Студенческое самоуправление - это добровольное объединение студентов, которое самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы университетской жизни, касающиеся интересов студенчества.
Его основной целью является вовлечение студенческой молодежи в процессы принятия решений, которые оказывают влияние на выражение их интересов и потребностей. Это будет способствовать реализации прав студенческой молодежи через демократические институты, созданные ею.
Одна из форм реализации данной деятельности - органы студенческого самоуправления: студенческий совет университета, а также соответствующие студенческие советы всех подразделений университета (факультетов, институтов). Основными направлениями их деятельности являются развитие студенческих инициатив в различных сферах университетской жизни и стимулирование научного творчества студентов, формирование традиций университета и воспитание чувства гордости за звание студента, решение социальных вопросов и многое другое. Кроме того, органами студенческого самоуправления в вузе является ряд общественных организаций: профсоюзная организация студентов; Совет студенческого общежития; студенческий клуб университета; Ассоциация выпускников, пресс-центр: редакция газет и журналов и т.д.
По степени значимости развитие студенческого самоуправления ректоратом вуза поднимает его на уровень приоритетных направлений в воспитании и подготовке будущих специалистов. Новые концептуальные идеи оптимизации молодежной политики опираются на огромный потенциал творческой, интеллектуальной энергии, способность студенчества повысить социально активную позитивную деятельность, готовность к решению жизненно важных проблем управления учебными, социально-бытовыми делами университета.
Студенческое самоуправление можно рассматривать как условие реализации творческой активности и самодеятельности студентов, основанных на демократическом принципе соответствия прав и обязанностей потребностям и возможностям, и как средство социально-правовой защиты. Это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ними целями и задачами.
В связи с этим вузы разрабатывают комплексную программу по развитию студенческого самоуправления, способствующую профессиональной, творческой и духовно-нравственной самореализации студентов в управлении воспитательной работы университета.
Высшим органом студенческого самоуправления, как правило, является студенческое собрание (конференция), которое имеет право принимать к рассмотрению вопросы компетенции студенческого коллектива по ряду вопросов:
· роль гуманистического воспитания личности в формировании мировоззрения и социальной активности,
· активизация всех видов воспитательной работы и творческой деятельности студентов в учебном процессе и во внеучебное время;
· воспитание ответственности студенческих коллективов за патриотическое, гражданское и духовно-нравственное становление личности;
-дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой требовательности, социальной справедливости, нетерпимости к антиобщественным и правовым нарушениям общественного порядка, действиям, разрушающим личность молодого человека (алкоголизм, наркомания);
-привлечение студентов к активной социальной деятельности в регионе, работе с детьми и подростками, инвалидами, пенсионерами, сотрудничество с государственными социальными институтами по оказанию помощи престарелым людям;
-усиление роли студенческого самоуправления в организации быта и досуга студентов;
-оказание помощи администрации, Совету по воспитательной работе в проведении торжественных мероприятий, встреч с ветеранами, представителями культуры и искусства, походов по местам воинской славы, спартакиад и др.;
-разъяснение необходимости формирования здорового образа жизни, национальных традиций, организация превентивных мер по борьбе с пьянством, наркоманией и курением;
-организация работы по проблемам воспитания у молодежи общей культуры, принципов общения в национальных и межнациональных коллективах, понимания сущности молодежной субкультуры;
-оказание своевременной и необходимой помощи студенту (материальной, психологической, педагогической);
-предотвращение формирования иждивенчества при оказании помощи студенту;
-инициация помощи, базирующейся на самостоятельности, активности студента, формирование готовности к взаимопомощи.
Реализация основных задач студенческого самоуправления способствует разнонаправленному развитию студентов и дает предпосылки, кадровые возможности для реальной помощи в организации основных направлений воспитательной работы университета.
В процессе успешной организации всей учебно-воспитательной работы университета необходимо широко использовать студенческое самоуправление.
С момента распада комсомола идея создания молодежной организации, способной объединить молодые и страждущие умы, самостоятельно осуществлять функции управления и координации деятельности как внутри себя, так и вовне, длительное время вызывала скорее сочувствие, нежели воодушевление. Долгое время самоуправляющаяся неформальная организация ассоциировалась либо с подотчетностью и зависимостью от официальных структур, либо с анархией и хаотичностью, присущей молодости. Однако существование неформальной самоуправляющейся организации возможно без зависимости и анархии.
Студенческое самоуправление даже в рамках структурного подразделения, такого, как факультет вуза, не говоря уже об учебном заведении в целом, необходимо для создания основ демократического подхода в воспитании студентов.
18. Психологические особенности воспитания студентов.
Воспитание студентов -- это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств -- направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.
Сознательность, идейная мотивация всей деятельности и поведения студентов, совпадение их убеждений, жизненных позиций, перспектив и целей, задач и интересов с целями, задачами и интересами социалистического общества представляют основной результат процесса воспитания.
Свойства и качества -- это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.
Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идет усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мо-тивационных процессов, превращение в устойчивое образование -- качество. Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в области своей профессии, о закономерностях ее развития; формирования у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза; формирования идеалов, связывающих личные стремления и жизненные цели студента с задачами общества; понимания роли своей профессиональной деятельности в борьбе за построение коммунистического общества; выработки стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов; умения направлять свое самовоспитание на пользу работе, постоянно пополнять свои знания.
