Литература: Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психология влияния – СПб,: Питер, 2000.
Понятие корректного влияния
Виды влияния
Способы противостояния чужому влиянию
Самопрезентация.
Совершенствование индивидуального стиля делового поведения – необходимое условие успешной работы и построения карьеры. С какими чертами личности связывают люди образ успешного делового человека?
Литература: Дейнека О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1997. Сер. 6. Вып. 4. (№27)
Лекция №4 - 5
Тема 1.2. Речевой этикет, его основные требования и правила. Значение речи в жизни человека вообще и в деловом поведении в частности. Роль речи в каждой из 3-х функций этикета. Три вида требований к речевому поведению: поведение собеседников при разговоре, культура речи, содержание высказываний и эмоциональная окраска речи.
Значение речи в жизни человека:
· Средство общения
· Средство мышления
· Средство познания мира и самопознания
Значение речи в деловом этикете, связано с тремя функциями этикета:
· Деловая
· Межличностная
· Представительская
Требования, предъявляемые к речи, касаются трех сторон речевого поведения:
1. Поведение собеседников и эмоциональная окраска речи
2. Характеристики культуры речи
3. Содержание речи
1. Требования к поведению собеседников связаны с представлениями о вежливости и уважении. Некоторые из них можно сформулировать в определенных правилах для слушающего и говорящего.
Для слушающего - рекомендуется принимать любую речь и отдавать ей предпочтение перед любым действием, т.е. всегда быть готовым к приему речи. Если человек занят своим делом, то ему рекомендуется оставить свое занятие, выслушать обращенную к нему речь и постараться понять сказанное. Если в тот момент, когда к нему обращена чья-то речь, человек сам говорит, то правильнее будет замолчать и выслушать, чем продолжать говорить. То есть основные правила: 1) отдавать предпочтение беседе перед неречевым занятием и 2) выслушиванию собеседника перед своей речью.
Для говорящего – запрещено наносить ущерб слушающему содержанием или формой высказывания. Для этого следует быть осторожным и предвидеть возможность такого ущерба. Для создания позитивной атмосферы общения большую роль играют существующие у собеседников установки: доброжелательность, терпеливость, готовность к сотрудничеству, внимательность, уважение к собеседнику. Таким образом, любая форма проявления вежливости связана с тем, что на какой-то момент времени свои интересы и потребности отходят на второй план, а предпочтение отдается интересам и потребностям собеседника, т.е. вежливое поведение – это всегда поведение в интересах собеседника. В этом плане в деловом поведении для подчиненного совпадают норма субординации и норма вежливости, и невежливое поведение разрушает также и систему отношений подчинения. При построении поведения со старшими по статусу (руководителями) не следует: опровергать критику со стороны начальника, повышать голос, стремиться во что бы то ни стало доказать свою правоту, стремиться –доказать начальнику, что он ошибается, ставить начальника в неловкое положение.
2. Культура речи – совокупность и система ее коммуникативных качеств:
богатство (разнообразие) словаря; чистота речи, отсутствие слов-паразитов, слов-сорняков, не несущих смысловой нагрузки, ненормативной лексики, так как это затрудняет восприятие речи, отвлекает внимание от содержания, раздражает собеседника; выразительность ; точность, ясность и понятность; правильность. Следует заботиться о доступности речи, использовать разнообразные речевые средства: сравнения, примеры.
3. Содержание высказываний ни в коем случае не должно наносить ущерб собеседнику. Несколько конкретных рекомендаций того, как это правило реализовать, мы рассмотрим в следующем разделе.
Литература:
1. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте» - М., 1983
2. Власова Н.М. ...И проснешься боссом: справочник по психологии управления – Новосибирск, 1994
3. Вечер Л.С. Секреты делового общения – Минск, 1996
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.