Проблема психологии взаимоотношений учителя и учеников, создания эмоционально-положительной атмосферы на занятиях привлекает педагогов, психологов и философов с давних времен.
Эмоции играют большую роль в жизни человека. Положительные эмоции являются побудительной силой к активной деятельности, а отрицательные напротив, тормозят ее. С эмоциями человека связаны такие понятия, как «настроение», «желание» или «нежелание», «мотивация», «психологическая установка», «любовь» или «нелюбовь», «равнодушие», «переживания» и т. п.
Первоклассники, в подавляющем большинстве, заинтересованно и добросовестно относятся к учебе, проявляют интерес к учебному материалу. Мотивы их старательного отношения порождаются самой учебной деятельностью. В то же время уже в I классе дети осознают, что их положение среди товарищей и взрослых зависит от успехов в учении. Место того или иного первоклассника в классном коллективе зависит, главным образом, от успехов в приобретении знаний, а также моральных качеств, таких как аккуратность, трудолюбие, ответственность и т. Во II-III классах упомянутые моральные качества учеников и их учебные успехи также является важным фактором при определении их места в классе. Это является признаком здорового отношения класса к обучению. Оно имеет место там, где учитель заботится о формировании общественного мнения учеников, коллективных отношений, ценностных ориентаций. (А.К. Дусовицький, Н.П. Зубаль, А.И. Киричук, Л.А. Скрипченко и др.).
Устойчивость интересов к учебной деятельности младших школьников зависит от того, как эта деятельность организуется, как учитель умеет возбуждать и поддерживать интерес своих воспитанников к приобретения знаний, как связываются эти знания с жизнью. Формированию познавательных интересов учащихся способствует умело построена внеклассная работа (занятия в кружках, самостоятельное чтение, просмотр телепередач и т.д.).
Преодоление учениками трудностей, на которые они наталкиваются в учебной деятельности, является неотъемлемой внутренним условием укрепления интереса к ней, ее мотивации. Накопление неудач вызывает снижение интереса к учению. При слабости мотивов, порождаемых самой учебной деятельностью, шире социальные мотивы, связанные, например, со стремлением школьника заслужить похвалу взрослых, оказываются недейственными. Успешное преодоление учениками трудностей в учебной деятельности, а, следовательно, и отношение к ней, в значительной степени зависят от того, как формируется у них умение учиться. Формирование этих умений К.Д. Ушинский считал важной задачей школы, начиная с первых этапов ее работы.
Умение учиться производится в практике учебной деятельности учащихся, умело управляемой учителем. Умелость эта определяется тем, какие задачи ставит он перед учениками, как помогает им находить рациональные способы их выполнения, какое место остается для доступной учащимся активности и самостоятельности, как согласуются методы управления работой детей учителем и родителями.
Формирование умения учиться.
Данная проблема актуальна в школах всего мира. Она обусловлена ростом потока информации, быстрой сменой и необходимостью современного человека оперативно обрабатывать ее. В таких условиях перед педагогами стоит задача сосредоточить внимание учащихся на усвоении часто не связанных между собой фактов, на самостоятельном отборе информации, критическом ее осмыслении и других составляющих.
Умение учиться производится в практике учебной деятельности учащихся, умело управляемой учителем. Умелость эта определяется тем, какие задачи ставит он перед учениками, как помогает им находить рациональные способы их выполнения, какое место остается для доступной учащимся активности и самостоятельности, как согласуются методы управления работой детей учителем и родителями.
Активность и самостоятельность в обучении связаны между собой, но не тождественны. Младший школьник может активно повторять определенные действия определенным ему способом (списывание текста, заучивание стихотворения и т.п.) и пасовать перед трудностями, которые у него возникают, когда меняется характер задач, возникает потребность найти способ решения задачи, несколько отличной от ранее решаемых.
Формированию самостоятельности способствует постепенное увеличение объема самостоятельных работ на уроках, разнообразие задач, внедрение творческих работ, сочетание их с работами тренировочного характера. Соотношение творческих и тренировочных работ в учебной деятельности младших школьников зависит от этапа обучения, его содержания и цели урока. Непременным условием успеха является четкая постановка вопросов, задач перед учащимися. Осознание их учениками направляет умственную активность. Умственная активность учащихся самостоятельной работы зависит от того, как осознают они ее цель.
Самостоятельная работа активизирует деятельность воспитанников, усиливает в них интерес к определенному материала, развивает инициативу и приучает применять полученные знания в познании новых фактов и в практической деятельности.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 282.