Критерием взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат - совокупность отношений членов группы:
1) к условиям и характеру совместной деятельности;
2) к членам коллектива;
3) к руководителю коллектива.
Процедура опроса. Участникам обследования объясняется смысл процедуры, зачитывается инструкция, даются необходимые пояснения. Каждому участнику дается для заполнения таблица для заполнения с подробной инструкцией математический урок педагогический зачетный
Обработки результатов.
1) сложить опенки левой стороны во всех вопросах - сумма А;
2) сложить оценки правой стороны во всех вопросах • сумма В;
3) найти разницу С =А- В;
4) если С=0 или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагополучный климат с точки зрения индивида;
5) если С более 25, то психологический климат благоприятен: 6) Если С менее 25. то климат неустойчиво благоприятен;
7) рассчитывают средне групповую оценку психологического климата по формуле: С = ∑Сi / N, где N - число членов группы;
8) рассчитать процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный по формуле: n(Сi -) / N- 100%, где n(Сi -) - количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N - число членов группы.
Опросный лист
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки:
3 - свойство проявляется в группе всегда;
2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
1 - свойство проявляется нередко;
0 - проявляется в одинаковой степени то и другое свойство.
Таблица
№ | Свойства психологического климата А | Оценка | Свойства психологического климата В |
1 | Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения. | 3210123 | Преобладает подавленное настроение |
Доброжелательность в отношения, симпатии | 3210123 | Конфликтность в отношениях, антипатии | |
3 | В отношениях между группировками внутри Вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание | 3210123 | Группировки конфликтуют между собой |
4 | Членам Вашей группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | 3210123 | Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
5 | Успехи или неудачи одноклассников вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы | 3210123 | Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
6 | Одноклассники с уважением относятся к мнению других | 3210123 | Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей |
7 | Достижения и неудачи группы переживаются как свои собственные | 3210123 | Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов |
8 | В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, "один за всех и все за одного" | 3210123 | В трудные дни группа "раскисает" растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
9 | Чувство гордости за группу, если её отмечают | 3210123 | К похвалам и поощрениям группа относится равнодушно |
10 | Группа активна, полна энергии | 3210123 | Группа инертна, пассивна |
И | Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе | 3210123 | Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12 | В группе существует справедливое отношение ко всем членам поддерживают слабых, вступаю" в защиту | 3210123 | Группа заметно разделяется на сильных и слабых, на привилегированных и пренебрегаемых, пренебрежительное отношение к слабым |
13 | Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | 3210123 | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
Тема: Формирование у детей младшей и средней группы представлений о величине предметов (на сенсорной основе)
Цель: Познакомить с методикой формирования представлений о величине у детей в детском саду в младшей и средней группах.
Задачи:
1. познакомить с особенностями формирования представлений о величине и методикой обучения в младшей и средней группах детского сада;
2. развивать познавательную активность, посредством участия в беседе и ответов на вопросы;
3. воспитывать интерес к методике математического развития дошкольников.
Материалы и оборудование: диск с презентацией, ноутбук, графопроектор, доска, две бумажные полоски разной длины разного цвета, две полоски разной длины одинакового цвета, два брусочка разной длины, три елочки разной высоты, карандаши разной длины, три-четыре матрешки разной высоты.
Тип урока: изучение нового материала.
План лекции
1. Общее понятие о величине предметов.
2. Особенности развития представлений младших и средних дошкольников о величине предметов (на сенсорной основе).
