Понятие научной теории: абстрактные и идеальные объекты.Метатеоретические основания науки: научная картина мира,идеалы и нормы, стиль научного мышления.
Особенности функционирования и развития научной теории изучены В.С. Степиным на материале физики. Теория делится на фундаментальную и прикладную теорию. Это различие определяет особенности и продолжительность деятельности ученого. Построе- ние теории требует наличия специальных объектов и языка их опи- сания. Важную роль играют методы построения научной теории. Рассмотрим некоторые из них.
Идеализация – мысленное конструирование объектов, которые в действительности не существуют, но широко используются в науч-
ном познании. Например, абсолютно твердое тело, точка, линия, абсолютно черное тело, точечный электрический заряд.
Суть идеализации: лишить реальные объекты некоторых при- сущих им свойств; наделить (мысленно) эти объекты определен- ными нереальными, гипотетическими, практически неосуществи- мыми свойствами. С помощью идеализации исключаются свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса. Использование идеальных объектов в научных исследо- ваниях значительно упрощает сложные системы, что позволяет применять математические методы исследования.
Идеализация, как и всякий научный метод имеет свои границы в познании. Относительность ее проявляется в том, что: 1) идеализи- рованные представления могут уточняться, заменяться новыми; 2) каждая идеализация создается для решения определенных задач. Так, из физики Эйнштейна исключены ньютоновские идеализации
«абсолютное пространство» и «абсолютное время».
Формализация – приписывание символам или их системам определенных значений. Формализованные языки отличаются строгостью, четкостью, а их выводы – доказательностью. Форма- лизация позволяет строить знаковые модели объектов, а изучение реальных предметов и процессов заменять исследованием этих мо- делей. Эффективность формализации определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, насколько удачно схвачена его сущность.
Аксиоматический метод широко используется при построении теории математики, математической логики и иных математизиро- ванных науках. Суть метода: ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по опре- деленным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде теорем, законов. К аксиоматически построенной системы знаний предъявляется ряд требований: непротиворечивости, пол- ноты, независимости. Аксиоматически построен. теория истинна, когда истинны как аксиомы, так и правила, по которым получены все остальные утверждения теории. В этом случае теория может верно отображать действительность.
Гипотетико-дедуктивный метод – это метод научного исследо- вания, опирающийся на выведение следствий из посылок, истин- ностные значения которых неизвестно. Использование этого мето-
да подразделяется на три этапа: 1) выдвижение некоторой гипоте- зы; 2) выведение следствий из этой гипотезы; 3) проверка получен- ных следствий с точки зрения их истинности или ложности. Наиболее трудный этап – выдвижение исходной гипотезы. Ориен- тиром выдвижения выступает решаемая проблема, а также ход раз- вития научного знания. Если какие либо следствия из гипотезы оказываются ложными, то исходная гипотеза отбрасывается или подвергается корректировки. Истинность следствия является необ- ходимым, но не достаточным условием истинности соответствую- щих гипотез. При истинности следствий проверка истинности ги- потезы может осуществляться: путем выведения гипотезы из дру- гих посылок, истинность которых уже установлена, или путем опровержения всех альтернативных гипотез, или путем опытной проверки на эмпирическом уровне познания.
Математическая гипотеза является видом гипотетико- дедуктивного метода. На первом этапе методом математической гипотезы создается математическое уравнение, представляющее модификацию ранее известных и проверяемых соотношений. Сле- дующие этапы аналогичны этапам гипотетико-дедуктивного мето- да. Теории формируют концептуальное ядро дисциплинарной науки. На междисциплинарном уровне теории формируют, как по- казал В.С. Степин, научную картину мира, интегрированную с фи- лософскими принципами, идеалами и нормами научной деятельно- сти.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.