История Экономических Учений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История Экономических Учений

Реферат

Джон Кеннет Гэлбрейт

Экономические теории и цели общества

(Москва, «Прогресс», 1976 год. 406 страниц)

Кравец Игорь, ВФТЭМ, 1074/1

Список 4. Номер задания 8.

 

 

--- Printed at harry’s HHB Corp. © 1998 ---

Оглавление:

I. Дебри.............................................................................................3

    Глава I.   Функции экономической системы и

экономической теории..................................................3

       Глава II.  Неоклассическая модель.......................................................4

       Глава III. Неоклассическая модель II: Государство............................5

       Глава IV. Потребление и концепция домашнего хозяйства..............6

       Глава V. Общая теория высокого уровня развития стран.................7

 

II. Рыночная система.........................................................................8

       Глава VI. Услуги и рыночная система................................................8

       Глава VII. Рыночная система и искусство...........................................9

       Глава VIII. Самоэксплуатация и эксплуатация...................................9

 

III. Планирующая система................................................................10 Глава IX. Природа коллективного разума..........................................10

       Глава X. Как используется власть: защитные цели..........................10

       Глава XI. Положительные цели...........................................................11

       Глава XII. Как устанавливаются цены................................................11

       Глава XIII. Издержки, контракты, координация

и цели империализма....................................................12

       Глава XIV. Убеждение и власть...........................................................12

       Глава XV. Новая экономическая теория

экономического прогресса.........................................13

       Глава XVI. Источники государственной политики: итоги..............13

       Глава XVII. Межнациональная система............................................14

 

IV. Две системы.................................................................................15

       Глава XVIII. Нестабильность и две системы....................................15

       Глава XIX. Инфляция и две системы................................................15

       Глава XX. Экономическая теория тревоги: проверка.....................15

 

V. Общая теория реформы................................................................16

       Глава XXI. Негативная стратегия экономической реформы..........16

       Глава XXII. Раскрепощение мнений.................................................17

       Глава XXIII. Справедливая организация домашнего

хозяйства и ее последствия.........................................17

       Глава XXIV. Раскрепощение государства.........................................18

       Глава XXV. Политика для рыночной системы.................................18

       Глава XXVI. Равенство в планирующей системе.............................19

       Глава XXVII. Социалистический императив...................................19 Глава XXVIII. Окружающая среда.....................................................20

       Глава XXIX. Государство и общество...............................................21

       Глава XXX. Финансово, кредитно-денежная политика

 и меры контроля.........................................................21

       Глава XXXI. Координация, планирование и перспективы.............22

Часть первая: Дебри.

Глава I

Глава II

Неоклассическая модель

       Экономисты называют общепринятую интерпретацию несоциалистичес-кой экономической системы неоклассической моделью. Представители других отраслей науки называют ее экономической теорией. Ее принципиальные истоки восходят к книге Адама Смита «Богатство наций», вышедшей в 1776 году.

       В первой половине прошлого столетия идеи А. Смита подвергались дальнейшему развитию Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом, Джеймсом и в особенности Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы. В последней четверти XIX в. Австрийские, английские и американские экономисты дополнили теорию так называемым маржинальным анализом, и это в конце концов привело к замене термина «классическая экономическая теория» термином «неоклассическая экономическая теория». В 30-е годы XX в. Были внесены еще две важные поправки. До этого предполагалось, что рынки обслуживаются множеством фирм, каждая из которых производит незначительную долю совокупного продукта. Все подчинялось рыночной цене, которую не контролировал никто. Монополии тоже существовали, но они считались крайнем исключением. Однако оказалось, что на многих рынках могут господствовать несколько фирм, коллективно осуществляющих власть, которая прежде ассоциировалась с монополией. Это была олигополия. А после выхода в свет и широкого признания «Общей теории» Кейнса система больше не считается саморегулирующейся. Только активное вмешательство государства может поддерживать экономику на уровне полной или почти полной занятости и обеспечивать ее неуклонный рост.

