Анализ финансов малого бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками очень важное значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы.

Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:

1. доходности и рентабельности

2. финансовой устойчивости

3. скорости оборота капитала

4. окупаемости вложенных средств

Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – это уровень рентабельности.

Различают прибыль валовую, чистую и остаточную. Под валовой прибылью понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Чистая прибыль – это прибыль от всех видов деятельности за вычетом убытков и уплаченного налога. Остаточная прибыль представляет собой чистую прибыль за вычетом общей суммы активов, скорректированной на стоимость капитала.

Одной из важных задач финансового менеджера является распределение прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам.

Рентабельность предприятия – это отношение валовой прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.

В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.

Важным показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.

При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и гарантией краткосрочного кредитования. В то же время надо помнить, что высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью и чрезмерными запасами, - это негативное явление.

Очевидно, что коэффициент покрытия возрастет, если сумма текущих активов увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано увеличением наличности, то это положительный факт.

Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризует коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы.

Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска. Свои деньги надежнее чужих.

Скорость оборачиваемости капитала характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в соотношении между выручкой от продаж за определенный период (например, год) и денежной величины активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы. Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу.

Наконец, еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы фирмы, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину годовой прибыли, получим количество лет, за которые средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пять лет.

Таким образом, расчет названных показателей, их сопоставление в динамике, а также с аналогичными показателями конкурентов дает возможность оценить, успешно или не совсем идет бизнес, сделать необходимые выводы и принять соответствующие решения.

 

Планирование и управление активами на примере конкретного предприятия.

 

 В предыдущих разделах мы рассмотрели общую структуру организации и управления финансами предприятия. Однако на практике финансы предприятия - это намного более сложная система, состоящая из множества элементов и их взаимосвязей, а также большим количеством нюансов, выпадающих из общей схемы. Поэтому данный раздел будет посвящен некоторым практическим вопросам планирования и управления активами, которые будут рассмотрены на примере малого предприятия (AIS Autoparts – торговля автозапчастями).

Как для открытия нового, так и для уже существующего предприятия в первую очередь нужно определить, какие виды активов необходимы для функционирования бизнеса и сколько денежных средств требуется для его финансирования. Это один из ключевых моментов, т.к. недооценка требуемых активов в начале работы погубила много хороших начинаний.

Активы любого предприятия длятся на текущие (краткосрочные) и основные (долгосрочные). К текущим активам относятся денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения. Основные активы представляют собой средства труда (здание, оборудование, транспорт и т.д.), которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму.

Первый шаг заключается в составлении списка статей активов, необходимых для функционировании фирмы. Начинают с анализа потребности в текущих активах. Если план составляется для торговой фирмы, то потребность в текущих активах должна рассматриваться следующим образом:

- Наличные деньги;

- Фонды финансирования получаемых счетов;

- Деньги на оплату инвентаря;

- Запасы;

- Страхование.

Затем определяется потребность в основных активах:

- Земля, здания, сооружения;

- Мебель и оборудование для офисов и складов;

- Транспортные средства для грузовых перевозок;

- Машины и оборудование.

Данный список конечно не включает все статьи активов, необходимые для торговой фирмы, но основные пункты присутствуют.

Следующим шагом является выявление приблизительной денежной стоимости каждого пункта в списке активов. При оценке одних активов можно следовать общим правилам, для других. таких как земля и здания, стоимость диктуют выбранные расположение и местонахождение. Однако наиболее оптимально для расчета стоимости всех материальных активов использовать рыночные цены.

Перед тем, как предпринимателю определить, какие виды активов необходимы и сколько капитала требуется, чтобы оплатить каждый из них, должен быть сделан расчет потенциальных доходов и расходов. Отчет о планируемом доходе в данной ниже таблице является примером подсчета потенциальных продаж. Доход от продаж затем используется в трех направлениях: для оплаты издержек производства на проданный товар, для покрытия постоянных и текущих расходов (включая стоимость использованных активов) и для обеспечения прибыли.

 

AIS Autoparts Отчет о планируемом доходе (Первый год функционирования)

Доход от продаж 300 000 $
Себестоимость проданных товаров 225 000 $
Валовая прибыль 75 000 $
Общие текущие расходы (проект) 52 500 $

 

Далее необходимо решить вопрос с наличностью. Сколько наличности должна иметь фирма? Согласно консервативному правилу, наличность должна соответствовать текущим расходам, действительно возникающим за один оборот товарных запасов. Начнем с предположения о текущих расходах, составляющих 52 500 $, которые должны быть выплачены в течение года, не считая амортизацию. Амортизация представляет собой годовой износ основных активов (зданий, машин, оборудования), поэтому записывается в документации предприятия как расход, но не выплачивается в течение года.

 

Формула имеет вид: Cash = (FC – A) , где

                                              T                            

Cash – потребность в наличности; FC – текущие расходы;

A – амортизация; Т – кол-во оборотов в год.

