Западная культура эпохи Просвещения -18 век
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рост и распространение научных знаний в западном обществе подготовили новый период в его развитии — эпоху Просвещения. Основными идеями Просвещения были следующие: сила и мощь человеческого разума создают условия для экономического и социального благоденствия; прогресс в обществе напрямую зависит от уровня его образования, просвещенности; следует критически относится к авторитетам, не принимая как догму их высказывания. Идеалы Просвещения: свобода, равенство, братство, благосостояние и счастье всех людей, ненасилие, веротерпимость и толерантность.

Просветители происходили из разных классов и сословий — это были аристократы, чиновники, буржуа, духовенство. Идеалы Просвещения были в целом едиными для всех западноевропейских стран. Однако в каждой стране были свои особенности.

А нглия Церковь здесь не противопоставляла себя Просвещению, а наоборот, проявляла веротерпимость, то есть следовала его принципам, и, следовательно, соответствовала его идеалам. В общих чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована Джоном Локком в знаменитой работе «Опыт о человеческом разумении», его идеи были близки идеям Адама Смита.

Франция Крупнейшими фигурами французского Просвещения были «вольнодумец» Вольтер; писатель и философ Жан-Жак Руссо; Дени Дидро, основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел»; Шарль Луи Монтескье, автор трудов о «Духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и падения».

В Германии, которая продолжала оставаться политически раздробленной страной, важнейшей идеей Просвещения стала идея национального единства. Лидерами были философ Иммануил Кант, один из первых в эпоху Нового времени теоретиков правового государства, и Готхольд Эфраим Лессинг, основоположник немецкой классической литературы.

Художественные стили, преобладающие в искусстве этого времени — классицизм и барокко. В первой половине 18 века на основе барокко возникает новый стиль - рококо — от французского rocaille — раковина, ракушка). Для рококо характерен уход в мир фантазии, мифологических и эротических ситуаций, стремление к личному удобству, господствуют изящные и асимметричные композиции. В конце столетия возник новый стиль — сентиментализм (от французского sentiment — чувство), который во главу угла ставил личные переживания, провозглашал культ естественного чувства и природы. Близким к нему стилем был предромантизм, для которого был характерен интерес к средневековью и поиски положительного идеала вне общества.

Великими именами Просвещения в музыке были Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Франц Йозеф Гайдн; в литературе - Иоганн Вольфганг Гете, Иоганн Фридрих Шиллер, Генри Филдинг; в живописи — Франсиско хосе де Гойя, Жан Батист Шарден, Уильям Хогарт, Антуан Ватто, Жан Батист Грез, Жак Луи Давид, Томас Гейнсборо; в скульптуре — Жан Антуан Гудон.

Западная культура 19 века

 

Это было столетие, когда темпы развития Западной цивилизации все более ускорялись, шло формирование индустриального общества, укреплялась и развивалась рыночная экономика. Одним из наиболее важных факторов, влиявших на все сферы жизни, был набиравший обороты научно-технический прогресс. 19 век подарил миру пароход, паровоз, автомобильный транспорт, телеграф, телефон, радио, фотографию, звукозапись, кинематограф. Появляется электрическое освещение в городах. Возрастает престиж точных и технических наук, вводится обязательное для всех начальное образование.

Меняется и социальная структура общества: уменьшается количество людей, занятых в сельском хозяйстве и живущих в деревне; растет число горожан, устанавливается равенство сословий в хозяйственной жизни, идет процесс становления демократического общества.

Важнейшей особенностью западной культуры этого времени является исключительное разнообразие направлений и жанров в искусстве и литературе. Многие из них достались культуре 19 века в наследство от прежних столетий: это были классицизм, сентиментализм, предромантизм. Начало других стилей относится именно к 19 веку.

В начале века на базе предромантизма складывается романтизм, черты которого — отрицание жестких рамок классицизма, стремление к свободе, ирония по отношению к буржуазному прогрессу, мучительный разлад идеала и социальной действительности. Реализм, возникший в начале века и быстро ставший ведущим художественным направлением, дал блестящие результаты во всех видах искусства. Его отличали стремление к правдивому отображению действительности и одновременно присутствие в произведении высокого авторского идеала, воспроизведение типичных характеров и ситуаций и одновременно индивидуализация в их изображении. Натурализм исходил из идеи о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека его социальной средой, наследственностью, физиологией. Стремясь к объективному и бесстрастному показу реальности натуралисты уподобляли себя ученым, а свои художественные методы — методам научного анализа. Символизм построен на допущении, что существует реальность, скрытая от непосредственного познания человека; цель искусства — прорваться к этим скрытым реальностям; познать эту «идеальную сущность мира» можно с помощью символов — идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Представители импрессионизма старались в самой естественной форме запечатлеть реальный мир — во всей его красоте и ежеминутной изменчивости, передать в живописи свои мимолетные впечатления и настроения. Продолжением и в некотором роде отрицанием импрессионизма был постимпрессионизм, для которого были характерны поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей мира.

