны, и сферой духовной жизни Рассуждения об утрате гуманных ценно- стей, вытеснении этики из сфер политики, экономики, науки и так далее, подкрепленные разнообразными таблицами и ссылками на массу источников, не особенно новы. Интересно в книге Козлов- ский другое, а именно выводы которые он склонен делать о причи- нах кризиса эпохи модерна и соответственно о признаках грядущей эпохи постмодерна
Козловский видит причины кризиса, выразившегося в противо- стоянии "Восток-Запад" в сфере метафизики. Вернемся к различиям модерна и постмодерна. Итак, причины кризиса модерна кроются в отрыве сферы духа от сфер праксиса Новая эпоха должна будет ха- рактеризоваться прямо противоположными качествами: взаимопро- никновением науки и искусства, в формировании этических ценно- стей.
Иногда философ кажется излишне благодушным. Так, он описы- вает существенные черты искусства постмодерна "Отношение к классике и традиции должно быть не классическим, а свободным, ироничным. Удвоение и даже утроение уровней соотнесения в постмодернистском классицизме - модерн, постмодерн и классика - создает дистанцию и отчуждение, которые дают больше свободы. То, что даже сами постмодернисты считают признаками кризиса, представляется Козловский, напротив, признаками оздоровления искусства
Более принципиальные возражения заключаются в следующем. Козловский считает, что в западных демократиях пост-Новое время уже наступает. Это противоречит признакам постмодерна, выводи- мым Козловский. Он склонен сужать значение слова "духовный. Именно религиозность автора позволяет ему высказать ряд не толь- ко антропологически глубоких, но и просто красивых мыслей. Главный смысл эпохи постмодерна, согласно его книге, заключается в следующем: Постмодерн принимает на себя роль тормоза, отодви-
гающего наступление того, что собственно должно было наступить после крушения утопических историко-философских ожиданий со- временности: гибели.
Эта книга является не столько строго аналитическим сочинением, сколько футурологической утопией. Этим она и интересна. К тому же это одна из первых книг подобной тематики в России. Также из- вестно, что немецкая социальная философия по ряду причин, как правило, более близка и интересна русскому читателю, чем, скажем, американская.
Параллель между постмодерновой культурой и технологиями постиндустриального общества можно проследить на примере вхождения так называемого культурного измерения в производ- ственно-экономическую сферу. В экономике постиндустриального общества особая роль отдается символической, эстетической и пси- хологической составляющим общей стоимости товара Особое вни- мание начинает уделяться красоте технического изделия, которая состоит не просто в целесообразности, но в том, как данная вещь "входит в человеческое бытие". Новейшие технологии в постинду- стриальном обществе не могут рассматриваться вне контекста куль- туры, творения рук человеческих должны быть одухотворены, толь- ко тогда они не станут чуждой ему артефактной реальностью.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 355.