В конце 14-начале 15 вв. в Европе начала формироваться новая культура, по отношению к которой используют термин культура Возрождения. Термин Возрождение указывает на связь новой культуры с Античностью, восстановление ее принципов и образцов, прежде всего идеала прекрасного, гармоничного человека. В центре внимания деятелей Возрождения, таким образом, был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое».
Гуманисты полагали, что в человеке важны не происхождение, а его личные качества — ум, достоинство, воля, образованность. Идеалом признавалась сильная, всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы, человек - смертный бог. Он сам исследует мир и наслаждается им. Наслаждение земным бытием — непременная часть культуры Возрождения. Какая же роль здесь отводилась христианскому Богу? Гуманисты, разумеется, не отрицали его существования, но считали, что после сотворения мира Бог больше не вмешивается в дела людей.
У истоков культуры Возрождения стояли гуманисты Италии — Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, создатели литературного итальянского языка, живописцы Боттичелли, Джотто и Мазаччо, скульпторы Донателло, архитектор Брунеллески.
На смену раннему пришло Высокое Возрождение — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Этот период был связан с именамитрех титанов:Леонардо да Винчи,РафаэляСанти и Микеланджело Буонаротти, которые наиболее полно и ярко выразили свои представления и прекрасном и совершенном.Самые прославленные произведения Леонардо - "Тайная вечера", в которой в высшей степени реалистично передал психическое состояние Христа и его учеников, а также знаменитая "Джоконда", (Мона Лиза) - портрет женщины с загадочной улыбкой.
Творчество великого Рафаэля Санти, живописца и архитектора, проникнуто одухотворенностью, изяществом и лиризмом, стремление показать земное бытие человека в гармонии его духовных и физических сил. Для него характерно безупречное чувство меры, ритма, пропорций.
Рафаэль — автор знаменитой «Сикстинской мадонны»: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая всю необходимость этой жертвы во имя искупления грехов человечества:
Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти, гениальный и разносторонний скульптор, художник, архитектор и поэт. Ему присущи монументальность, пластичность и динамизм образов, преклонение перед человеческой красотой. Его скульптуры "Давид" и "Моисей", пронизанные гармонией духа и тела, утверждали высокий идеал гражданственности. В картине "Сотворение мира" Микеланджело воспел торжество гуманизма и жизни. Наряду с этим в его творчестве содержатся и трагические мотивы: в фреске "Страшный суд" он показывает суетность всего земного и беспомощность человека перед судьбой.
Северный Ренессанс
Термин Северное Возрождение означает культуру стран Европы 15-17 вв., расположенных к северу от Италии. В каждой стране гуманистическое движение имело свои особенности.
Германия Возрождение в Германии связано с именем Мартина Лютера: он перевел на немецкий язык Библию, он же возглавил движение за реформу католической церкви - Реформацию. Он учил, что вера - это внутреннее состояние человека, что спасение дается не церковью, а Богом, к Богу можно обращаться без посредника - католической церкви. Сама церковь должна измениться — стать разумно организованной и дешевой для прихожан. Его идеи известны как лютеранство, на их основе возникло новое направление в христианстве — протестантизм, открывший путь для развития гражданских свобод. Победа протестантизма определила новые этические нормы — протестантскую этику: излишняя роскошь и увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность и строгость нравов.
Замечательным ученым-гуманистом был Эразм Роттердамский, автор книги "Похвала Глупости", жанр которой - философская сатира. Великим художником по разносторонности и масштабу дарования был Альбрехт Дюрер.
Современниками Дюрера были Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Ганс Сакс.
Основоположником Реформации в Швейцарии был Ульрих Цвингли. Он провел церковную реформу, в ходе которой были упрощены церковные обряды, отменен целый ряд праздников, закрыты некоторые монастыри. После него реформационное движение возглавил Кальвин. Он исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к гибели или спасению. Показателем того, что человек любим Богом, утверждал Кальвин, является его успех в профессиональной деятельности.
Страной, в которой культура Возрождения проявилась особо ярко, были Нидерланды. Крупнейшими художниками были Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший (Мужицкий).