 

Предположим, что оборачиваемость составляет 6 оборотов в год, а амортизация и другие не денежные расходы составляют 10 500 $. Тогда потребность в наличности будет составлять (52 500 – 10 500)/6 = 7 000 $. Из формулы видно, что, чем больше оборотов делают товарные запасы, тем меньше потребность в наличности.

Фирмы, торгующие услугами, обычно не имеют запасов, поэтому данное правило к ним неприменимо. Для сервисных фирм существует следующее правило: наличности должно быть достаточно, чтобы оплатить расходы за три месяца.  

 Если фирма собирается осуществлять продажи в кредит, то ей необходимы определенные средства на потребительские кредиты. При условии, что фирма имеет ограниченные денежные ресурсы, она может поощрять использование потребителями кредитных карточек при любой возможности. В зависимости от количества денег в обращении и того, когда клиенты пожелают платить, компании, торгующие за кредитные карты, требуют 8-10 % кредита вперед. Тем не менее кредитные карты избавляют фирму от многих издержек и административных расходов.

Итак, если предоставление кредита имеет смысл для фирмы, то встает вопрос о том, сколько требуется капитала. Консервативное правило рекомендует обеспечить количество капитала, в 1,5-2 раза превышающее необходимое для финансирования продажи в кредит на максимальный срок кредитования.

В примере с AIS Autoparts умножим ожидаемый доход от продаж 300 000 $ на 20 % - предполагаемый процент продажи в кредит согласно статистическим данным для данной отрасли. В результате получаем годовую выручку от продаж в кредит 60 000 $, что соответствует 5 000 $ в месяц. Если обычно максимальный срок предоставления кредита равен 30 дням, то капитал для его финансирования должен составлять 7 500-10 000$.

Из данных отчета о планируемом доходе можно подсчитать также потребность в товарных запасах: себестоимость проданных товаров нужно разделить на количество оборотов запасов. Таким образом требуется 225 000 $/6 = 37 500 $ активов для финансирования товарных запасов.

Теперь перейдем к основным активам. Каждой фирме требуется земля и здание. Даже если фирма собирается арендовать здание, рекомендуется подсчитать, во сколько обошлась бы его покупка. Это может пригодиться при принятии дальнейших решений.

Цена на землю колеблется от 5$ за квадратный фут на окраинах малонаселенных городов до 30 $ и более в дорогих районах. В примере с AIS Autoparts предположим, что цена составляет 10 $, тогда участок 50 на 100 футов будет стоить 50 000 $, здание площадью 2000 квадратных футов пусть стоит 70 000 $, итого получаем 120 000 $. Окончательное решение по поводу того, покупать или арендовать здание, принимается после того, как окончательно просчитаны все остальные пункты.

Важно понимать реальную потребность в мебели и оборудовании для офиса. Цены могут получены у нескольких поставщиков и подходящая сумма может быть добавлена к статье использованных активов. Положим, что для AIS нужно 11 000 $, из которых 5 000 $ идут на оборудование склада и 6 000 $ на мебель и оборудование для офиса.

 Итак, теперь мы можем составить окончательный список требуемых активов:

Наличность 7000 $
Фонды для оплаты получаемых счетов 7500 $
Товарные запасы 37500 $
Расходы будущих периодов 2000 $
Земля и здание 120000 $
Оборудование складов 5000 $
Мебель и оборудование для офиса 6000 $
Всего требуется активов 185 000 $

 

Мелкие предприниматели, имеющие 30 000$-40 000$, могут быть обескуражены такой большой потребностью в активах для фирмы такого скромного размере как AIS Autoparts. Однако такая сумма потребуется лишь в конце года, если все будет идти в точности по плану. Изначально требуемый капитал может быть значительно меньше.

Когда количество требуемых активов определено, можно выбирать варианты финансирования каждого из них. Иногда предприниматели со значительным капиталом могут для всех активов использовать собственные фонды. В этом случае формула баланса будет иметь вид:

Активы (185 000$) = Пассивы (0$) + Уставный капитал (185 000$)

Очевидно, что большинство людей не обладает таким большим капиталом, но даже если бы обладали, не стали бы платить за все наличными. Таким предпринимателям приходится искать пути сокращения суммы изначально требуемого капитала. Вот некоторые из существующих возможностей:

1. Избегать финансирования потребительских кредитов, используя продажу за кредитные карточки при любой возможности – потребность в капитале снижается на 7 500$.

2. Договориться с поставщиками о частичной оплате начальных товарных запасов ( например 50 %), таким образом экономится 18 750 $.

3. Арендовать здание вместо его покупки, что сэкономит 120 000 $.

4. Арендовать или приобрести в рассрочку мебель и оборудование для склада и офиса, что сэкономит еще 11 000 $.

Следуя этим четырем рекомендациям, можно сократить потребность в первоначальном капитале на 157 250 $. Однако нужно помнить, что активы в конечном счете все равно потребуются: даже если предприниматель найдет пути для финансирования большинства активов, ему придется столкнуться с разностью между 185 000$ и 157 250$. К тому же использование чужих денег имеет один большой минус – долги придется отдавать из чистой прибыли.

