Категориальный аппарат педагогики и методологические основы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методологические основы педагогики

Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории.

Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.

Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.

Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:

1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.

Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;

2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.

Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:

1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;

2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.

Экзаменационный билет № 2

Категории педагогики

К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы выстраивают их в одно целое. Так и для педагогики существуют свои категории: образование, воспитание, обучение, развитие.Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения.

Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.

А вот развитие каждого человека осуществляется через воспитание.Развитие – это последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное.

Важнейшая функция воспитания – это передача новому поколению накопленного человечеством опыта. А вот передается он с помощью образования. Образование из всех известных категорий является самым многосмысловым. Оно может означать цель, средство, деятельность, результат, тенденцию и т. д.

Поэтому образование – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков.

Образование – это организованная система внешних условий, которая создается в обществе для развития человека.

Через специально созданные образовательные учреждения происходит развитие человека с использованием процесса освоения опыта и его воспроизводства, с их помощью человек включается в систему социально допустимых норм и одобряемых образцов существования. В образовании выделяется процесс непосредственной передачи знаний, умений и навыков – это обучение.

Обучение – это непосредственная передача знаний, умений и навыков при взаимодействии педагога и учащегося. Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, когда осуществляется передача знаний, умений и навыков, и учение, когда происходит осмысление полученной информации.

При осуществлении всех категорий люди вступают между собой в определенные отношения, которые называются воспитательными отношениями. Воспитательные отношения – это отношения между людьми, направленные на развитие человека с помощью воспитания, образования и обучения.

Таким образом, в педагогике выделяют следующие категории: воспитание, обучение, образование и развитие. Взаимодействуя между собой, они направлены на развитие человека.

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек – это личность, способная мыслить логически, обладающая определенным уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития. Образование необходимо для реализации потребности общества в развитых, образованных людях. Оно осуществляется путем обучения в образовательных и специальных учебных заведениях. Эта система имеет ряд подсистем, каждая из которых имеет определенные цели и содержание, формы и методы обучения.

Цели образования:

1) жизнеобеспечение общества в конкретных исторических условиях;

2) развитие его производительных сил, общей культуры и цивилизованности;

3) укрепление гражданского статуса отношений и морально-трудовых устоев членов общества. Учебный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве.

Детей необходимо приучить к активной мыслительной деятельности, к самостоятельности мышления именно эти качества помогут им заменять неактуальные знания актуальными.

Обучение – одно из главных составляющих целостного педагогического процесса наряду с воспитанием и развитием. В начале XX в. в понятие обучения стали включать два основных компонента: преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер

2) совместная деятельность ученика и учителя

3) руководство со стороны учителя;

4) специальная планомерная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся

6. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование представляет собой систему, отражающую национальные особенности каждой страны. Существуют некоторые общие черты, среди которых – деление всех школ на три типа: массовая, частная государственная.

В некоторых странах массовые школы назывались обязательными средними школами. В таких школах обычно были классы численностью 30–40 человек, возникали постоянные проблемы в связи с низким уровнем финансирования, трудности в техническом обеспечении и обучении. Эти школы испытывали постоянную потребность в реформах. В частных школах учились дети родителей, занимающих привилегированное положение. Дети проходили определенный конкурсный отбор, в школах было хорошее материально-техническое обеспечение. Наименьшее число составляли государственные школы. В них учились талантливые дети, которые побеждали на различных конкурсах и олимпиадах.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения материала. Элементы структуры – это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

1. При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т. д.

2. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

3. Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, нет одноразовое™ в изучении знаний.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело-века, общества и государства.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Эта целенаправленность заключается:

- в постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;

- в подготовке не только образованных, но и нравственных людей;

- в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;

- в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу

Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Образование в соответствии с интересами и способностями личности относится к фундаментальным правам человека. По характеру усваиваемых знаний и навыков образование подразделяется на общее и профессиональное; по сложности образовательных программ - на уровни: начальное, базовое, полное. Общее образование включает дошкольное и школьное (начальное, неполное среднее или основное, полное среднее). Школьное образование в течение 8-10 лет (основное) в большинстве стран законодательно установлено как обязательное. Профессиональное образование рассматривается как по преимущественной направленности (гуманитарное, естественно-научное, техническое и др.), так и по приобретаемой квалификации: начальное (профессионально-техническое), среднее (среднее специальное), высшее, последипломное. Для удовлетворения образовательных потребностей действуют системы образования - совокупность преемственных образовательных программ и официальных стандартов общего и профессионального образования, реализующих их государственных и частных образовательных учреждений, а также соответствующие органы управления. Образование может быть получено также путём самообразования.

Образовательный процесс, его сущность.

Процесс - это: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Процесс обучения (или образовательный процесс) является наряду с процессом воспитания частью целостного педагогического процесса.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений.

Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.

Функции обучения реализуются посредством органического соединения трех категориально значимых педагогических явлений, к которым относятся:

- деятельность педагога (преподавание), которая рассматривается как система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников. Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Содержание преподавания составляют: система знаний по конкретному предмету, умение формировать систему знаний необходимого уровня у учеников, развивать их познавательные интересы и коммуникативные умения. Преподавание включает следующие этапы: подготовительный (планирование учебного процесса, его содержания и технологии); собственно обучающий(вводно-мотивационная и операционно-познавательная деятельность); контролирующий и аналитико-корректировочный (деятельностный подход к обучению);

- деятельность ученика, т.е. собственно освоение учебного материала (учение) — это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности. Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. В учении выделяются следующие компоненты: содержательно-операционный (знание и способы аналитико-синтетической деятельности); ориентировочный (принятие цели, норм, и правил учебно-познавательной деятельности); энергетический (воля, эмоции); мотивационно-оценочный (отношение человека к учебной деятельности и осваиваемым знаниям);

- саморазвитие участников процесса обучения (педагога и учащихся), которое рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

 

Дата: 2019-07-25, просмотров: 223.