Суть неоклассической системы сводится к тому, что люди, используя свой доход, полученный главным образом от их производительной деятельности, выражают свои желания путем распределения этого дохода между различными благами и услугами, к которым они имеют доступ на рынках. С точки зрения только что упомянутого маржинального анализа они стремятся таким образом распределить свой доход, чтобы удовлетворение, получаемое от последней еденицы затрат на какую-нибудь цель, было равно удовлетворению от затрат на любую другую цель. Желания отдельного человека не подвергаются критике, их происхождение глубоко не изучаются.

 

 

Контроль со стороны отдельной личности – потребителя и гражданина – над экономической системой не означает, что власть распределена равномерно. Общепризнанно, что гражданин, голосующий на выборах десять раз, обладает, при прочих равных условиях, в десять раз большей властью, чем гражданин, голосующий только один раз. То же самое происходит в более общем случае, когда человек контролирует десять голосов по сравнению с человеком, у которого имеется только свой собственный голос. Аналогичным образом человек, который расходует в год 70 тыс. долл., на рынке имеет в десять раз большую власть над тем, что производится, чем человек, который расходует в год 7 тыс. долл. С точки зрения демократических идеалов это недостаток. Но все-таки власть пока принадлежит отдельной личности. Только в осуществлении этой власти некоторые из них более «равны», чем другие.

       Расширение производства понижает рыночную цену которую никто не контролирует, а тем самым получаемую прибыль и доход. Это, в свою очередь уменьшает власть, т.е. покупательную силу, которой производитель располагает, выступая в качестве потребителя. Таким образом, не только контроль принадлежал в конечном счете отдельной личности, но, кроме того, в систему была встроена мощная сила конкуренции, которая действовала в сторону ограничения или выравнивания доходов и, следовательно, в сторону демократизации этого контроля.

 

К 30-м годам тезис о существовании конкуренции между многими фирмами, не имеющими власть и контроль над ценами, стал несостоятельным. Это признавалось везде, кроме учебников. Соответственно была модифицирована неоклассическая модель с тем, чтобы включать случай, когда рынки поделены двумя, тремя, четырьмя или более, как правило, очень крупными производителями. Промежуточное положение между конкуренцией многих и монополией одной фирмы стала занимать олигополия нескольких фирм.

       Однако такая поправка не внесла столь значительных изменений, как это предполагали в тот период и считают теперь. Новым явилось то, что фирма приобретает способность устанавливать цены на свои изделия и услуги. Однако все фирмы остаются в распоряжении потребителя. Воля потребителя, выражающаяся в увеличении или уменьшении закупок, все еще передается на рынок. Она все еще является определяющим воздействием, на которое реагируют фирмы и отрасль.

       Прибыли олигополии выше, чем это необходимо, и процесс конкуренции, который возвращает их и образующиеся в результате доходы к нормальному уровню, нарушается. В силу этого система больше не обладает тенденцией к выравниванию доходов, как это имело место в прошлом. А поскольку цены выше, чем это нужно, производство, а стало быть, инвестиции и занятость там, где имеются олигополии (и монополии), ниже, чем в идеальном случае. Неравенство, возникающие в результате существования монополии и олигополии, распространяются на сравнительно узкий круг людей и в силу этого в принципе может быть исправлено вмешательством государства.

 

Глава III

Глава IV

Глава V

Глава VI

Услуги и рыночная система

 

       Услуги совершенно справедливо считаются сферой деятельности мелкой фирмы и тем самым рыночной экономики. В последнее время в Соединенных Штатах и других промышленно развитых странах много говорят о росте так называемой экономики услуг. Растущий спрос на услуги уберегает экономическую теорию в том виде, в котором она преподается, от разрушительных последствий факта существования крупной корпорации.

       Многочисленные предприятия сферы услуг являются побочным продуктом процесса становления крупной фирмы. Они являются вспомогательной сферой и содействуют развитию планирующей системы.

