Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эффективность процесса обучения с позиций современной дидактической концепции во многом определяется сотворчеством его участников, под которым понимается взаимосвязанный процесс духовного обмена между учителем и учащимися, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Чтобы обучение осуществлялось как процесс сотворчества учителя и учащихся, оба субъекта должны тесно взаимодействовать, в идеале одновременно устремляясь к заданной цели.

Как показывает анализ практики, в ходе учебного процесса имеют место несколько вариантов взаимодействия учителя и учащихся, не все из которых реализовываются как содружество и сотворчество.

1. Традиционный вариант, основанный на прямом взаимодействии учителя одновременно со всеми учащимися. В ходе такого взаимодействия может передаваться большой объем информации, однако нарушается принцип индивидуального подхода к обучаемым, отсутствует обратная связь, а, следовательно, и возможность оперативной коррекции.

2. Аудиовизуальный вариант, основанный на взаимодействии педагога с учащимися посредством технических средств (чаще всего – персонального компьютера), что позволяет увеличить информационные возможности в ходе взаимодействия. Для организации такого взаимодействия требуются определенные затраты, связанные со специальной подготовкой дидактических материалов и обслуживающего персонала. С точки зрения качества усвоения информации особых преимуществ данный вариант не имеет.

3. Вариант «педагог-консультант», основанный на прямом, но эпизодическом взаимодействии учителя с одним учеником. В ходе данного взаимодействия учитель дает ученику задание, но не вникает в качество его выполнения и не осуществляет оперативную коррекцию. В результате эффективность такого взаимодействия получается низкой.

4. Вариант «индивидуального пользования» представляет опосредованное взаимодействие учителя и ученика и имеет место в ходе самостоятельной работы, когда роль педагога-консультанта выполняет книга или персональный компьютер. Ученик предоставлен сам себе, разъяснения непонятного не получает. Данное взаимодействие является малоэффективным.

5. Вариант «малая группа» основан на прямом взаимодействии педагога с 5-7 учениками. Из-за малого числа обучаемых учитель имеет возможность обеспечить обратную связь и при необходимости оказать помощь в индивидуальном порядке. Эффективность взаимодействия достаточно высока, но связана со значительным увеличением нагрузки на учителя.

6. Вариант «автоматизированный класс» основан на опосредованном взаимодействии учителя и учащихся, которое обеспечивает возможность индивидуального темпа работы каждого обучаемого с общим или различным учебным материалом. В числе недостатков – не адаптированность учебных материалов к индивидуальным различиям в подготовленности обучаемых и высокие первоначальные затраты на подготовку дидактических материалов.

7. Вариант «репетитор» обеспечивает непосредственный контакт между учеником и учителем, который регулярно следит за ходом усвоения материала и оперативно вносит коррективы. При таком взаимодействии учебный процесс высоко эффективен, но требует больших временных и материальных затрат.

8. Вариант «адаптивное программное управление» основан на опосредованном взаимодействии педагога и обучающихся на основе работы с программами, рассчитанными на выборочные ответы и позволяющими учитывать индивидуальную подготовку учащихся. Недостатком является сложность ввода новой информации при уже отлаженной программе.

Таким образом, становится очевидным, что ни один из перечисленных вариантов прямого или опосредованного взаимодействия не отвечает современным требованиям к учебному процессу как сотворчеству учителя и учащихся. Для соответствия данным требованиям необходима комбинация различных вариантов взаимодействия.

Комбинированная система взаимодействия 1 + 4 основывается на сочетании традиционного обучения и самостоятельной работы учащихся с учебником или техническим средством. На практике могут встретиться две крайности:

· преподаватель буквально излагает все то, что ученик может прочесть в учебнике;

· преподаватель видит свою роль в том, чтобы указать ученику, что и где он должен прочесть в учебнике.

Комбинированная система взаимодействия 1 + 2 + 4 рассматривается как современная, сочетая традиционное взаимодействие учителя со всем классом, самостоятельную работу учащихся и возможности технических средств обучения (персонального компьютера).

Комбинированная система взаимодействия 1 + 2 + 7 + 8 рассматривается как программированное обучение. Этот вариант взаимодействия в наибольшей степени позволяет использовать преимущества как коллективного, так и индивидуального обучения, обеспечивая педагогу оперативный контроль за ходом учебного процесса, освобождая его от рутинной и непродуктивной работы.

Анализ массовой практики показывает, что в наибольшей степени сотворчеству учителя и учащихся способствуетпедагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на тесном взаимосвязанном и взаимодополняющем деятельностном общении, характерными признаками которого выступают:

· диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;

· деятельностно-творческий характер взаимодействия;

· направленность на поддержку индивидуального развития личности;

· предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.