Девятнадцатый век дал много великих имен. В их числе в литературе — Марк Твен, Оноре де Бальзак, Проспер Мериме, Франсуа де Шатобриан, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Джорж Байрон, Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, Виктор Гюго, Жорж Санд, Генрих Гейне, Эрнст Теодор Амадей Гофман; в музыке — Роберт Шуман, Франц Шуберт, Рихард Вагнер, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Джузеппе Верди, Клод Дебюсси, в живописи — Огюст Энгр, Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Кете Еольвиц, Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Поль Гоген, Поль Сезанн, Ван Гог, в скульптуре — Огюст Роден, в науке — Чарльз Дарвин, Луи Пастер, Макс Планк, Бернхард Риман, Пьер и Мария Кюри, Вильгельм Рентген.

В архитектуре в начале 19 века основным стилем был классицизм, на базе которого возник ампир — итоговая стадия в развитии классицизма в зодчестве. Для ампира характерны массивные, монументальные формы, богатый декор, активное использование художественного наследия культуры Античной Европы, прежде всего Древнего Рима. Образцы зданий в стиле ампир служили воплощением идей государственного могущества и воинской славы. Популярным было возведение триумфальных арок и колонн в древнеримском стиле. В середине века наступает время эклектики в архитектуре, популярным является стиль историзм, выражавший стремление показать истоки национального зодчества, обозначить его основные черты.

Во второй половине 19 столетия внедрение в практику строительства новых материалов и технологий значительно расширяет функциональные и художественные возможности архитекторов. Начинается строительство сооружений нового типа, примером может служить знаменитая Эйфелева башня в Париже (1889 г.).

 

Западная культура 20 века

 

В двадцатом веке темпы развития западной цивилизации еще более ускоряются. Основными факторами, повлиявшими на культуру Новейшего времени, были научно-технический прогресс и мировые войны. Рост техники привел к тому, что существенно изменилась повседневная жизнь людей. В быт активно внедряется электричество: это бытовые приборы - электрические чайники, утюги, обогреватели, холодильники, стиральные машины. Изобретение конвейера и производство массовых стандартных изделий имели следствием стандартизацию потребления. Развитие науки и образования, стандартизация, унификация быта и условий труда, а также рост потребления и повышение уровня жизни привели к формированию обширного «среднего класса», который стал основой политической, экономической и социальной стабильности общества и одновременно базой для формирования массовой культуры.

Массовая культура характеризуется рядом признаков, важнейшими из которых являются следующие:

l существует по законам рынка, ориентирована на максимально широкий сбыт своей продукции;

l ориентирована на потребности и вкусы «толпы» - на все слои общества, особенно на молодежь;

l Имеет развлекательный, легко доступный для понимания любым «человеком толпы» характер, нередок примитивизм в отражении реальности, существенное ее упрощение;

l может быть самоуверенной и агрессивной, присуще навязывание культурных штампов населению;

l ориентирована на культ сильной личности.

Массовой культуре противостоит культура элитарная, которой присущи следующие черты:

l не коммерческая, не приносит прибыли, может быть и часто действительно бывает убыточной;

l ориентирована на «узкий избранный круг» людей, их нетипичные для всего общества взгляды и пристрастия;

l сложная по содержанию и форме и требующая усилий и специальной подготовки для понимания;

l несет в себе значительную новизну, часто отрицает старые популярные художественные формы;

l дает возможность для новаторства, поиска и нахождения новых форм, средств и методов в искусстве.

В 20 веке появились новые художественные направления и стили.