       В процессе экономического развития и социального прогресса в экономике сохраняется и расширяется сектор услуг, что в очень большой степени является результатом развития планирующей системы. В результате и в дальнейшем будут существовать возможности для деятельного мелкого предпринимателя и мелкой фирмы. В равной мере будет продолжать свое существование эта часть рыночной системы.

 

Глава VII

Глава VIII

Часть третья: Планирующая система.

Глава IX

Глава X

Глава XI

Положительные цели

       Основной положительной целью техноструктуры является рост фирмы. Затем этот рост становится важнейшей целью планирующей системы и – как следствие – общества, в котором доминируют крупные предприятия.

Прежде всего рост фирмы направлен на то, чтобы обеспечить достижение защитных целей техноструктуры. Кроме того, он служит также, как ничто другое, обеспечению непосредственных финансовых интересов техноструктуры.

Рост современной корпорации представляет собой весьма сложный процесс, охватывающий целый ряд направлений деятельности. Первое из них – расширение производства и объема продаж при существующих возможностях корпорации.

Второе направление состоит в приобретении более мелких фирм в смежных или совсем не связанных с деятельностью приобретающей фирмы областях для их более или менее полного объединения с техноструктурой этой фирмы.

 

Глава XII

Как устанавливаются цены

В неоклассической модели первичны цены. Они представляют собой нервную систему экономики. Цены сигнализируют фирме-производителю об изменениях в потребностях потребителя. С другой стороны, они сообщают потребителю об изменениях в издержках производства, а так же о новых возможностях удовлетворить свои потребности.

В планирующей системе роль цен значительно меньше чем в рыночной. Они гораздо эффективнее контролируются фирмой. В рыночной системе поведение потребителя, издержки, реакция поставщиков, деятельность правительства – все это недоступно влиянию отдельной фирмы. В планирующей системе фирма стремится к власти или влиянию над всеми указанными факторами и добивается своего.

Отсюда следует, что цены перестают играть исключительную роль в деле распределения ресурсов.

В планирующей системе контроль фирмы над ценами подобно другим способам применения ее власти определяется защитными и положительными целями техноструктуры.

Первое защитное требование заключается в том, чтобы цены были поставлены под жесткий контроль. При помощи такого контроля предотвращаются случайные и нежелательные колебания цен, в результате которых могут уменьшиться или полностью исчезнуть доходы.

 

Глава XIII

Глава XIV

Убеждение и власть

 

Неоклассическая модель признает, что производители во многих отраслях в существенной мере обладают контролем над ценами и издержками. Такова природа монополии и олигополии. Поскольку природа эта заключается в том, чтобы максимизировать прибыль, а не представляет собой частичное проявление более широкой системы использования власти, фирма в конечном итоге остается подчиненной власти потребителя товаров.

Это достойное восхищения представление о существовании в конечном итоге власти потребителя нельзя, однако, поддержать, если вкусы и потребности потребителя попадают под влияние производителя. Потребитель не независим, если он или она полностью или частично подчинены воле производителя.

Конечные потребители товаров и услуг – это частные лица и правительство. Попытки оказать воздействие на спрос распространяются как на тех, так и на других.

Воздействие на частного потребителя. У потребителя либо существует, либо отсутствует предпочтение в отношении товара или услуги данного производителя, именно в этом плане на него следует оказывать соответствующее воздействие. Если же указанное предпочтение существует, возникает не менее острый вопрос: обладает ли потребитель достаточным доходом, чтобы приобрести данное изделие или услугу.

Корпорация так же стремится управлять закупками со стороны государства. Государственные расходы, которые представляют собой результат воздействия техноструктуры на государственные закупки, важны так же для поддержания потока расходов на общественные нужды, стабилизирующего покупательную способность частного потребителя. Таим образом, становится очевидным, что выделяемые экономистами понятия макроэкономики и микроэкономики представляют собой части более крупной совокупности, которая образована мощью планирующей системы.

 

Глава XV

Глава XVI

Глава XVII

Межнациональная система

       Планирующая система приспосабливает государство к своим нуждам. То, что служит ее защитным и положительным целям, становится здравой государственной политикой. Но планирующая система в то же время преступает границы национального государства, чтобы создать международное планирующее сообщество.

