Концепция развивающего обучения Давыдова В. В
Учебная деятельность школьников, по утверждению В. В. Давыдова, должна строиться в соответствии со способом восхождения от абстрактного к конкретному. В качестве главного недостатка традиционного начального обучения В. В. Давыдов отмечает ориентацию его содержания и методов на формирование у школьников основ эмпирического сознания и мышления. Подчеркивая важность развития эмпирического мышления, он утверждает, что это не самый эффективный путь психического развития детей.
Традиционная система обучения, основанная на эмпирическом подходе к формированию понятий и знаний, не позволяет в полной мере решать задачи развития. В. В. Давыдов говорит о том, что наглядный образ мало помогает ознакомлению ребенка с существенными свойствами предмета. По мнению В. В. Давыдова, при эмпирическом мышлении отражаются только внешние связи, оно затрудняет проникновение в сущность явлений.
Развивающее обучение должно опираться на теоретическое мышление, а его формирование осуществляется с помощью знаков, символов, моделей. "Теоретическое мышление – это знание при минимуме наглядно-образных опор, при максимуме словесно выраженных построений".
Рассматривая учебную деятельность, В. В. Давыдов формулирует ряд логико-психологических положений, которые предлагает использовать при определении содержания образования:
1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.
6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.
Развивая идею Д. Б. Эльконина о том, что ведущая роль в развитии теоретического мышления отводится содержанию образования, производными от которого являются формы организации и методы обучения, В. В. Давыдов выдвигает следующие принципы развивающего обучения:
1. Содержанием учебной деятельности учащихся начальной школы являются научные понятия, которые создают общий принцип решения задач.
2. Усвоение научных понятий имеет такую динамику: анализ условий их формирования, уяснение общего принципа, применение его к частным конкретным случаям.
3. Теоретические знания составляют основу мышления и влияют на практическое выполнение деятельности.
4. Школьники усваивают научные понятия в процессе учебной деятельности. Их мыслительные действия аналогичны исторически сложившимся способам деятельности человека.
Так же как и в предыдущем случае, все представленные принципы были реализованы последователями В. В. Давыдова в программах обучения и методиках преподавания всех учебных предметов, преподаваемых в начальной школе. Исследования, направленные на сопоставление результативности данной модели обучения с традиционным подходом, показали ряд ее преимуществ, приведших к существенным изменениям в обучении и общем развитии младших школьников.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 276.