Заметна проблема трудовых ресурса, экстенсивного разв-я. Вступало в жизнь (в труд. дет-ть поколение нерожденных в ВОв).
В 70-е предпринимаются меры по улучшению, но все они были далеки от реформы 1965г. Планир-сь: обесп рост нац дохода, опережающий рост тяж индустрии (отраслей группы А), сниж-е темпов (вним-е на кач-во, а не на кол-во), разв-е нефтегаз пром-ти, атомн электрост-й, комплексный подход к разв-ю отраслей (террит-производств комплексы), интенсиф-я с/х за счет механиз-и, химизации, мелиорации, исп новой техники.
В с/х упор делался на агропромышленную интеграцию – кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими отраслями промышленности, транспорта, торговли, строительства. Насаждались районные агропромобъединения (РАПО), а затем Госагропром. В 1982г принята «Продовольственная программа» - предусм создание АПК (агропромкомплексов), но все оставалось на бумаге. Несм на усилия, с/х в кризисе.
В промышленности в 70-е акцент делался на создание гигантских территориально-производственных комплексов. Возрасла напряженность ж/д. В основном из-за стройки века- БАМ (сюда на строительство ехал комсомол, молодые семьи. Там единственное для рабочих – хорошее обеспечение продовольствием, лучше, чем по всей стране).
Страна столкнулась с рядом эк. проблем: сниж-е прироста труд ресурсов, увел финан. затрат, проблема транспорта и дорог. Не росла производит-ть труда, рост доходов насел-я почти прекр. Задача – внедрение науки в произ-во. Так же при Брежневе поставлена задача мелиорации земель, т.е. вширь развитие. Это было не нужно. Следовало лишь собирать и перерабатывать то, что вырастало. Ведь наблюдался рост урожайности. Не были выполнены производ-е планы по выращиванию мяса и удою молока. Много колхозов было нерентабельных. Были огромные задолжности гос-ву. Очень ярко обозначалась проблема нехватки рабочих рук, многие уезжали в города. Состояние было плачевным. Были районы, деревни, где еще не было света. В деревне мален. з/п. Проблема управления с/х, все установки сверху, по мере скатывания гос. экономики к стагнации появляется «теневая экономика» (левый приработок, хищения). Недов-во людей очередями, погоня за импортным, дефицит.
В 1979г еще одна попытка: постановление, определившее, что отныне основным показателем эффективности работы предприятия становится «чистая продукция» - та, на которую завод затрачивает собственные материалы. Сократилась продол-ть жизни в 3р.
Поставка на Запад энергоносителей (нефть, газ), т.к. добыча нефти возрасла в 10раз. Но к середине 80-х валютный поток стал иссякать. В этих условиях ничто не могло спасти директивную экономику. К тому же, существовавший политический и экономический режим отвергал все начинания по его модернизации, идущие снизу. Лишь в 1983г Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными. Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой. Адм-ком-й метод изживал себя.
ПЕРЕСТРОЙКА В СССР: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ (1985-1991 ГГ).
Начало масштабных реформ в СССР обычно связывают с 1985 г., когда партию, а фактически и государство, возглавил М. С. Горбачев. В политическом плане задачи нового этапа сформулированы в выступлении Горбачева на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС. При этом на первый план выдвигались задачи перевода производства на рельсы интенсификации, ускорения научно-технического прогресса. Для реализации масштабных задач предлагалось «решительно поднимать ответственность кадров, организованность, дисциплину». В ускорении центральное место отводилось машиностроению. Первостепенное внимание предполагалось уделить совершенствованию станкостроения, ускорению развития вычислительной техники, приборостроения, электротехники и электроники как катализаторов научно-технического прогресса. В числе приоритетных была названа подготовка Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. Но определенной программы не было.
Главной задачей было остановить распад системы «гос. социализма» и обеспечить интересы номенклатуры. Средство – осторожное реформирование общественных структур. В перестройке можно выделить три крупных этапа: 1) 1985-1987 гг – совершенствование политической системы советского общества, впервые прозвучала критика – усилить самостоятельность советских органов власти, активизация деятельности общественных организаций. 2) 1987-1989 гг. и 3) 1989-1991.