3. Методика формирования представлений о величине предметов у детей младшего и среднего дошкольного возраста в детском саду.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
I. Огрмомент Слайд №1 Слайд №2 | Представление. Я И.О. проведу сегодня у вас урок. Сегодня 29 марта. Тема урока: Формирование у детей младшей и средней группы представлений о величине предметов (на сенсорной основе) План 1. Общее понятие о величине предметов. 2. Особенности развития представлений младших и средних дошкольников о величине предметов (на сенсорной основе). 3. Методика формирования представлений о величине предметов у детей младшего и среднего дошкольного возраста в детском саду. | Запись даты, темы и рассматриваемых вопросов (план) 3мин Демонстрация слайдов №1,2 |
Слайд №3 II. Новая тема | Проблема формирования представлений о величине в теории и методике математического развития детей дошкольного возраста рассматривалась рядом авторов: А. М. Леушиной, А. А. Столяровым, Е. И. Щербаковым. | Демонстрация слайда №3 1мин |
1. Общее понятие о величине предметов. Определение величины Физиологическая основа | Величина - это такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Таким образом, величина – это свойство предмета, которое можно измерить. Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей Механизм восприятия величины у взрослого и ребенка общий. Запишем. | Демонстрация слайда № 4 Запись определения Запись (выделенного шрифтом) физиологической основы Рассказ педагога, слушание учащихся Демонстрация слайда №5 Запись со слайда №6 |
Слайды №8-13 Виды величин | Время - это длительность протекания процессов Слайд №9 Длина, ширина, высота - это характеристика линейных размеров предмета. Слайд №10 Ёмкость (объем) - это характеристика мер жидкости Слайд №11 Масса- это физическое свойство предмета, измеряемое при помощи взвешивания. Следует различать массу и вес предмета. Слайд №12 Площадь - это количественная характеристика фигуры, указывающая ее размеры на плоскости (у плоских, замкнутых фигур). В ДОУ термин "площадь" не употребляется. Слайд №13 | Информация по видам величин слайд №8-13 Запись определений |
Слайд №14 2. Особенности развития представлений младших и средних дошкольников о величине предметов (на сенсорной основе). | Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию константности восприятия. Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером — важнейшей сенсорной способностью | Слушание. Демонстрация слайда №14 Запись Начинает формироваться в раннем возрасте в процесс предметных действий (локальный характер восприятия) Чувственный опыт. Практические действия. Оценка величины - через сравнение объектов. Опыт многократного восприятия объектов в разном расположении и положении - развивается константное восприятие. Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером — важнейшей сенсорной способностью. |
Слайд №16-19 Возрастные особенности развития представлений о величине предметов (на сенсорной основе) | В условиях правильно организованного сенсорного воспитания и педагогического руководства способность воспринимать величину предмета начинает формироваться в раннем возрасте в процессе предметных действий. Но первичный опыт в умении различать величины долгое время носит локальный характер. Маленький ребенок довольно часто в своих играх вообще игнорирует признак величины: старается уложить большую куклу в маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т. д. Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов недифференцированно т. е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда трехлетним детям среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, они, как правило, останавливают свой выбор на самом большом. Четырехлетние дети более дифференцированно подходят к .выбору предметов по высоте, длине или ширине, если эти признаки ярко выражены. преобладающей у большинства предметов, то и выделение длины легче всего удается ребенку. Значительно большее число ошибок делают дети (в том числе и старшие) при показе ширины Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета. | Слайд №16 фото Слайд №17 3 года. Дифференцированное восприятие величины, ориентируясь на общий объем предмета, не выделяя высоту, ширину, длину. Слайд №18 картинка Слайд №19 4 года. Объект должен иметь ярко выраженный определяемый признак величины, при непосредственном его сравнении – практическое определение величины. |
Слайд № 20,21 | Когда ребенок вслед за взрослыми пользуется такими общими словесными обозначениями величины предметов, как "большой — маленький" вместо конкретных "высокий", "низкий" и т. д., он, хотя и видит отличия в величине предметов, неточно отражает это в речи. Таким образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения), а затем на основе измерения на глаз. Глаз как бы обобщает практические действия руки. | Слайд № 20 картинка Слайд №21 Запись |
III. Физминутка Слайд № 22 | Вышли мыши как – то раз Поглядеть который час Раз, два, три, четыре Мышки дернули за гири Вдруг раздался страшный звон Убежали мышки вон. | Выполнение движений в соответствии с текстом |
Слайд № 23 3. Методика формирования представлений о величине предметов у детей в младшей и средней группах в детском саду. | В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в том числе понятие о величинах. Изучение величинных представлений – процесс сложный и длительный Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Слайд №24 Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. | Значение для развития Слушание Слушание, затем запись со слайда 24 |
Слайд №25,26,27 Порядок изучения величины | Вначале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета. Детей учат выделять данный признак наряду с другими, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши устанавливают отношения "равенства — неравенства". Результаты сравнения отражаются в речи с помощью прилагательных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте), больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т. д. Таким образом, первоначально предусматривается лишь попарное сравнение предметов по одному признаку. На этой основе продолжается дальнейшая работа, в процессе которой детей учат при сравнении нескольких предметов одним из них пользоваться как образцом. Практические приемы приложения и наложения применяются для составления упорядоченного (сериационного) ряда. Затем дети учатся создавать его по правилу. Располагая предметы (3—5 штук) в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте и другим признакам, они отражают это в речи: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая и др. Задача последующей работы — закрепить умение строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам, правильно отражая это в речи, развивать глазомер детей, учить на глаз определять размеры различных предметов, сопоставляя их с величиной известных предметов, а также пользуясь условной меркой. | Слайд №25 1. Формирование представления о величине как пространственном признаке предмета у детей, их учат выделять и сравнивать признак у двух предметов, устанавливая равенство – неравенство, отражая результат сравнения в речи при помощи прилагательных (длиннее, короче) Слайд №26 2. Затем переходят к сравнению нескольких предметов, используя один из них как образец, строить ряды в убывающем и возрастающем порядке по одному признаку. Слайд №27 3. Затем переходят к сравнению по нескольким признаком, несколько объектов, а также используя условную мерку. |