В ходе педагогической поддержки содружество двух субъектов учебного процесса должно основываться на возможности совместно творчески решать и преодолевать учебно-познавательные и жизненные проблемы. Для достижения этого педагогическая поддержка должна включать ряд шагов:

o совместное обнаружение учителем и учеником учебно-познавательной проблемы, возникшей в ходе выполнения задания;

o выявление тех внутренних возможностей, которые реально (или потенциально) присутствуют у ученика и могут помочь ему в решении данной учебно-познавательной проблемы;

o проектирование деятельности по оптимальному решению учебно-познавательной проблемы доступными для данного ученика способами (опора на реальное);

o развитие тех внутренних возможностей ученика, которые могут быть у него реально развиты в ходе выполнения данной учебно-познавательной деятельности (опора на потенциальное).

Таким образом, понимая сильные и слабые стороны каждого ученика, педагог побуждает его опереться на свои внутренние силы, помогает там, где он объективно не может сам найти адекватного решения.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт.

В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Конституция Российской Федерации провозглашает свободу преподавания (ст. 44). Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания, не ограничивая преподавателя впедагогическом творчестве, в определении форм и методов обучения.

Под стандартом образованияпонимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала.

В Законе «Об образовании» (ст. 7) закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования. Школьный компонентпозволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. Ученический компонент позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.

Государственные образовательные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные программы. Учебный план учебного заведения определяет:

• продолжительность учебного года, длительность четвертей

(семестров) и каникул;

• полный перечень дисциплин, изучаемых в данном учебном

заведении;

• распределение предметов по годам обучения;

• количество часов по каждому предмету за все время обучения и на

изучение предмета в каждом классе;

• количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

• структуру и продолжительность практикумов, учебных, производственных, преддипломных практик.

Структура учебного плана учебного заведения конкретизирует критерии отбора и структурирование содержания образования. Основные виды учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план учебного заведения. Эти планы отражают федеральный, национально-региональный и школьный (конкретный для данного учебного заведения) компоненты образования. Кроме того, учебный план (как и все содержание образования) подразделяется на

1. Инвариантную, базовую, обязательную для изучения во всех видах и типах образовательных учреждений страны данного профиля, часть. Основой базисного учебного плана является осуществление принципа преемственности на разных ступенях обучения.

2. Вариативную часть, включающую свободно избираемые факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Призвана обеспечивать индивидуальный характер развития личности обучаемого, учитывать психологические особенности, интересы и склонности, а также специфику учебного заведения и региональную социокультурную среду. Предметы школьного компонента определяются на местах.

Например, в базисном учебном плане реформируемой школы с 12-летним сроком обучения выделяется 7 образовательных областей, в соответствии с которыми вычленяются сквозные учебные курсы: языки и литература; естествознание; человекознание; обшествознание; математика; искусство; технология. В структуре учебного плана на этой основе вычленяется инвариантная часть (ядро) — унифицированный государственный компоненти вариативная часть — школьный компонент.

Учебная программа — это нормативный документ, определяющий цели и содержание обучения, и основные требования к методам, организации и результатам обучения. Она описывает в общем назывном виде ту информацию и процессуальные умения, которые следует усвоить учащимся. Программа составляется на основе учебного плана и отражает конкретное содержание материала, его объем, логику изучения, количество часов по темам и разделам, перечень умений и навыков, подлежащих формированию. В структурном отношении учебная программа состоит из трех компонентов: объяснительной записки или введения; собственно содержания образования, включающего основную информацию; методических указаний о путях реализации данной программы.

В объяснительной записке дается общая характеристика учебного курса, раскрываются задачи обучения данному предмету, характеризуется структура программы, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм, связь с преподаванием других предметов.

Собственно предметное содержание — учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных умений и навыков, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых происходит на межпредметной основе.

Методические указания содержат, главным образом, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Учебная программа может быть построена концентрически (учебный материал повторяется на разных ступенях обучения, все усложняясь) и линейно (материал сразу даётся на необходимом уровне сложности в виде непрерывной последовательности тесно взаимосвязанных между собой звеньев).

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовыеучебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области и утверждаются Федеральным Агентством Образования РФ (МО РФ в прошлом), носят рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программыпреподавателей. Они разрабатываются, исходя из имеющихся в каждом конкретном случае возможностей методического, информационного, технического оснащения учебного процесса, уровня подготовленности обучаемых, творческих возможностей преподавателя. Проходят рецензирование и утверждаются экспертными комиссиями отделов (управлений) образования, советом школы, кафедрой, деканатом и пр.

Многие учителя и коллективы идут на коррекцию, улучшение, доработку государственных программ, а иногда и коренную их переработку (включая целевые установки и концептуальные позиции). Такая переработанная (модернизированная, модифицированная) программа может представлять собой уже авторскую модель.

Дата: 2019-07-25, просмотров: 219.