ПСИХОЛОГИЯ АВТОРИТЕТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Авторитет – общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием

Авторитет в образовании составляет реальность педагогического процесса, представляет собой способ его саморегуляции и функционирует в разнообразных формах и видах.

Авторитет в образовании представлен в трех видах:

- авторитет знаний, идей, теорий, т.е. когнитивный авторитет;

- авторитет знаний, должностей, профессий. т.е. институциональный авторитет;

- личностный авторитет.

Есть много видов ложного авторитета (А. С. Макаренко).

Авторитет подавления. Это авторитет террора, когда все воспитательные воздействия направлены на запугивание, грубое насилие.

Педагог постоянно демонстрирует свое превосходство и этим держит студентов в напряжении перед угрозой возможного наказания.

Авторитет расстояния Воспитатель постоянно держит своих воспитанников на некотором отдалении от себя, вступая в контакты в ситуации крайней необходимости с позиции превосходства. Дистанция между преподавателем и студентами усиливает образ педагога как загадочного и малодоступного человека.

Авторитет чванства. Выражается в гипертрофированной завышенной самооценке преподавателя, Педагог показывает всем на каждом шагу, что он самый заслуженный, самый важный деятель, он только и делает, что толкует о своих достоинствах, высокомерно и снисходительно относится как к студентам, так нередко и к своим коллегам.

Авторитет педантизма, выражается в бюрократическом подходе преподавателя к работе. Он постоянно отдает распоряжения, требует их немедленного беспрекословного, неукоснительного выполнения, считает, что для студентов слово преподавателя – закон в последней инстанции. Больше всего такой педагог боится показаться нерешительным, сделать ошибку, которую может увидеть студенческая аудитория. Педагог искусственно насаждает личностные традиции. Система ненужных условностей порождает атмосферу лишенных всякого смысла придирок.

Авторитет резонерства. В этом случае педагоги буквально заедают студентов, особенно нерадивых, бесконечным и поучениями, и назидательностью, и разговорами, нравоучительными сентенциями. Выражается это в абсолютизировании осведомленности преподавателя буквально по всем вопросам и стремлении вести длинные разглагольствования по поводу чести и достоинства своих подопечных.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае послушание вызывается уступчивостъю, мягкостью, добротой воспитателя. Он все разрешает, ему ничего не жаль, он боится всяких конфликтов, готов чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно.

Авторитет дружбы. Во взаимоотношениях между преподавателем и студентами должно реализовываться правило золотой середины, когда воспитанники, как и сам преподаватель, четко осознают границу дозволенного в их отношениях и не переходят на панибратство.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается обещаниями.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СТУДЕНТАМИ

Ситуация, в которой разворачивается процесс взаимодействия, во многом определяет и параметры оценочного суждения о другом, и успешность такого взаимодействия. В этой связи, образовательный процесс, отличающийся спецификой решаемых задач и его субъектов, во многом зависит от особенностей восприятия обучаемыми педагога, результатом которого является отношение к предметам и, конечно же, степень усвоения учебного материала.

В отечественной и зарубежной психологии всегда было актуальным исследование специфики и характера взаимодействия в системе «учитель-ученик», «преподаватель-студент». Несомненно, что с учетом специфики такого социального института как педагогический вуз, характер взаимодействия во многом будет определяться доминирующим стилем педагогического руководства, стратегиями межличностного взаимодействия, уровнем развития коммуникативной культуры преподавателя и студента, психолого-педагогическим мастерством и др.

Педагоги выступают коллективным субъектом, носителем и передатчиком культурного потенциала. Позиция этого субъекта, ответственного за обучение, должна формироваться в определенной атмосфере взаимодействия со студентами, с определенными элементами игры сторон. Такое взаимодействие предполагает особое разделение-объединение взаимодействующих педагогов и студентов.

По мнению С.К. Бондыревой, в психологическом восприятии студентов мир педагогов всегда иной, «взрослый», относящийся к противоположной (при всей глубине доверия и понимания) стороне пространства «игры» обучения. Независимо от личностных свойств отдельных педагогов реальная ответственность за обучение привносит в отношения профессорско-педагогического коллективного субъекта элемент специфического «опекунства». А со стороны студентов этот коллективный субъект воспринимается как особый, несущий необходимые знания, продукт культуры, отношения иного уровня и т.д. В то же время построение таких субъект-субъектных отношений не должно быть осуществлено на уровне противоречий, противопоставлений, напряжений и диктата. Напротив, важно развить наметившуюся тенденцию углубления доверия, уважения, открытости и коллегиальности отношений при сохранении соответствующих позиций в пространстве взаимодействия в обучении - «позиций, предполагающих не псевдодемократическое заигрывание, а сочетание свободного индивидуального действия во взаимодействии со студентами».

Специфика отношений в системе «преподаватель-студент» обусловлена следующими факторами:

1. Формальной ситуацией вуза и структурой отношений в нем. В этом случае задействован функционально-ролевой план педагогического взаимодействия, где преподаватель и студенты воспринимают друг друга по общим, ролевым, статусным параметрам. Следует отметить, что общение преподавателя и студентов оказывается более эффективным, если исполнение ролевых предписаний богаче ожиданий партнера-субъекта;

2. Неформальными межличностными отношениями. В этом случае в процессе педагогического взаимодействия за основу взят личностный план, где преподаватель и студенты воспринимают друг друга по индивидуальным параметрам личности.

1. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в целом процесс социальной перцепции - это сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностных отношениях и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

2. Таким образом, восприятие преподавателя студентами оказывает существенное влияние на характер педагогического взаимодействия и определяет его продуктивный или непродуктивный характер. И вместе с тем само восприятие оказывается под сильным влиянием деятельности, объединяющей студента и преподавателя. В этой связи, необходимым представляется теоретический анализ основных подходов к описанию понятия и содержательных характеристик, демонстрирующих успешность или неуспешность взаимодействия в системе «преподаватель-студент»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ

Актуальность подготовки квалифицированных практических психологов обусловлена переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, которые ориентируют на овладение будущими специалистами определенными видами профессиональной деятельности: педагогическая в дошкольном образовании; педагогическая в начальном общем образовании; социально-педагогическая; психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Указанные виды предполагают подготовку будущих педагогов-психологов к преподаванию психологии. Важная роль в этом отводится учебной дисциплине «Методика преподавания психологии». В теории и практике психолого-педагогических исследований вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов достаточно подробно рассматриваются в рамках профессионального образования. Однако проблема изучения роли прикладных учебных дисциплин в профессиональной подготовке педагогов-психологов остается наименее исследованной. В соответствии со сказанным целью статьи является теоретическое обоснование важности учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» в профессиональной подготовке педагогов-психологов, анализ ее содержания и обобщение целей ее преподавания. В статье обосновывается важность изучения указанной дисциплины, ее роль в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов, обобщаются цели ее преподавания, подчеркивается недостаточность учебных пособий по методике преподавания психологии и рассматриваются некоторые из них. Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать вывод о важности учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов, поскольку она направлена, прежде всего, на решение практических задач.

Дата: 2019-07-25, просмотров: 236.