Начали с экономики. К этому времени мощный научно-технологический потенциал страны, созданный за послевоенный период, в значительной степени был исчерпан. В стране из-за падения рождаемости за 10 лет сократилась доля молодежи в общественном производстве. Стала развиваться теневая экономика (включала различные виды индивидуальной трудовой деятельности и подпольные цеха по производству дефицита, изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях и махинации в сфере финансовой отчетности). Был взят курс на ускорение социально-экономического развития за счет НТП, активизация человеческого фактора, перевооружения машиностроения. Началась антиалкогольная кампания и борьба с нетрудовыми доходами, но это не принесло успеха. Необходим был материальный стимул. Тогда разработали научную концепцию экономической реформы в 1987 г., которая предусматривала расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора экономики, отказ от монополии внешней торговли, боле глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств, признание равенства на селе пяти форм хозяйствования. Единым итогом реформы стало формирование частного сектора. По мере неудач начали ориентироваться на переход к рынку (второй этап). 1990 г. – постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Предусматривалась демонополизацию, децентрализацию, разграничение собственности, развитие частного предпринимательства. Но проведение откладывалось. В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые во всех экономических проблемах обвиняли руководство КПСС В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах. Итоги: экономическая политика непоследовательная, что привело к кризису народного хозяйства.
Политическая реформа началась с 1988 г. 1) учреждается новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР и республиканские съезды. 2) Выборы проводятся на альтернативной основе. 3) Сформирован постоянно действующий Верховный Совет СССР. Новый пост – председатель Совета (от верховного до районного). 4) Происходит формирование многопартийности, наступает кризис в КПСС. Вплоть до конца 1987 г. существовало лишь разрозненное, малочисленное диссидентское движение. Но с 1987 г. в стране стало расти демократическое движение. Уже в 1987 г. появилось несколько десятков неформальных, постепенно политизировавшихся организаций, но они были крайне малочисленны и слабо организованны. В 1988 г. неформальное политическое движение уже насчитывало сотни тысяч участников, а с 1989 г. началось образование оппозиционных партий. Этот процесс усилился в 1990 г., когда была отменена б-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Деятельность оппозиционных сил проявлялась в издании газет и журналов, проведении митингов, а с 1989 г. и в участии в парламентской борьбе. 5) Введен институт президентства (14 марта 1990 г. первым Президентом СССР стал М.С. Горбачев, выбранный на специально собранном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР). При Президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. 6) С 1987 г. провозглашен курс на «гласность», т.е. контролируемое сверху смягчение цензуры над СМИ, публикацию ранее запрещенных книг и т.д. Но контролировать уже не могли.
Во внешней политике сначала были подтверждены прежние приоритеты. Но вскоре появляется новая концепция Горбачева – «новое политическое мышление», которая предусматривала отказ от вывода о расколе современного мира на 2 противоположные общественно-политические системы, признание мира целостным и неделимым, провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами, признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными и т.д. Стремление к максимальному снижению уровня военно-политической конфронтации на международной арене с ведущими державами Запада и прежде всего с США путем провозглашения тезиса об отказе от ведения политики «С позиции силы», а также всемерного расширения международных контактов и связей (политика открытости в международных делах).
Во внешней политике события: встречи на высшем уровне, разоружение, гуманитарное сотрудничество. В ходе интенсивных дипломатических контактов, а также целой серии встреч между М.С. Горбачевым и Рейганом в Женеве, Рейкьявике и Вашингтоне были согласованы решения по вопросам разоружения в Европе. Наконец, 8 декабря 1987 г. в столице США подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Горбач выдвинул ряд инициатив о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
США и Великобритания шли на расширение торгово-экономических отношений с СССР, а также упрощен режим въезда и выезда. Предпринимаются усилия по ослаблению региональных конфликтов: вывод войск из Афганистана, Монголии, визит Горбачева в Китай, отказ от вмешательства в гражданские конфликты в Анголе, Мозамбике.
Параллельно налаживались дипломатические отношения с такими странами Юго-Восточной и Южной Азии, как Таиланд и Пакистан, Саудовская Аравия и Южная Корея, а также со считавшимися ранее «антинародными режимами» в Чили и в ЮАР.
В итоге пятилетнего периода советской политики «нового мышления» геополитическая картина мира полностью изменилась: исчезла конфронтация между Востоком и Западом, а созданная СССР с огромным трудом «мировая социалистическая система» перестала существовать. Происходит распад социалистического лагеря. Серия «бархатных революций» в Восточной Европе.
РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1991-2010 Г).
Политическое развитие. 12 июня 1990г Россия как новое государство. 12 июня 1991г на выборах президента выбор между демократами и коммунистами - Ельциным и Рыжковым. Ельцин победил. Консерваторы б против, начали готовить гос переворот, для предотвращения распада союза. Решили объявить президента недееспособным. Заговор хотел провести переворот «тихо», но план сорвался, итог «путч» - 21 августа реальная власть в стране оказалась в руках демократов, СССР перестал сущест, на его месте возникло новое гос РФ, преемственность от СССР (в том числе и долги).
Один из главных вопросов – сохранение целостности России. В 1992г федеративный договор о разграничении полномочий между центром и субъектами федерации. Не подписали Татарстан и Чечня.
Вначале было много противоречий между исполнительной и законодательной властью (президент и верховный совет). Кризис власти с марта 1993 г: 20 марта Указ президента об особом порядке управления до преодоления кризиса власти (больше полномочий президенту), Верховный совет против, и Ельцин назначает референдум о доверии президенту и по проекту новой Конституции. 60% высказали доверие президенту. По Конституции тоже проблемы. Долго не была принята конституция из-за разногласий о разделе полномочий 2х властей (1 Съезд и Верховный совет – 2 Президент). Проект 1х требовал сохранения советской формы правления и уменьшение полномочий президента. У Президента свой проект Конституции. 21 сентября 1993г Указ Президента, прерывающий деятельность Съезда и Верховного совета, пристановил – Конституционного суда, по сути ввел президентское правление. Верховный совет объявил о немедленном прекращении полномочий Президента, деятельность которого признана гос переворотом. Кризис перерос в силовые действия - сторонники президента организовали блокаду Дома советов, Верховного совета – попытка захватить мэрию Москвы. Вмешательство армии, танки обстреляли Дом Советов. Теперь президентское правление осуществлялось безраздельно – прекращены полномочия Верховного совета и Съезда.
12 декабря 1993г была принята Конституция РФ. Государственную власть осуществляет президент совместно с органами исполнительной и законодательной власти. 1й президент – Борис Ельцин. Лидеры России заявили о построении правового государства и демократических институтов гражданского общества. Главная проблема периода – Чечня. С 2000г президент Путин. Заявил о продолжении реформ.
Задача в экономике: переход к рыночным методам хозяйствования. Суть: либерализация цен, приватизация и акционирование в промышленности и с/х, антимонопольная и разумная налоговая политика, сокращение необоснованных расходов, адресная система социальной помощи, разрушение экономического занавеса в отношениях с миром. Реформы провести быстро. Были трудности: экономический кризис в стране и раздел союзной собственности.
Январь 1992г – Гайдаром освобождены цены на большинство товаров и услуг, упразднена централизованная фондовая система распределения ресурсов. Это привело к взлету цен, а зарплата отставала, жизненный уровень снизился. С конца 1992г – приватизация госсобственности. 1 этап – ваучеризация, но собственность перешла в руки номенклатуры и бюрократии. Это сделано сознательно: власть хотела быстро создать слой собственников как свою опору. В деревне преобразование колхозов и совхозов в товарищества и фермерские хозяйства. Но это привело к углублению кризиса: сократилось промышленное и с/х производство, начинается вывоз капиталов за границу, социальное расслоение общества. Работа правительства Гайдара в 1992г расценена как неудачная, во главе правительства встал Черномырдин.
Корректировка реформ: курс также на переход к рынку, но изменения: поддержка госпредприятий, вводится единая тарифная сетка. Это требовало денег. Начинают печатать деньги, что вызвало новый поток инфляции. В 1993г проведена денежная реформа. Август 1994г – новая программа, ее цель – построение высокоэффективной динамичной социально-ориентированной экономики. Методы: контроль государства за ходом инфляционного процесса, завершение приватизации, привлечение инвестиций, поощрение предпринимательской деятельности населения и повышение благосостояния. Итог: подавление гиперинфляции, к концу 1997г она не превышала 1%, но это было сделано за счет издержек заработной платы.
