Философия техники в ФРГ. - М., 1989.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Книга представляет собой сборник материалов западногерман- ских авторов - X. Лейка, Г. Рополя, Фр. Раппа, X. Закссе и др. по фи-


лософским проблемам техники. В них анализируются проблемы социальной ответственности и этики инженера, дается философский анализ феномена и сущности техники в контексте культуры. В усло- виях ускорения научно-технического прогресса статьи сборника да- ют философское осознание социальных процессов, с ним связанных и оказывающих влияние на все области жизни людей.

Всего несколько десятилетий назад вклад техники в цивилизацию обычно лишь приветствовался, и потому попросту не видели ника- кой необходимости в исследовании философских проблем техники. Были, разумеется, исключения, но они не привлекали особого вни- мания. До второй мировой войны вопросами судьбы современной техники проникались в своем интуитивном восприятии больше ху- дожники и поэты, чем философы своим методом рационального осмысления Непрерывный технический прогресс со времен про- мышленной революции, казалось, подтверждал идею рационали- стов о господстве человека над природой и оптимизм века Про- свещения Биологические социальные теории эволюции XIX века укрепили надежду на безграничный экономический рост, а также, как следствие этого, на обеспечение общественного, культурного и даже морального прогресса человечества с помощью науки, техники и промышленности.

Сегодня такой убежденности брошен серьезный вызов. На его ос- нове возникло фундаментальное противоречие между осознанием "пределов роста" и традиционной идеей бесконечного прогресса. Такие проблемы, как дефицит ресурсов, экология и гонка вооруже- ний, вызывают растущее беспокойство и приводят к резким напад- кам на современную технику. Даже базирующаяся на науке техни- ка, которую до недавнего времени считали спасительницей, теперь часто считается повинной во всех делах нашего времени

И все же тенденция принимать хорошее за само собою разуме- ющееся и замечать только плохое не является главной причиной пренебрежения философией техники. Наряду с конкретными исто- рическими обстоятельствами к этому имеет отношение также и тео- ретически ориентированная интеллектуальная традиция западной философии. Технику обычно рассматривали как ремесло или, в лучшем случае, как простое применение научных открытий и тем самым – деятельность интеллектуально более низкого порядка, не заслуживающую философского исследования. Философия, которая с самого своего возникновения рассматривалась как относящаяся к


царству теоретического мышления и идей, неизменно возникающих у человека, по необходимости противопоставлялась любой практи- ческой, технической деятельности, основывающейся. как считалось, только на интуитивном умении делать нечто. Спор "двух культур" сегодня свидетельствует о продолжающейся дихотомии философ- ской теории и технической практики. Между тем этот спор бесполе- зен, так как гуманистическое и историческое понимание, так же как наука и техника, одинаково необходимо для управления нашим тех- ническим миром. Только наука и техника могут сказать нам о фак- тических проблемах и ожидаемых результатах, но лишь тогда, когда они действуют в определенном направлении, а гуманитарные науки, включая философию, имеют к этому отношение постольку, по- скольку затрагиваются вопросы нормативности. Ввиду междисци- плинарного разделения труда ни одна из этих двух областей не спо- собна справиться с проблемами, требующими совместного решения.

Если принять, что одной из задач философии является раскрытие и критический анализ духа времени, тогда в своем нынешнем состо- янии философия техники вряд ли способна справиться с этим. Со- временная, основанная на науке техника является одним из ведущих факторов – многие считают ее вообще ведущим фактором – нашего времени. Ее интеллектуальные истоки – господство над природой и понятие прогресса хорошо известны 5. Не смотря на это, современ- ная техника рассматривалась как незаконнорожденный отпрыск и лишь совсем недавно привлекла большее внимание со стороны фи- лософов. В итоге, за исключением марксистской философии, тен- денция придерживаться исключительно традиционного понимания человека как animal rationalis заставила философов пренебречь аспек- том homo faber , который сегодня является решающим. Так, даже в 1976 году на одной из секций философского совещания прозвучало в форме вопроса:

Сказанное не означает, что не было никаких исследований по фи- лософии техники. Как будет показано ниже, в данной области име- ется довольно большое количество работ. Однако в академической науке еще нет философских исследований в сфере техники как хо- рошо организованной и признанной всеми области философского знания. Это действительно так, несмотря на то что количество пуб- ликаций, относящихся к философским вопросам техники, постоянно растет. С тех пор как в 1968 году в обзоре Сколимовского впервые тема "Техника и философия", наряду с другими, была официально


принята в качестве предмета философского анализа, сделан значи- тельный шаг вперед. Растущий интерес к проблемам философии техники явно отражается в многочисленных статьях на данную тему, представленных на всемирных философских конгрессах в Вене в 1968 г., в Варне в 1973 г. и в Дюссельдорфе в 1978 г. Растущая ак- тивность в этой сфере также видна из развернутого библиографиче- ского указателя литературы, составленного Митчемом и Маккеем в 1973 году. Принимая данную библиографию за исходный пункт, выделим три характерные особенности философии техники.

Во-первых, несмотря на большое количество помещенных статей, редакторы 11 смогли из каждой десяти только одну отнести к "рабо- там высокого философского уровня". Остальные работы рассматри- вали философские вопросы среди прочих, но философских проблем специально не рассматривали. В них акцент сделан скорее на поли- тических, социальных, культурных, религиозных и исторических проблемах динамики технических изменении.

Вторым фактором был эссеистский характер многих работ. Кон- кретные насущные проблемы стимулировали интерес к теме; но они проглотили при этом огромную долю интеллектуальной энергии. В итоге тщательная разработка фундаментальных философских во- просов была сравнительно редкой.

Была и третья причина, связанная с отсутствием систематической и хорошо разработанной философской традиции в области филосо- фии техники, из за чего затруднялось детальное и глубокое иссле- дование. В результате появилось большое количество книг, объеди- нивших статьи, в которых обсуждались специфические вопросы фи- лософии техники с различных точек зрения.

Развитие философии техники в различных странах отмечено воз- никновением определенных интеллектуальных образцов, что при- дает дискуссии специфический оттенок. В общих чертах можно выделить пять тенденций, появившихся в Западной Германии, тех- нические науки (Дессауэр), экзистенциализм (Хай-деггер), социаль- ная антропология (Гелен) и "критическая теория Франкфуртской школы" (Маркузе, Хабер-мас); современные дискуссии фокусиру- ются на этических проблемах и на функционалистском анализе вза- имоотношения техники, общества и природы.

Как подчеркивает Бьюн в своем основательном обзоре, во Фран-ции, как и у предшественников (Эспи-наса, Дюркгейма и Бергсона, которым мы обязаны вычленением homo sapiens и homo faber для


обозначения дуализма рассудок инстинкт), исследование концен- трируется на историческом развитии техники и ее отношении к культуре; сюда также относятся книги Дюкасса, Шуля и работа Койре. Всеобщий характер современной техники, а также проблемы труда рассматриваются в основном с социологической точки зрения Эллюлем и Фридманом и широкоплановым эволюционистским трактатом Московича. Этот под ход повлиял также на проведенный Арендтом исторический и экзистенциалистский анализ труда, дея- тельности и политической активности. Исследование Кангилемом дихотомии органического мира и технического механизма и книга Симондона о функциональных принципах проектирования и изго- товления технических артефактов относятся к области эпистемоло- гии.

В Соединенных Штатах возникшие несколько десятилетий тому назад проблемы управления в будущем индустриальном обществе стимулировали более широкий интерес к философским проблемам техники, хотя и не всегда под эгидой философии. Среди осаждав- шихся вопросов можно указать, на следующие: техника и ценности (Байер и Решер), оценка техники (Портер и коллеги); Карпентер об- суждает вклад философии, тогда как Виннер и Шрайвер анализиру- ют различные точки зрения. "Техника Перечень "существенных эле- ментов" техники: прикладное естествознание; комплекс инструмен- тов и средств; воля к власти и подчинение природы; "открытие" и "упорядочение" природы; реализация идей; самосохранение челове- ка; неизбежное производство излишков; освобождение от ограниче- ний природы; создание искусственной среды; опредмечивание чело- веческой деятельности и достижений.

 





Дата: 2019-07-24, просмотров: 481.