Одним из наиболее распространенных и достаточно эффективным способом финансирования активов является лизинг (долгосрочная аренда). Сегодня лизинг как твердых, так и текущих активов является возможным вариантом почти для любого бизнеса. Самым большим преимуществом лизинга является то, что он экономит предпринимателю капитал для покупки оборудования. Факт, что почти все можно арендовать, является большим благом при создании бизнеса. В дополнение к физическому пространству для функционирования можно легко арендовать транспортные средства, оборудование, станки, кассовые аппараты и т.д. и т.п. Потенциальным недостатком лизинга является то, что лизинговые платежи должны осуществляться из выручки от продаж. В зависимости от того, насколько тщательно проведено планирования, лизинговые платежи могут существенно влиять на остаток прибыли. Тем не менее лизинг является вариантом для многих мелких фирм.

Итак, какие же способы финансирования каждого из активов выбрал владелец AIS Autoparts?

1. Предприниматель решил инвестировать 17 500 $ из собственных средств и нашел инвестора, который согласился предоставить еще 17 500 $ в виде кредита сроком на пять лет с ежегодными выплатами процентов и возвратом кредита в конце пятого года.

2.  Хорошее здание в престижном районе будет арендовано, что позволит избежать больших затрат на его покупку. Владелец здания в сущности предоставляет часть денежных активов, за что будет получать платежи в виде ренты.

3. Поставщик предоставил кредит на условии, что 50 % должно быть выплачено сразу, а остаток – через 60 дней.

4. Мебель и оборудование для офиса приобретаются в рассрочку за 5000 $ : 1000 $ выплачивается сразу, а остаток платежами по 400 $ плюс проценты в течение 12 месяцев.

5.  Оборудование для склада (полки, витрины, осветительные приборы и т.д.) также могут быть куплены с рассрочкой на год .

6. Предприниматель решил развивать продажи по кредитным карточкам, чтобы снизить сумму на финансирование потребительских кредитов. План состоит в том, чтобы отложить 5 000 $ (из 7 500 выделенных на потребительские кредиты), поместив их на счет в банк под проценты, либо вложив в высоколиквидные бумаги (например государственные облигации). В активах балансовой отчетности они будут записаны как «другие банковские счета». 

Теперь, когда соответствующие решения по поводу требуемых активов приняты, предприниматель готов к составлению балансовой отчетности на день открытия бизнеса, чтобы проверить его финансовую состоятельность.

 

Балансовая отчетность на день открытия бизнеса AIS Autoparts

         

Активы Пассивы
  Текущие активы:   Краткосрочные обязательства:
Денежная наличность………..7 000 $ Кредиторская задолженность.. 18 750 $
Другие банковские счета ……5 000 $ Выплаты по контрактам, заключенным на срок менее 1 года (склад)………..…..3 000 $
Товарные запасы……………..37 500 $ Подлежащий к оплате кредит (оборудование)………………….4 000 $
Расходы будущих периодов ( запасы, страховка)…………..2 500 $ ИТОГО краткосрочные обязательства………………….26 000 $
ИТОГО текущие активы .….52 000 $ Долгосрочные обязательства:   
Основные активы  Долгосрочный кредит  инвестора………………………17 500 $
Оборудование складов……….4000 $ ИТОГО обязательства…..43 500 $
Мебель и оборудование для офиса (1000$ на балансе) .. 5000 $   Уставный капитал ……………17 500 $
ИТОГО основные активы……9 000 $ ИТОГО обязательства плюс
ИТОГО активы…………..61 000 $ уставный капитал……….61 000 $

 

Получаем Активы (61 000 $) = Пассивы (43 500 $)+Уставный капитал (17 500 $)

                        

 

 Итак, баланс сходится, все статьи использования активов четко определены, после окончательной подгонки можно начинать действовать. Однако в процессе дальнейшего функционирования планы неизбежно будут корректироваться, принятые решения изменяться. Поэтому в заключении опять же выделим основные задачи и принципы управления активами предприятия.

- Увеличение активов. Любое увеличение активов означает использование фондов.

- Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

- Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

 - Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

планирования закупок необходимых материалов;

введения жестких производственных систем;

использования современных складов;

совершенствования прогнозирования спроса;

быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

Одной из основных обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

Список используемой литературы:

1. Бородина Е. И. и др. «Финансы предприятий». М. – 1995 г.

2. Подпорин Ю. «Малых не становится больше». Экономический журнал, №6, февраль 2001, М.

3. Грибов В. Д. «Менеджмент в малом бизнесе» 1998 г.

4. Ван Хорн Дж К. «Основы управления финансами» 1992г.

5. Бухвальд Е., Виленский А. «Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса»// Вопросы экономики, 1999, № 12

6. Джон Ф. Берджес, Дэн Штайнхофф «Основы управления малым бизнесом» Москва, «Бином», 1997 г

7. Оноприенко В.И. «Малые предприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 1991

8. Серегин А.С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 1990

9. Материалы сайта www.consulting.ru

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.