       Продукция фирмы, покидая страну в которой она была создана, полностью освобождается от власти создателя. На цену изделия влияет конкуренция и неконтролируемое воздействие внутреннего производства в той стране, где оно продается, и конкурирующий импорт из других стран.

       Как мы видели, техноструктура стремится поставить свои цены и свои издержки под контроль и обеспечить спрос и предложение по этим ценам. Вдобавок у нее есть ряд жизненно важных потребностей, которые должно удовлетворять государство. Совершенно естественно, что единственный способ добиться этого – создание своего филиала, зачастую не уступающего по масштабам фирме, в других странах.

 

Глава XVIII

Глава XIX

Инфляция и две системы

       Рыночная система может нести потери от инфляции, связанные с длительным процессом повышения цен. Но такую инфляцию нельзя считать органически присущей данной системе, с ней сравнительно просто бороться.

       Частный предприниматель в рыночной системе действует, руководствуясь уровнем цен, который он не может контролировать. Если спрос достаточно высок, это приведет к повышению его цен. Источником такого спроса будет либо предоставление кредитов баками, либо правительственные расходы сверх того, что взимается в виде налогов. Регулируется центробанком и правительством и то и другое. Производитель в данном случае бессилен что-либо сделать. Цены будут оставаться стабильными или понизятся.

       В планирующей системе положение весьма отличается от вышеописанного. Здесь фирма имеет возможность регулировать цены на свою продукцию. Важным моментом является то, что часть расходов на заработную плату можно переложить на плечи налогоплательщика.

 

Глава XX

Глава XXI

Глава XXII

Раскрепощение мнений

Раскрепощение мнений является самой трудной из задач реформы, от решения которой зависит все остальное. Оно трудно потому, что власть, основанная на мнении, необыкновенно авторитарна. Современная задача состоит в том, чтобы освободиться от доктрин, которые в случае их принятия заставляют людей служить не самим себе, а планирующей системе.

Необходимо бороться против мнения, что интересы планирующей системы совпадают с интересами отдельного человека. Власть планирующей системы зависит от того, насколько ей удастся внушить точку зрения, что любое действие со стороны государства и частных лиц, служащее ее интересам, служит также интересам широкой общественности.

Чтобы сделать первый шаг при ниспровержении существующей веры, следует показать источник господствующего мифа. Затем надо выявить и обезвредить специфические инструменты, используемые для увековечения этого мифа. Существуют четыре таких инструмента: Современное экономическое образование, Современная ориентация системы образования, Современная реакция на открытые методы убеждения, Выработка государственной политики.

Политическая необходимость определения интересов планирующей системы как чего-то отличного от интересов общественности, от того, что я называю «общественным пониманием».

 

Глава XXIII

Глава XXIV

Раскрепощение государства

       Планирующая система преследует свои собственные интересы и соответственно приспосабливает к ним интересы общества. Правительство путем осуществления своих закупок и обеспечения разнообразных потребностей планирующей системы играет жизненно важную роль в осуществлении ее интересов.

       Если задуматься над проблемами, связанными с реформой, роль правительства представляется двойственной. С правительством связана основная часть проблемы, и правительство же должно сыграть главную роль в осуществлении мер, направленных на исправление положения.

       Для осуществления как той, так и другой роли правительству требуется одинаковое средство освобождения от контроля со стороны планирующей системы.

       Для появления хоть какой-нибудь возможности для раскрепощения государства должна существовать политическая группировка, которая разделяет точку зрения общества и открыто выступает за общественные интересы.

