Для эффективного управления финансовыми потоками большое значение имеет определение оптимального размера оборотного капитала. Недостаток наличных средств может привести предприятие к банкротству, и чем быстрее темпы развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег.
С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является показателем благополучия, так как приводит к "омертвлению" капитала и снижает эффективность его использования, поскольку фиксированные активы приносят большую прибыль, чем текущие.
Оборотный капитал равен разнице между текущими активами и кратковременными обязательствами. Состав тех и других представлен в табл. 1 Эффективное управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы сроки оплаты предприятием своих долгов превышали сроки погашения задолженности ее дебиторами с учетом сумм задолженностей.
Текущие активы | Краткосрочные обязательства |
Наличные деньги и банковские депозиты | Счета, подлежащие уплате кредиторам, и др. |
Счета дебиторов (за вычетом резервов по безнадежным долгам) | Векселя к оплате |
Другие краткосрочные векселя и акцептованные счета дебиторов (за вычетом резервов) | Платежи, по которым наступили сроки оплаты |
Товарные запасы (включая сырье, незавершенное производство, готовую продукцию и другие средства, необходимые для производства) | Облигации и другие долгосрочные обязательства, срок оплаты которых наступит в текущем году |
Дивиденды, подлежащие выплате наличными, акционерам |
Превышение сумм неоплаченных закупок над неоплаченными продажами позволит сократить размер требуемого оборотного капитала и в результате получить дополнительные доходы. Некоторые рекомендации по ускорению и отсрочке платежей приведены в табл. 2.
Ускорение платежей | Отсрочка платежей |
Перевод средств между банками по телеграфу | Увеличение сроков межбанковских расчетов путем оплаты через отдаленные отделения банков |
Предоставление скидок для досрочных платежей | Пересылка чеков через почту |
Досрочное выставление счетов покупателям | Использование аккредитивов с правом отзыва |
Личные контакты и переписка с дебиторами | Отказ от излишнего депонирования средств |
Расчеты в порядке предоплаты или аккредитивами и др. | Максимальное использование сроков акцепта и др. |
Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы держать владельца (менеджера) предприятия в курсе всех поступлений денежных средств и производственных платежей. Деньги есть жизненные соки, питающие организм предприятия. Они нужны для оплаты счетов и закупки материалов, оборудования, а без них бизнес обречен. Расчет нужен для того, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы непрерывно происходят изменения - увеличение либо уменьшение денежных средств.
Уменьшение наличности происходит по мере приобретения материалов и необходимых услуг для производства готовой продукции, при погашении задолженности поставщикам. Затем после реализации запасов готовой продукции возникает входящий денежный поток, появляются и счета дебиторов (т.е. возникает задолженность покупателей вашей фирмы). После оплаты счетов покупателями дебиторская задолженность сокращается, а поток денежных поступлений увеличивается. Но должники часто медлят с оплатой поставок отгруженной или готовой продукции, поэтому приток денежных средств может возникнуть лишь спустя какое-то время.
Вот почему руководитель малого предприятия должен постоянно следить за движением оборотных средств, обращать внимание на любые изменения и предвидеть их последствия для финансового положения фирмы. В этих целях составляется карта прогноза движения наличных денег.
Управление движением наличности предполагает:
- регулярное проведение анализа движения наличности;
- прогноз ее движения;
- контроль и регулирование денежных операций;
- предусмотрение "худших вариантов расклада".
Дата: 2019-07-24, просмотров: 186.