Педагогическая оценка. Специфический вид деятельности преподавателя, позволяющий установить степень достижения целей образовательного процесса (например, усвоение обучающимся учебного содержания или эффективности самостоятельной работы обучающегося), включающий ряд стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося.
Место оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оно является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения/воспитания и средством осуществления обратной связи. При этом под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении оценок, и ситуации оценивания, но в целом механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу учебной деятельности ребенка, равно как и его умения объективно определить свои успехи и неудачи. В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенной характеристики (например, обученности) у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. В первую очередь, оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.
Педагогическая оценка отличается от других видов оценки не только ориентацией на школьную среду, но и своей методологией. Объектом педагогического оценивания может быть как отдельный обучающийся, так и процессуальные/результативные компоненты его активности (учеба, поведение, особенности подготовки к чему-либо и др.).
Как отмечали авторы концепции ВНИК «Школа 88», именно «подход к ученику как к «объекту» обучения и воспитания привел в конечном счете к его отчуждению от учения, превратил его из цели в средство работы школы. В результате обучение потеряло смысл для ученика, знания оказались внешними по отношению к его реальной жизни. Таким же отчужденным от образовательного процесса оказался и учитель, лишенный возможностей самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы своей деятельности. Он утерял человеческий ориентир своей профессиональной позиции — личность ученика. По сути, и учитель, и ученик превратились в разнокалиберные «винтики» образовательной машины». Эта характеристика школьного обучения в значительной мере относится и к вузовскому.
Изучение личности ученика в образовательном процессе требует хорошо подготовленных педагогов, которых до недавнего времени не было. Считалось, что их задача — преподавать, а изучать ученика должны школьные психологи.
Если первые, как отмечалось выше, хорошо знали свой предмет преподавания, то вторые (особенно психологи старшей школы) предмета не знали, а поэтому судили о результатах обучения по косвенным признакам. Единый процесс обучения и развития не был обеспечен согласованной работой учителя и психолога, которые хотя и изучали одних и тех же учеников, но видели в этом процессе разные стороны, а поэтому приходили к различным выводам. Психологи строили свою работу на использовании схем деятельности ученика (тесты, анкеты, опросники и т.п.), которые никак не
связывались с учебнопредметным содержанием. Учителя, работая в рамках предметного содержания, ориентировались на достигнутый каждым учеником результат усвоения, но не могли проанализировать, как (за счет чего!) этот результат был получен.
В настоящее время нами создана система изучения личности ученика в общеобразовательной школе. Она разработана в основном для учителя, который, как сказано выше, систематически наблюдает за развитием ученика в ходе овладения знаниями. Именно в единстве обучения и развития можно найти индивидуальные «векторы» каждого ученика и, опираясь на них, добиваться желаемых результатов.
Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, Роджерс и др.) в своих взглядах на личность ученика также шли от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, программированного обучения и педагогической технологии за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляции.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 309.