Модерн (от французского moderne — новейший, современный) — художественный стиль, для которого характерны гибкие и тонкие текучие линии, декоративность, стилизованные растительные узоры, стремление к индивидуальности, предпочтение свободной планировки интерьеров. Последователи набизма (от древнееврейского «наби» - пророк) ставили своей задачей быть пророками в искусстве, были склонны к символике и пытались выводить символы из математики; так, число «3» у набистов означало Бога, число «4» - творение материи, т.е. Мир, число 7 (7=3+4) — единство мира и Творца). Для набизма были характерны декоративная обобщенность форм, плоскостность изображения, главенство определенного цветового пятна. Фовизм (от французского fauve — дикий) — отличался яркостью и буйностью красок, стихийной динамикой письма, обобщенностью и декоративностью форм, плоскостным изображением. Авангардизм (от французского avant-gardisme — идущие впереди) — движение, ставящее перед собой задачу порвать с существующими нормами и традициями и превратить новизну выразительных средств в самоцель. Авангардизм тесно связан с модернизмом, отражает субъективистское и индивидуалистическое мировоззрение. Кубизм — одна из разновидностей авангардизма. Кубисты старались освободить произведения от конкретных предметных форм и образов и заменить их геометрическими абстракциями. Они широко использовали в своей живописи геометрические и стереометрические фигуры — цилиндры, конусы, кубы — отсюда происходит и название направления — кубизм. Дадаизм (от французского dadaisme — детский лепет) как направление в искусстве самовыразился в иррационализме и художественном нигилизме, когда смыслом произведения становились бессмысленные сочетания слов, звуков, фигур. Свое искусство дадаисты считали средством высвободить подсознательное из психики человека, для того чтобы использовать его для преобразования мира. На основе дадаизма возник сюрреализм (от французского surrealisme - сверхреализм). Возникнув первоначально как направление в литературе, сюрреализм затем перешел в живопись, театр и кинематограф. Источником своего творчества сюрреалисты считали мир подсознания - сновидения, галлюцинации и инстинкты, методом - разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Отталкивались от фантазии и интуиции, они затем разделяли образы на составные части, стараясь сделать их сочетания вызывающими и неестественными, и тем самым «зацепить», привлечь зрителя. Популярным был стиль примитивизм, суть которого — следование нормам искусства примитивных и культурно отсталых народов, прежде всего характерной для них искренней и наивной манере выражения чувств. Направление экспрессионизма провозгласило единственной реальностью субъективный духовный мир человека, главной целью искусства — его выражение.

В литературе крупнейшими именами в числе многих других были - Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Анатоль Франс, Андре Моруа, Ромен Роллан, Стефан Цвейг, Лион Фихтвангер, Марсель Пруст, Эрих Мария Ремарк, Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Бертольд Брехт; в живописи — Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Томас Икенс, Рокуэлл Кент; в архитектуре — Антонио Гауди, Ле Корбюзье, в музыке — Ян Сибелиус, Жан Кокто, Пауль Хиндемит, Джорж Гершвин, Бела Барток; в науке — Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Курт Гедель, Роберт Оппенгеймер, Энрико Ферми, Норберт Винер, Фрэнсис Крик, Джеймс Уотсон.

Западная культура 20 века, противоречивая и многоплановая, стремилась наиболее полно отразить сложный и неоднозначный мир людей, утвердить общечеловеческие фундаментальные ценности - жизнь, свободу, справедливость, используя всевозможные художественные приемы и находясь в постоянном поиске.

Русская культура 17 века

 

Русская культура на протяжении почти всего семнадцатого столетия развивалась преимущественно в рамках, обозначенных христианской церковью, и, следовательно, в целом носила церковный характер. Отдельные элементы светской культуры, проявившиеся в это время, не меняли общей картины русской культурной жизни, однако заслуживают внимания как предвестники будущих серьезных культурных изменений.

Так, в живописи, по-прежнему церковной по избираемым для икон и фресок сюжетов, и традиционной по манере письма, появляется стремление к реализму; выразителем этой линии был живописец Симон Ушаков, автор трактата о живописи. Для его произведений — икон, миниатюр, гравюр - были характерны не только традиционные, но и новые приемы письма, желание выразить объем предметов и показать игру светотени. Он работает в жанре парсуны (от слова персона) — портретной живописи, сохраняющей приемы иконописи.

Великолепным памятником русского зодчества 17 века был деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, в котором насчитывалось 270 комнат. Он был построен в старорусском стиле и вызывал всеобщее восхищение. Дворец был уничтожен пожаром, которые тогда на Руси не были редкостью: крупный пожар, уничтожавший все деревянные постройки в селе или деревне выпадал на долю каждого поколения.