       В условиях, когда общество сознает свои потребности и государство раскрепощено (гигантски трудная, но решающая предпосылка), становятся возможными и необходимыми семь направлений деятельности со стороны общества: 1. Меры для обеспечения равенства власти в экономической системе. 2. Меры, непосредственно направленные на выравнивание возможностей в рамках экономической системы. 3. Меры, непосредственно направленные на обеспечение равенства в доходах между рыночной и планирующей системами, и внутри планирующей системы. 4. Меры для координации интересов планирующей системы с интересами общества по поводу загрязнения окружающей среды. 5. Меры для контроля над государственными расходами с целью обеспечения гарантии их использования в интересах общества. 6. Меры для устранения систематических дефляционных и инфляционных тенденций в планирующей системе. 7. Меры обеспечений межотраслевой координации, которую не способна осуществить планирующая система.

 

Глава XXV

Глава XXVI

Равенство в планирующей системе

       Рынок с точки зрения неоклассической системы представляет собой инструмент для распределения экономических ресурсов – рабочей силы и капитала – между разными сферами их применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с волей потребителя. В тех случаях, когда идет речь о рабочей силе, люди с каким-нибудь редким и полезным талантом получают очень высокое вознаграждение.

       Реальность планирующей системы, как мы видели, более прозаична. Вознаграждение зависит не от рынка, а от чисто человеческих факторов. Такова природа планирования. В зрелой корпорации этот порядок своим существованием в значительной мере обязан традиции – босс должен получать гораздо больше чем его подчиненный, хотя последний может быть гораздо умнее, энергичнее и чья деятельность является более эффективной.

 

Глава XXVII

Социалистический императив

       Ни один проект социальных реформ не подвергается такому полному замалчиванию в солидных дискуссиях, как социализм в Соединенных Штатах. Даже самый радикальный кандидат на государственную должность, если его намерения серьезны, следует общему примеру: «Я, разумеется, не выступаю за социализм». Причины, в силу которых на социализм налагается такой строгий запрет, сейчас становятся понятны. Социализм – это не то, что может понравиться техноструктуре; последняя, добившись независимости от собственников, отнюдь не стремится к подчинению государству.

       Однако было бы неверно связывать падение интереса к социализму исключительно с требованиями техноструктуры. Демократический социализм долго сходился с классической и неоклассической теорией в определении и выявлении главного порока экономического общества. Он находится там, где имеется монополия, происходит эксплуатация общества в виде более низкого уровня производства, чем это возможно, но по более высоким ценам, чем это необходимо.

Читатель поймет, почему старая страсть к социализму исчезла. Поведение монополиста, которое было вначале принципиальной основой для социализма, не существует. Главной проблемой современной экономики является неравномерное развитие. Фирма, которая надувает своих покупателей, чтобы увеличить свои продажи, не может в то же время эксплуатировать их по образу классической монополии.

Рабочие отказались от социализма по той же причине, что и потребители. Рабочие, как мы знаем, подвергаются эксплуатации – или же эксплуатируют самих себя. Но эксплуатация происходит в рыночной системе. В планирующей системе рабочие находятся под защитой профсоюзов и государства.

Существуют отрасли, предназначенные не только для комфорта, благополучия, спокойствия и счастья, но просто для продолжительного существования. Они обеспечивают жилища, медицинские услуги и городской транспорт. Неспособность этих отраслей войти в планирующую систему связана с разными причинами. Географическая разбросанность, тормозящая роль профсоюзов.

Эти отрасли не могут функционировать в рыночной системе. Они не могут развиваться в планирующей системе. Единственным ответом для этих отраслей является их полная организация в условиях государственной собственности. Это новый социализм, который стремится не к командным высотам, а ищет слабые звенья.

В основном в результате государственных мер развитие сельского хозяйства было довольно удовлетворительным в промышленно развитых странах. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства – продолжайся господство ортодоксального принципа, -- развитие, бесспорно, было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким.

В отношении слишком слабых отраслей и чрезмерно сильных мы не в состоянии запретить понятие «социализм» в качестве меры, направленной на исправление положения там, где существует общий низкий уровень развития, и как средство контроля над гипертрофированным развитием. Социализм уже существует.

