Финансовая устойчивость предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правильное понимание финансовых вопросов особенно важно для малого бизнеса. Плохая организация финансовой деятельности остается одной из основных причин краха малых предприятий, и поэтому очень важно, чтобы сам владелец контролировал приход и расход денежных средств и старался предвидеть потребности в них.

Вопросы финансовых ресурсов и финансовой устойчивости (например, сколько денег на счете и в какой степени погашение долгов влияет на работу предприятия) требуют постоянного внимания, а решение вопросов о расходовании средств невозможно без достоверной информации. Поэтому очень важен точный и постоянный учет движения средств.

Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:

- может оплатить все текущие долги из дохода после получения денег от своих заказчиков;

- в состоянии погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств;

- имеет достаточные суммы для плановых вложений в основные средства (машины, оборудование, транспорт и здания);

- имеет дополнительные средства для покрытия незапланированных расходов или возможность получить эти средства в любой момент путем займа (кредита) или продажи акций.

В идеальном варианте эти четыре требования дожны обеспечиваться одновременно. Они представляют собой идеальное состояние дел, соответсвующее требованиям упраления малым предприятием. Основы финансовой устойчивости - наличность и прибыль. Четыре названных выше требования предполагают, что для выполнения текущих обязательств предприятию необходима наличность.

Для поддержания положительного движения наличности лучше всего получать прибыль из каждой сделки и с помощью системы финансового контроля как можно быстрее превращать прибыль в наличность.

Таким образом, хотя получение прибыли - необходимое условие положительного движения наличности, оно никоим образом не является достаточным условием. Необходимо организовать надежную систему получения платежей с оплатой счетов в точно установленном порядке.

Известны предприятия, которые терпели крах, несмотря на получение прибыли, поскольку они не предпринимали никаких попыток, чтобы обеспечить поступление наличности в соответствующие сроки.

Планирование финансов малого бизнеса

Первейшая задача каждого предпринимателя - добиться наиболее прибыльного ведения дела за счет эффективного использования ресурсов предприятия. Эта цель может быть наилучшим образом достигнута путем составления финансового плана (бюджета).

Необходимо отметить, что многие владельцы малых предприятий действуют вслепую, не видя перед собой конечной цели, они просто стараются продержаться еще одну неделю, еще один месяц, следуя принципу "там видно будет". Если же не пренебрегать таким надежным инструментом управления, как финансовое планирование, и составлять планы на год и больший период, то вы сможете уверенно и осознанно двигаться в выбранном направлении. Финансовый план включает:

1. План доходов и расходов.

2. Расчет точки безубыточности.

3. Прогноз движения наличности.

Таким образом, план о доходах и расходах дает информацию о результатах работы фирмы по разным направлениям.

В процессе анализа деятельности предприятия, рассмотрения его финансового состояния необходимо выделять переменные и постоянные затраты.

Переменные затраты - это затраты, зависящие от объема реализации продукции, постоянные - не зависящие от объема. Покупая автомобиль, вы делаете постоянные затраты, поскольку его цена не зависит от того, будете ли вы им пользоваться каждый день или нет. А вот сумма, расходуемая на бензин, колеблется каждый день в зависимости от того, насколько интенсивно вы используете машину. Следовательно, это - переменные затраты.

Применительно к предприятию, постоянными затратами будут: стоимость помещения и оборудования, налоги, арендная плата, сумма полученных кредитов и выплаты процентов по ним в расчете на год. Вне зависимости от того, будет ли работать ваше предприятие, деньги вам придется платить. Сюда же могут быть отнесены затраты на рекламу, исследовательские работы, затраты на оплату труда работников, получающих твердые оклады. Вообще же можно взять за правило: если вы сомневаетесь, куда отнести те или иные затраты, считайте их постоянными.

В состав переменных затрат включаются: затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия, затраты на электро- и тепло- энергию, используемые в производственных процессах; затраты на оплату труда персонала, получающего зарплату в зависимости от объема произведенной продукции.

Нетрудно увидеть, что все названные затраты напрямую зависят от объема производства: чем больше выпускается продукции, тем больше соответствующие затраты и наоборот.

Обычно для анализа берут общую сумму постоянных затрат, а переменные затраты - в расчете на изготовление единицы товара (оказание одной услуги).

Безубыточность бизнеса

Одним из эффективных методов анализа расходов является определение уровня безубыточности. Безубыточность бизнеса - это уровень производства или сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товара (услуги) равняются издержкам, т.е. это тот минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка.

Анализ безубыточности бизнеса имеет очень важное значение, ибо позволяет убедиться, будет ли ваше дело прибыльным или принесет убытки. Ясно, что получение прибыли в результате предпринимательской деятельности является обязательным условием функционирования предприятия в рыночной экономике.

Жизнеспособность предприятия, целесообразность деловой активности во многом зависят от того, в какой мере обеспечена финансовая отдача от вложенных средств, насколько достигнутый уровень доходности создает экономические стимулы дальнейшего роста производства.

В этой связи важно прежде всего выяснить, каким по величине должен быть минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация получения убытков от вашей деятельности.

Анализ безубыточности начинается с определения выручки - разницы между розничной ценой и переменными затратами на единицу продукции. Допустим, некоторый вид продукции реализуется по цене 1000 руб. за единицу, переменные затраты на изготовление единицы продукции составили 600 руб., постоянные затраты равны 400 тыс. руб. В этом случае выручка составит:

1000-600=400 руб.,

 

т.е. Выручка = Доход от продажи - Переменные затраты.

 

Теперь подсчитаем количество изделий, которые необходимо продать, чтобы общая выручка равнялась постоянным затратам, иными словами, определим точку безубыточности. Это можно сделать путем деления суммы постоянных затрат на выручку. В нашем примере это:

 

 

Проведенный анализ свидетельствует, что выпуск и продажа лишь 1001 и следующих за ним изделий будут давать при указанных затратах прибыль. Если же количество изделий по каким-либо причинам будет меньше 1000 единиц, то затраты на производство окажутся не возмещенными и никакой речи о прибыли быть не может, так как образуется убыток. Это своеобразная точка равновесия между убытком и прибылью.

В конкурентной борьбе за повышение доли участия в рынке, за прибыльное ведение производства предприниматель сознательно идет на ряд коренных изменений в производстве и реализации продукции или услуг. С этой целью может применяться более совершенная технология производства, другие виды сырья и материалов, не ухудшающие качество продукции, могут вноситься изменения в конструкцию изделия без снижения его потребительских достоинств, а также другие меры. Реализовать продукцию на рынке можно напрямую, минуя оптовых покупателей - посредников. Может быть до известных пределов снижена цена продукции.

Следует, однако, отметить, что забота о снижении издержек производства и цен на свою продукцию, с тем чтобы дать потребителю подешевле товар прежнего качества, не является главной для предпринимателя. Основное, как показывает опыт предпринимателей западных стран, - это способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающий какими-то новыми свойствами, и притом за ту же цену и при тех же издержках производства. Такой путь позволит быстрее завоевать новых потребителей и победить своих конкурентов.

Таким образом, в зависимости от конъюнктуры рынка и конкретных условий производства предприниматель избирает наиболее приемлемый в каждом случае вариант производства и реализации продукции.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.