СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность учителя (педагога) – это стержневой фактор, определяющий профессиональную позицию в педагогической деятельности и общении.

Профессиональное педагогическое самосознание учителя — это комплекс представлений учителя о себе как о профессионале. Оно проявляется в следующих формах:

· осознание учителем норм, правил и моделей педагогической профессии как эталонов для осознания своих качеств;

· осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом как абстрактным, так и в образе коллеги;

· учет оценки себя как профессионала со стороны других людей, учет ожиданий со стороны других;

· самооценка учителем своих отдельных сторон;

· положительное оценивание учителем самого себя, определение своих положительных качеств и перспектив, создание положительной Я-концепции.

Индивидуальный стиль деятельности и общения — это характерные для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения и более частные особенности: ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями.

Проблема личности и деятельности учителя связана с проблемой творчества. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не существовавшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Деятельность педагога является творческой, с точки зрения и процесса, и результата. Во-первых, продукт деятельности учителя—сформированная личность ученика: духовный мир, мировоззрение, и т. д. Во-вторых, педагогическая деятельность предполагает индивидуализацию учителем процесса обучения, проявляющуюся в нестандартном подходе к учебной деятельности.

Ученые выделяют следующие уровни педагогического творчества: Первый уровень—это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но он действует по некому шаблону. Второй уровень—уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество состоит в выборе и целесообразном сочетании уже известного содержания, методов и форм обучения. Третий уровень—эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью.

Таким образом, педагогическое творчество само по себе — это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено, к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.

К свойствам личности учителя относят способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций.

Педагогические способности – это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого. Все педагогические способности можно разбить на две группы:

1) перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими. Они включают способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя.

2) проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека – способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением.

Другое свойство личности – характер. Характер — система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения. Способы эмоционального реагирования учителя могут быть:

· по содержанию — оценочными (объективная или несправедливая оценка ученика), защитными (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирующими (мобилизация ученика или запрещение, указание);

· по эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности — конструктивными (реально способствующими достижению цели), псевдоконструкгивными (создающими видимость участия педагога в решении проблемы), деструктивными (являющимися препятствием для выхода из ситуации);

· по характеру активности — наступательными (оценка ученика и себя, выявление позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому), рационализирующими (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);

· по функции — мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими (участие, примирение), провоцирующими (разоблачение другого);

· а также внешне направленными, самонаправленными, ненаправленными (обращенными к проблеме, ко всем).

Наиболее важные качества педагога: педагогический такт; эмпатия; артистизм; умение учителя создавать проблемные ситуации; умение развивать, стимулировать воображение детей; поощрение творческих находок учащихся; чувство юмора

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 670). Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней инноваций:

1. открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

2. изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

3. педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для по лучения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов; педагогического профессионального и социального опыта.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя се к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении

коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Уровни педагогического творчества.

1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь,

корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.

2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный

распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.

Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

Признаки творческой личности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим

объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Условия педагогического творчества. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:

· временная «спрессованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);

· сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

· отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

· атмосфера публичного выступления;

· необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Дата: 2019-07-25, просмотров: 269.