 

 

Глава XXVIII

Окружающая среда

Ущерб окружающей среде наносит как производство, так и потребление товаров. Речь идет о загрязнении воздуха электростанцией и отрицательном воздействии неонового света н зрение, о том вреде, который наносит металлургический завод близлежащему озеру, и отрицательном воздействии выхлопных газов автомобилей, изготовленных из металла, произведенного на этом заводе, на легкие человека.

В значительной степени меры по устранению вреда, причиненного окружающей среде, сводятся к необходимости выделения государственных средств для осуществления уборочных работ.

Защита окружающей среды становится важнейшей задачей законодательства. Сейчас ни у конгресса, ни у законодательных органов более низкого ранга для этого нет необходимого аппарата. Поскольку планирование в этой области неизбежно, этот недостаток нужно исправить. Любой важный законодательный орган должен иметь эффективный аппарат планирования в области окружающей среды.

 

Глава XXIX

Государство и общество

       Как мы видели, правительство в заметной степени способствует существованию неравенства в развитии. Там, где промышленность сильна, правительство с готовностью реагирует на ее нужды. В то же время оно экономит за счет сокращения помощи более слабым частям планирующей системы, еще в большей степени это относится к рыночной системе и в наивысшей мере к общественным потребностям, не имеющим отношения к экономическим интересам.

       Таким образом, неотъемлемой частью, отражением неравномерного развития экономики является неравное распределение услуг, оказываемых государством.

       Прежде всего необходимо обеспечить, чтобы государственные доходы распределялись в соответствии с распределением задач между различными уровнями государственного аппарата. Создается впечатление, что нынешний порядок был задуман с дьявольской хитростью и направлен на то, чтобы удовлетворять интересы не общества, а планирующей системы.

       Тем временем выполнение правительством задач, затрагивающих интересы населения, имеет тенденцию, которая является совершенно противоположной по отношению к динамике государственных доходов. Доходы от налогов, которые растут пропорционально развитию экономики, поступают федеральному правительству, которое использует их для поддержки планирующей системы.

 

Глава XXX

Глава XXXI

Координация, планирование и перспектива

       Как мы видели, фирмы, образующие планирующую систему, перешагивают через национальные границы. В основном они избавляются от тарифов как от досадной помехи. Такие фирмы поставляют свои изделия в другие развитые в промышленном отношении страны, где они присоединяются к олигопольному соглашению, определяющему цены в этих странах. Они расширяют производство, а тем самым и инвестиции в тех странах, где издержки самые низки. Фирмы, которые занимают самое выгодное стратегическое положение в странах с низкими издержками производства расширяются быстрее других.

       Миграция производства в планирующие системы с выгодной структурой издержек означает, что эти страны, вернее, фирмы в этих странах накапливают средства в валюте находящейся в неблагоприятном положении страны, в которой они осуществляют продажи и закупки. Наличие таких средств регулярно вызывает затруднения у их владельцев; предпринимаются попытки обратить их в валюту страны, где положение более благоприятно. Это наталкивается на естественное сопротивление. Результатом этих попыток и этого нежелания является наиболее распространенное явление в отношениях между планирующими системами разных стран.

       Единственным средством остается координация политики планирования между национальными планирующими системами.

 

       Пришло время сделать некоторые заключительные замечания относительно экономической теории. Лорд Кейнс в своем знаменитом прогнозе предположил, что этот предмет в конце концов потеряет значение – по социальной значимости он приблизительно сравняется с лечением зубов.

       Он был прав в той степени, в какой экономическая теория имеет дело с производством материальных благ и предотвращением депрессий.

       Однако в более важном смысле Кейнс ошибался. Она не представлял себе, что в ходе экономического развития власть перейдет от потребителя к производителю. И, не предвидя этого, он не видел растущего расхождения между интересами производителя или планирования и интересами общества.

 


The author of this work brings his apologies

for the delay being made.

 

«John Kenneth Galbraith critics» article

(authors translation) is also available

 

Original text source was provided by

Maiakovsky’s Library, Saint-Petersburg

 

No animals were hurt while making this document.


История Экономических Учений

Реферат

Джон Кеннет Гэлбрейт

Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.