КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, В.А. Кан-Калика проблема свойств, качеств, способностей педагога стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.

В.А. Крутецкий представил педагогические способности в наиболее общем виде (дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, способность к распределению внимания).

А.К. Маркова выделяет 3 основные стороны педагогической деятельности: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя.

В контексте этой же схемы деятельность – общение – личность Н.В. Кузьмина выделяет 2 группы способностей

рефлексивно-перцептивные (педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленость);

проективно-гностические (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление).

Первый уровень – перцептивно-рефлексивные, включают «3 вида чувствительности»:

Чувство объекта,связанное с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся к требованиям;

Чувство меры (такта),

Чувство причастности. Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции.

Второй уровень – проективно-гностические, включают:

гностические (быстрое и творческое овладение методами обучения студентов, изобретательность способов обучения),

проектировочные ( способность представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит студентов к самостоятельному решению задач),

конструктивные (создание творческой рабочей атмосферы, построение занятия, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития студентов),

коммуникативные (установление контакта с аудиторией через способность к идентификации, чувствительности к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитую интуицию, суггестию),

организаторские (организация учащихся в группе, организация самообучения студентов, самоорганизация собственных действий).

Структура педагогических способностей.

Педагогические способности:

- Личностные

- Дидактические.

- Организационно-коммуникативные

Особенностью педагогических способностей является то, что стержнем педагогических способностей может быть любой компонент, что дает широкие компенсаторные возможности для формирования педагогических способностей.

Личностные способности.

Склонность к детям – это способности получать удовлетворение от отношений с детьми, стремление работать с ними.

Выдержка и самообладание – это способность в любой ситуации управлять своими чувствами, не терять контроль над своим поведением и находить позитивный выход из положения.

Эмоциональная устойчивость – это способность находиться в оптимально рабочем эмоциональном состоянии (оптимизм).

Дидактические способности

Способность объяснять – это значит способность делать мысль субъекта понятной для восприятия другими. Можно сказать, что способность объяснять предусматривает такую обработку материала, которая соответствует знаниям детей, уровню подготовки, ориентация на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Разговорная способность – это способность ясно и точно высказывать свои мысли в вербальной форме в сопровождении их выразительной мимикой, пантомимой.

Академическая способность – это способность в отрасли определенного предмета, эрудиция и широта кругозора учителя. Они проявляются в том, что глубина и уровень знаний по предмету значительно больше, чем это необходимо для урока, что дает уверенность учителю. Академические способности предусматривают и владение мимикой преподавания данного предмета.

Орагинзационно-коммуникатвные способности.

Суггестивные способности – это способность проводить эмоционально-волевое воздействие на детей. Они проявляются во внушении своих требований к детям и возможность добиться их исполнения. Развитие способности зависит от воли учителя и от сформированности у него чувства ответственности за ученика.

Организационные способности – это способности организовать свою деятельность и поведение детей на решение педагогических задач. Проявляются в быстрой организации делового, бодрого настроения класса, в обладании инициативой.

Перцептивные способности – заключаются в адекватном восприятии и понимании психологии детей, его психологического положения в данный момент.

Коммуникативные способности - это способность выбирать правильный стиль взаимоотношений в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей.

Дата: 2019-07-25, просмотров: 309.