Понятие как пед категория
он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и представления.
Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики – взаимоотношение между содержанием и м/м.
Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог, философ.
Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в совокупности специф-м для них признаков.
Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред-м совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков.
Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и явлений.
П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью.
I) по содержанию естест-н П. бывают:
Гр№1 – экологические
общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия жизни; охрана природы, экол., безопасности.
Гр№2 – физические
явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар.
Гр№3 – биологические
Гр№4 – геологические
почва, песок, горн породы, рельефы
Гр№5 – с/х понятия
овощи, фрукты, удобрения
II) Классиф-я по объему
Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний.
Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна
Сложные (общие) – реки, города, горы
Собирательные – реки Московской области
В шк. использ. в основном простые понятия.
III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной
кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным.
Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к гори Народная.
Динамика П по вертикали хар-ся развитием П.
Стадии развития П.
Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм-я элементарн первонач-е П.
Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование
Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона, закономерности.
Образование естественно-научных понятий
Сначала формир. понятие
Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное. Вместе с тем оно д\о иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития.
Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, д\ы б. расм-ы взаимосвязи П., к. ук-т на связанную сис. П.
Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в развитии.
Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного.
Общий ход образ-я П
1) восприятие
Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами чувств > в рез форм-я ощущения.
В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я восприятие.
Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ-и, образом пр-а или явл-я его присутствия.
Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а познания.
2) Возникновение представления
Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого
обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение наглядного и обобщенного
связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а затем и в речи.
Важность представления
«Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению, слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т нескольким чув-м.»
Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных зн о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они явл условием разв-я мышл и вообр-я шк-в.
Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн., способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю.
3) Формирование представления
1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете
2 – выявляем кач-во представлений
3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами
наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия
При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп прием сравнения с привлечением опыта уч-ся.
При отсутствии изображения исп слово .
4) Закрепление представления
в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб).
На основе сов-ти представлений форм. понятий.
В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие.
Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит деят реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб форм понятие «дерево»
Механизм обр-я понятия
1) наличие представлений об исследуемом объекте
2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й, выявляем его пре-я.
3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы зн. и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы сравнения, противопоставления, классификация, беседа.
Развитие понятия
этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия.
Пример: понятие «осень» для различных классов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.