РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ МОТИВА УЧЕНИЯ. ВИДЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мотив - это внутреннее побуждение к действию, "нужда" организма в чем-то. Функция мотивов состоит в том, что они придают жизненное значение тем объективным обстоятельствам, к которым стремится и в которой действует человек. Мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы проявляются в различных формах: переживание, интерес, идеал, желание и т.д.

Мотивацией (поведения, деятельности) называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека. Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Развитие и формирование мотивации осуществляется через соответствующую организацию и содержание деятельности. Если мотив отражает психическое состояние, то мотивация - это процесс, в результате которого любая деятельность приобретает для человека известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Мотивы и мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков человека.

Учебная мотивация — это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности. Учебная мотивация превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.Во внешнем плане мотивация проявляется в прилежании, внимании и усидчивости детей. Показатели, по которым можно выявить отдельные элементы мотивации:

1. Проявление мыслительной активности: через а) вопросы учащихся, б) участие учащихся в обсуждении вопросов, в) произвольное внимание, г) характер процесса деятельности (как принимается задание - безразлично или с готовностью).

2. Эмоциональные проявления учащихся.

3. Избирательная направленность чтения, участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.

Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы делят по уровням, направленности, содержанию. Мотивы также бывают естественные (материальные) и высшие (духовные) мотивы. Мотивы также определяют по двум типам: внешние и внутренние.

Внешние мотивы - наказание, угроза, необходимость, требование и т.д. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Это требует психического напряжения, а иногда и борьбы ученика с самим собой. При большой остроте конфликта возникают тенденции "выйти из ситуации" (отказ, обход трудностей или невроз). Часто основным внешним стимулом, становится отметка.

Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание). Здесь также требуются волевые усилия, которые вязаны с трудностями учения, с внешними препятствиями, но только не борьба с самим собой.

Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.

 

Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).

 

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

 

Возраст/Группа Мотив
Первоклассники (дошкольники) · интерес к учению вообще · стремление к взрослости
Младшие школьники · беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация); · получаемые отметки; · престижный мотив; · познавательный мотив (очень редко).
Средние классы · стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению; · мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»; · требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок; · потребность в познании и оценке свойств своей личности; · главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников); · особенность мотивации – наличие подростковых установок.
Старшие классы · основной мотив – подготовка к поступлению.

Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности. Предлагаю посмотреть взаимосвязь мотива и потребности и убедиться, насколько однозначно потребность обуславливает мотив.

Дата: 2019-07-25, просмотров: 294.