В этой связи надо подчеркнуть, что было бы неправильным сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но не достаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействия на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента. Например, нельзя не считаться с тем, что первокурснику присуще обостренное чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности нравственных требований, оценок, фактов, событий своего поведения. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает излишнее недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм, как своеобразная форма утверждения, требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умения помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам, высокое чувство политической и гражданской зрелости, энтузиазма.
Следует учитывать также и то, что в отличие от старшего поколения молодежь не прошла школы жизни и борьбы. Ей нередко не хватает и трудового опыта, который учит любить труд, уважать старших и их лучшие традиции, ценить материальные блага, созданные народом, объективно оценивать накопленные человечеством духовные ценности. Как отмечает И. С. Кон, «юность нуждается в руководстве (а не в надзоре)».
Успешное воспитание сознательного, всесторонне развитого специалиста, отвечающего современным требованиям советского общества, особенностям его будущей профессиональной деятельности, немыслимо без четкой постановки задач перед воспитателями и воспитуемыми, превращения целей коммунистического воспитания в их внутреннюю потребность.
Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями, руководителями, секретарями партийных и комсомольских организаций. Причем всегда важно определить ближайшие и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных качеств.
В этой связи нам представляется весьма плодотворной мысль С. Л. Рубинштейна, который писал: «Целью же должно быть не одно лишь формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, не внешнее приспособление к ним; целью должно быть формирование у человека таких внутренних устремлений, отвечающих не букве, а духу моральных требований общества, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы моральное поведение».
Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшая его шлифовка как личности.
Воспитание предполагает плановость и перспективность воспитательных воздействий. Воспитатель на основе отражения объективных потребностей общественного развития органически связывает процесс предвидения будущего (проектирование личности) и процесс преобразования действительности (активное воспитание), подчинения хода педагогических явлений целям, выражающим это будущее. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально».
Формированию качеств личности способствует применение принципов и методов воспитания. Известно, что принципами воспитания являются: коммунистическая целеустремленность и партийность, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, опора на положительное и другие, а методами -- убеждение, упражнение, поощрение, пример и т. д. Психологический смысл правильного использования принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности.
Проведенный анализ структуры инструментальных и терминальных ценностей казахстанских студентов подтвердил происходящую в настоящее время радикальную смену их ценностных приоритетов: переориентацию студенчества с общественных на индивидуальные ценности, возрастание самоценности личности, падение престижа таких ценностей, как гражданственность, патриотизм, коллективизм, труд, что может служить свидетельством глубокой перестройки духовного мира современной молодежи. Особенности ценностного сознания молодежи в значительной мере определяются тем местом и ролью, которую она занимает в обществе, возрастной спецификой и характером влияния социального окружения, разнообразными историческими, социально-демографическими национальными факторами, а также воспитательным воздействием со стороны важнейших социальных институтов общества, что в конечном итоге обуславливает реальную социальную ситуацию развития для каждой конкретной личности.
Мотивация профессионального выбора студентов характеризуется высоким престижем высшего образования, ориентацией на самостоятельный выбор своей будущей профессиональной деятельности, существенными различиями личностной значимости профессиональных социальных и ситуативных мотивов в зависимости от профиля высшего учебного заведения.
Проведенный анализ структуры микросреды взаимодействия студенческой молодежи, выявил ее доминирующие подструктуры, в число которых вошли: академическая группа вуза, преподаватели, родительская семья и дружеская компания. Получены доказательства устойчиво проявляющейся у студентов приоритетной ориентации на родительскую среду как важнейший личностно значимый социум. Достаточно близко к ней по значению примыкает дружеская компания, которую также можно отнести к числу приоритетной для студенчества неформальной микросреды.
Исследование показало, что единство в дружеских группировках достигается главным образом, посредством психологического комфорта, обеспечиваемого его членами. При этом здесь отсутствует продуктивная деятельностная основа, сплачивающая членов группы и обеспечивающая им реальные условия для самореализации. Ведущим мотивом, обуславливающим выбор студентами дружеской компании, выступает возможность быть понятым и принятым, быть таким, какой есть. К числу значимых мотивов относятся такие, как общие взгляды на жизнь, общность интересов к определенному делу, общность социальной принадлежности, возможность вместе провести время, развлечься. Назрела необходимость проведения разносторонних исследований той неформальной среды общения, с которой взаимодействует студенческая молодежь, с целью выявления ее направленности, ценностных ориентаций, содержательного характера деятельности, организационной устойчивости.
В результате, складывается ситуация, когда как в институциональной, так и в неформальной среде отсутствуют условия для полноценного раскрытия личности, ее персонализации. Из одной весьма ограниченной в плане самопрезентации среды студент попадает в другую, не менее локальную в отношении реализации социальных ожиданий общность.
Встает проблема поиска путей выхода из не вполне благоприятной ситуации личностного развития студенческой молодежи в условиях основной микросреды. К числу возможных ее путей можно отнести, прежде всего, реорганизацию учебной деятельности с переориентацией на самостоятельную работу студентов, развитие студенческого самоуправления.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 264.