Классическим примером русской архитектуры семнадцатого столетия является церковь Покрова в Филях в Москве, выполненная в стиле московского барокко.

Литература 17 столетия развивается в традиционном русле: продолжается летописание, которое становится все более официальным. Летописи создаются «на заказ», примером является «Строгановская летопись», в которой рассказывается о покорении Сибири Ермаком. Вместе с тем характер литературы заметно меняется: появляются сатирические повести, светские стихотворения, драматические произведения. В устном народном творчестве появляется множество сказаний и песен, посвященных людям, поражавших всеобщее воображение, таким героем был Степан Разин.

Идет становление общественно-политической мысли, зарождение которой относится к 16 веку. Большой заслугой русских мыслителей — (боярина Афанасия Ордина-Нащекина, боярина Артамона Матвеева) была постановка вопроса о необходимости преобразований в России.

В сфере образования также наблюдались положительные сдвиги: росла грамотность населения; во второй половине 17 столетия были изданы первые русские учебники — по грамматике, арифметике и истории; создано первое в стране высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская Академия. Значительно расширились научные познания в области медицины, фармакологии, ботаники, русские люди познакомились с системой Коперника. При дворе царя Алексея Михайловича был также создан первый русский театр.

Важнейшим и трагическим событием не только культурной, но и общегражданской истории России 17 века стал раскол православной церкви, связанный с реформами, проводимыми патриархом Никоном.

Русская культура 18 века

 

Восемнадцатый век стал переломным как для русской культуры, так и всей русской истории. Россия стала абсолютной монархией, огромной империей с высоким международным авторитетом. Культурная жизнь в стране в первой половине столетия во многом определялась реформами, прежде всего реформами Петра I.

Петр I способствовал тому, что культурная атмосфера в стране существенно изменилась и стала значительно более светская чем раньше: он ввел новые праздники, новое платье, новые прически, ассамблеи, новый календарь; учредил первые музеи (Кунсткамера), разработал правила поведения в обществе для молодых дворян («Юности честное зерцало»). Вместо церковного шрифта — скорописи — был введен гражданский шрифт, стала выходить первая русская печатная газета - «Ведомости», что благоприятно сказалось на развитии грамотности.

При Петре I была сделана попытка создать начальную всеобщую школу для детей всех сословий, кроме крепостного крестьянства. Организовывались «цифирные» школы, в которых обучали грамоте, арифметике, тригонометрии и географии; показательно, что закон божий — основа русского образования во все предыдущие столетия — в этих школах не преподавался. Однако народ смотрел на учение как на «баловство», противопоставляя его «делу» - работе, и большого успеха в народе эти школы не имели. Были созданы и средние технические училища, и высшие профессиональные школы — Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская школа, Инженерная школа, Медицинская школа, Морская Академия. В 1725 г. была учреждена Академия наук, в 1755 г. был открыт Московский университет. В конце века в России сложилась система малых, средних и главных училищ.

В русской науке и технике этого времени наиболее крупными фигурами были Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Иванович Ползунов, Иван Петрович Кулибин.

Главными направлениями развития русской общественной мысли и литературы были патриотическое и просветительское, их представляли Иван Тихонович Посошков, Феофан Прокопович, Гаврила Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин, Николай Иванович Новиков. В конце века зарождается революционное направление в общественно-политической мысли, у истоков которого стоял Александр Николаевич Радищев.

В архитектуре основным событием стало строительство Санкт-Петербурга.

Его городская застройка впервые в истории страны велась по плану, возводились ансамбли городских зданий.

Основными архитектурными стилями были барокко и классицизм. К 18 столетию относится и расцвет деревянного зодчества, когда постройки сооружались без железных гвоздей; пример — Кижи.

Живопись становится все более светской по своему характеру. Самым популярным жанром в светской живописи является портрет парадный, а также исторический и бытовой.

Основным художественным стилем первой половины 18 века является классицизм (Никитин, Угрюмов, Шибанов), во второй половине широко распространяется романтизм (Левицкий, Рокотов, Боровиковский). Зарождается русская скульптура (Шубин, Козловский).

К восемнадцатому столетию относиться создание первого национального народного театра в России, его организатором был Федор Григорьевич Волков, актер и театральный деятель. Особенностью театрального искусства в России было существование крепостных театров — в конце 18 века крупных крепостных театров было более десятка.

Дата: 2019-07-25, просмотров: 193.