Начало Возрождения во Франции было тесно связано с готическим искусством и художественной культурой Италии. Подлинной энциклопедией культуры Возрождения явился роман великого гуманиста Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", встреченный современниками с восторгом. Живопись Франции, носящая во многом придворный характер, представлена творчеством Жана Фуке, Жана Клуэ, Франсуа Клуэ. К 17 в. Французское искусство освободилось от влияния итальянской культуры и встало на самостоятельный путь, уже само оказывая огромное воздействие на развитие культуры других стран.
В Англии культурный переворот начался позднее, чем в других странах, однако шел быстрее, противоречия и контрасты выявились резче, а весь путь развития гуманистической мысли - от ожидания торжества идеалов гуманизма до разочарования - уместился в сознании людей одного поколения. Это обусловило, с одной стороны, жизнерадостный дух и гуманизм эпохи, а с другой, драматизм его произведений, их насыщенность столкновениями и борьбой. Средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени. Величайшей фигурой был Шекспир, создатель всемирно известных трагедии «Гамлет», «0телло», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта».
Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других странах. Это было связано с более сильными, чем в других странах, позициями католической церкви. Наиболее крупными именами были Мигель де Сервантес, автор бессмертного «Дон-Кихота», великий Лопа де Вега, основоположник испанской национальной драмы, автор произведений «Собака на сене» и «Учитель танцев». Значительных успехов достигла испанская живопись, в которой особое место занимают Эль Греко и Диего Веласкес.
Культура Византии
Византийское государство, образовавшееся при распаде Римской империи, существовало с 395 по 1453 г. Столицей Византии стал город Константинополь, который раньше назывался Византий. На территории Византии проживали разные народы — греки, сирийцы, армяне, евреи, грузины, египтяне, господствующим и общим для всех языком был греческий. Таким образом, в Византии, при всей ее многоэтничности, существовала языковая общность.
Идейной основой византийского общества, как и общества западноевропейского, было христианство. Однако в Византии, в отличие от Западной Европы, церковь была подчинена государству и почти полностью зависела от императора, который созывал церковные соборы, определял состав их участников и круг вопросов, подлежащих обсуждению, а также утверждал принимаемые ими постановления.
Христианство существовало в Византии в форме православия. Церковные богослужения превратились здесь в пышную мистерию: в храмах сияли тысячи свечей и лампад, озарявших темные лики икон, золото мозаик, драгоценную утварь. Эмоциональное воздействие многократно усиливалось музыкой, которая занимала особое место в жизни византийского общества. Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей. Монастыри в Византии были богаты, а монашество — очень многочисленным. Быть монахом было почетно, и нередки бывали случаи, когда несколько крестьян объединяли свои земельные участки и основывали свой монастырь.
Особенностью христианской истории Византии было иконоборчество — движение 8-9 вв., направленное против культа икон, и противоположное ему иконопочитание. Иконопочитатели в 10 в. все же взяли верх над иконоборцами, однако огромная часть иконописного наследия к этому времени было безвозвратно разрушена.
Ведущая роль церкви нашла отражение во всех сферах жизни Византийского общества — развитии наук, литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. Науки, которые до 9-10 вв. развивались вполне плодотворно на накопленной античной базе — история, медицина, философия — все больше попадали под влияние христианской идеологии. В 9 веке патриархом Фотием был составлен знаменитый Мирибиблион - сборник аннотаций к 280 произведениям античных и византийских авторов и части их произведений. Изобразительное искусство, также носившее преимущественно церковный характер, отличала символическая манера письма и отсутствие реализма в изображении.
Великолепными были предметы прикладного искусства — священные сосуды, вазы, чаши, кувшины, лампы, украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями.
В архитектуре широкое распространение получили купольные базилики и крестово-купольные храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 6 в. храм святой Софии, поражавший своей величиной и роскошью. Для его украшения использовались золото, серебро, слоновая кость, мрамор всех цветов — белый, розовый, зеленый, голубой. После завоевания Константинополя турками храм был превращен в мечеть.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 192.