Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главная тема книги "Порядок из хаоса" - переоткрытие понятия времени и конструктивная роль, которую необратимые процессы играют в явлениях природы. Это позволяет считать работу "Поря- док из хаоса" своеобразным стимулом, побуждающим нас к пере- смотру целей науки, методов и теоретико-познавательных устано- вок. Книгу можно рассматривать как символ происходящих в наше время исторических преобразований в науке. Значение книги "По-


рядок из хаоса" состоит в том, что ее авторы не только находят но- вые аргументы для критики ньютоновской модели построения мира, но и показывают, что претензии ньютонианства на объяснение ре- альности совместимы с гораздо более широкой современной карти- ной мира, созданной усилиями последующих поколений ученых. Авторы показывают, что так называемые "универсальные законы" отнюдь не универсальны, а применимы лишь к локальным областям реальности. Именно к этим областям наука приложила наибольшие усилия.

Суть приводимых Пригожиным и Стенгерс: они показывают, что в машинный век традиционная наука уделяет основное внимание устойчивости, порядку, однородности и равновесию. Она изучает замкнутые системы и линейные соотношения, в которых малый сиг- нал на входе вызывает равномерно во всей области определения ма- лый отклик на выходе Неудивительно, что при переходе от инду- стриального общества с характерными для него огромными затра- тами энергии, капитала и труда к обществу с высокоразвитой техно- логией, для которого критическими ресурсами являются информа- ция и технологические нововведения, неминуемо возникают новые научные модели мира. Пригожинская парадигма особенно интересна тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наибо- лее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сиг- нал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выхо- де. Не исключено, что работы Пригожина и его коллег в рамках так называемой Брюссельской школы знаменуют очередной этап науч- ной революции, поскольку речь идет о начале нового диалога не только с природой, но и с обществом.

В сильно упрощенном виде суть этой теории сводится к следую- щему. Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они в лучшем случае составляют лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, открыты - они обме- ниваются энергией (веществом) и информацией с окружающей сре- дой. К числу открытых систем без сомнения, принадлежат биологи- ческие и социальные системы, а это означает, что любая попытка понять их в рамках механистической модели заведомо обречена на провал. Кроме того, открытый характер подавляющего большинства


систем во Вселенной наводит на мысль о том, что реальность от- нюдь не является ареной, на которой господствует порядок, ста- бильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и неравновесность.

Если воспользоваться терминологией Пригожина, то можно ска- зать, что все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флук- туации может стать настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается. В этот переломный мо- мент (который авторы книги называют особой точкой или точкой бифуркации) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли со- стояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, который авторы называют диссипативной струк- турой. Пригожин подчеркивает возможность спонтанного возникно- вения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации становления и метода квантовой меха- ники.

По содержанию книга делится на ряд частей. Прежде всего рас- сматриваются вопросы становления сектора. Помимо общей харак- теристики развития естествознания в этот периодздесь рассматри- ваются и вопросы иного характера. Становление сектора происхо- дило в условиях сильного идеологического давления на духовную жизнь страны. Не избежала этого давления и наука, а философию естествознания идеологические силы стремились использовать как одно из средств такого давления. Вместе с тем, поскольку фи- лософия естествознания в основе своей ориентировалась на раскры- тие истин в развитии познания, она явилась не столь простым ореш- ком для экспансионистских устремлений идеологических сил.

Второй круг вопросов, рассматриваемых в книге, связан с про- блематикой исследований, с их динамикой. Любая развивающаяся область исследований с течением времени совершенствует свои ме- тоды, совершенствует и обогащает свою проблематику. Конечно, можно сказать, что философские проблемы относятся к числу веч- ных проблем бытия и познания Вместе с тем по мере развития вскрываются новые аспекты этих проблем, происходит обогащение их содержания, анализ чего и представляет основной интерес. Если брать проблематику философии естествознания, то в период органи-


зации сектора основное внимание уделялось проблемам бытия и по-знания, связанным с осмыслением оснований неклассической физи- ки, а в настоящее время на первый план выдвинулись проблемы, связанные с познанием сложноорганизованных динамических си-стем, а также вопросы, связанные с обоснованием и возможностями научного метода и вопросы ценности науки в жизни общества.

Третий круг вопросов относится к анализу роли и значения науч- ных школ в развитии познания. Современное развитие науки, ее проблем вне авторитетных коллективов практически невозможно. Как сказал А.Б. Мигдал, в развитии современной теоретической фи- зики, а мы скажем – ив развитии ведущих проблем науки в целом, возникла «новая романтика – романтика коллективной работы» В качестве ведущих научных школ выступают всемирно признанные институты и университеты. Именно школы обеспечивают после- довательность и преемственность познания и в ходе их деятельности вырабатываются новые методы исследований. Уникальной является деятельность школы Нильса Бора, сложившейся на базе Института теоретической физики в Копенгагене и под эгидой которой происхо- дило развитие ядерной физики в период между двумя мировыми войнами

В заключение необходимо отметить, что организация сектора и последующая его деятельность решающим образом стимулировали исследования по философии естествознания в нашей стране. Во многом на базе сектора были проведены первые всесоюзные, а также многочисленные региональные и специализированные (по отдель- ным проблемам философии естествознания) конференции и симпо- зиумы. Сектор практически «курировал» деятельность методологи- ческих семинаров при научно-исследовательских институтах и орга- низациях, работа которых способствовала широкому овладению учеными основами теории познания и осознания социальной значи- мости их деятельности. А. Эйнштейн однажды сказал: «Смысл жиз- ни, как бы коротка и опасна она ни была, можно найти только в служении обществу». Продолжая эту мысль, можно сказать, что смысл философии естествознания состоит в том, чтобы служить ин- теллектуальному и духовному развитию общества.

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 290.