Осень 1994г – 2й этап приватизации через свободную куплю-продажу на биржах и на торгах акций. Появляется рынок капиталов. Теперь существует госсектор, частный и смешанный. Привлечение иностранного капитала. Но благополучная ситуация складывается только в отраслях, которые носили сырьевой характер, возникла опасность деиндустриализации хозяйства и отката России к странам 3-го мира. Большой внешний и внутренний долг, коррупция. К началу 1998г страна вновь на грани кризиса. Это привело к отставке правительства, новый глава Кириенко. Его программа: получить стабилизационный кредит от МВФ. 1ю часть получили в июле 1998г, но больше бюджет не мог вынести очередных выплат для погашения долгов. Было объявлено о девальвации рубля и в одностороннем порядке внесен мораторий на банковские счета с Западом. Итог: паралич банковской системы, отток иностранных инвестиций, рост инфляции и цен. Следующим главой правительства стал Примаков. Его программа: жесткий режим экономии, борьба с коррупцией и преступностью, переговоры об отсрочке выплат Западу. Итог: на рубеже 20-21 веков экономика переживала очень тяжелый период. Но с 1999г наметилось оживление экономической и финансовой ситуации.
Внешняя политика. Активная внешняя политика за утверждение на международной арене. С 1996г Россия – член Совета Европы, присоединились к программе НАТО «Партнерство во имя мира», вошла в МВФ. Выступает за сохранение мира. Непростые отношения с ближним зарубежьем. Путин направляет усилия на повышение авторитета на международной арене. Укрепились отношения со странами Юго-Восточной Азии ДВ. Россия вступила в Европейский Союз. Укрепляются отношения с НАТО. Предложение создать общеевропейскую систему противоракетной обороны.
Путин. Первым государственным актом, подписанным Путиным на посту исполняющего обязанности Президента РФ, стал указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Указ предоставлял бывшему президенту (то есть Борису Ельцину) гарантии неприкосновенности.
Указ был подписан на фоне обвинений в коррупции и тяжких государственных преступлениях, выдвигавшихся против Ельцина со стороны оппозиции. По мнению некоторых аналитиков, в 1999 году проводилась «Операция Наследник» — комплекс мероприятий «Семьи» по проведению Путина в президенты. Эти аналитики считают, что одной из ключевых фигур в организации «операции» был Борис Березовский, который «помог г-ну Путину войти в семью и финансировал партию, которая сформировала парламентскую базу г-на Путина».
Давление на олигархов. Телевизионного канала Бориса Березовского, на который перешла работать группа журналистов НТВ. Основные телевизионные каналы — ОРТ (Первый канал), «Россия» и НТВ стали принадлежать государству или государственным компаниям. Резко изменившаяся информационная политика руководства этих и остальных СМИ вызвала дискуссии о свободе слова в средствах массовой информации.
Изменения политической системы. Во внутренней политике президент Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление «вертикали» власти.
Первым серьёзным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет.
Через несколько дней после событий в Беслане в сентябре 2004 года Путин под предлогом усиления борьбы с терроризмом объявил о своём намерении ликвидировать выборы глав регионов, что было осуществлено вопреки мнению большинства граждан страны; также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам.
В партийном строительстве основная ставка была сделана на укрепление партии «Единая Россия». 20 ноября 2002 председателем Высшего совета партии по рекомендации Администрации Президента стал Министр внутренних дел Борис Грызлов. В декабре 2003 по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом сам Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно. Во второй раз не попали в Государственную думу партии СПС и «Яблоко».
В качестве положительного результата политики Путина обычно отмечается укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России; в качестве отрицательного — подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидация гражданского общества, сверхцентрализация, всевластие бюрократии. Как минимум с 2004 года внутренняя политика президента подвергалась жёсткой критике как многими западными СМИ (и некоторыми российскими), так и политическими деятелями, особенно за пределами России.
Есть свидетельства того, что митинги и собрания оппозиции подавлялись и подавляются во время президентства Владимира Путина силовыми методами. Был вновь закрыт или усложнен доступ к ряду дел, в том числе по репрессиям сталинского периода, которые уже были открыты или даже напечатаны в 1990-е годы.
Согласно исследованию, за 2001—2005 годы объём коррупции в сфере отношений власти и бизнеса возрос почти в 10 раз (по количеству денег), а бытовая коррупция — в 4 раза.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 249.