Младшая группа | Постепенно усложняется и содержание знаний детей о свойствах величины. В младшем возрасте дети узнают о возможности сравнивать. | Слайд №28 картинки |
При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во второй младшей группе для сравнения достаточно взять два предмета, предлагая детям определить как абсолютную (длинный — короткий), так и относительную величину (длиннее — короче). Основное требование к дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет. На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные — короткие, длиннее — короче; разной ширины — широкие — узкие, шире — уже и т. д. Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину, поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы. На каждом занятии следует предоставлять детям возможность действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком. Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно. Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3—4 занятиях. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2—3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета. Исходным в работе с малышами является обследование — специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Положительный эффект дает применение таких приемов следования, как показ длины, ширины и т. д., проведение пальцем по указанной протяженности, "измерение" разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения. Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия. Техника показа Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета, показывая ширину, рука движется поперек предмета, высота показывается снизу вверх или сверху вниз, а толщину показывают разведенными пальца и степень разведения зависит от толщины предмета. Толщина круглых предметов показывается путем обхвата их. Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина. Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения: приложению и наложению. При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края лучше с левого или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте. | Запись Слайд № 29 Требования к дидактическому материалу сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет. На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы. предлагать для сравнения разноцветные предметы. Слайд № 30 Запись со слайда Слайд № 31 Запись приемов обследования Слайд №32 Запись Называние величины словом Слайд №33 Запись, показ учащимся на наглядном дидактическом материале | |
Слайд № 34 Задания, упражнения, игры на закрепление представлений о величине в младших группах | Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания: — из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую; — детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины; — нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска; — найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним. Воспитатель проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали. В процессе этих упражнений у детей развивается глазомер, накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний; обогащается и совершенствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов. Постепенно детям становятся доступными такие ответы: "Это короткий брусок"; "Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная"; "Я показал ширину узкой ленты" и т. п. | Слайд №34 Слушание Смотрят показ упражнений педагогом с использованием наглядного материала Запись со слайда 34 |
Называния величин, ответы детей | Необходимо учить детей называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу: "Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого". Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми | Слайд №35 Ответы детей |
Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям. Например: "Посадим мишек на скамейки" (на длинную — много, на короткую — одного). "Поставим машины в гаражи" (широкие — узкие, высокие — низкие). "Кто быстрее придет в свой домик?" (длинная — короткая дорожка). "Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам". Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа "Найди и опиши", "Что там?", "Подбери пару". | ||
Слайд №36 Средняя группа | В средней группе учат сравнивать три — пять предметов, менее контрастных по размеру. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.). Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом "лишний кусочек" у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца — эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия "отношение порядка" и его свойств. | Требования к дидактическому материалу Слайд №36 Запись со слайда Слайд №37 Запись Слайд №38 Слушание, смотр показа (колонны) Слайд №38 Показ на колоннах красных линий (3) |
Правило выбора Проверка правильности | Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую) также служит средством построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий — практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания. Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с "соседями" по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. | Слайд №39 Слушание (Матрешки попарно) |
Занятия | Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10—12 занятий. Знания и умения, полученные на таких занятиях, необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности: сравнивать размеры разных частей растений, подбирать полоски нужных размеров, для ремонта книг, рисовать, лепить предметы соответствующих размеров, наблюдать, как изменяются размеры строящегося дома, и т. д. В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т. п.). Большое внимание уделяется развитию глазомера. Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений. | Слайд №40 Слушание Слайд №41 картинка мебели Запись со слайда |
Задания, упражнения, игры на закрепление представлений о величине в | Здесь так же, как и в младшей группе, широко используются игровые ситуации: "Построим лесенку", "Наведем порядок", "Разложим по порядку", "На какой ступеньке петушок?" и т. п. Детям дают задания найти из четырех-пяти предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.). | Слайд № 42 Запись перечислений |
Вывод по 3 вопросу | Для понятия изменения величины предметов. Необходимы специальные упражнения, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, связывается с выяснением количественных отношений. Такие упражнения лучше всего проводить во второй части занятия — в процессе работы с раздаточным материалом. Воспитатель организует действия по комплектованию, уравниванию по величине определенных предметов. С этой целью он учит пользоваться образцом, меркой-посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот). Для того чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по изменению величины предметов должны иметь совершенно конкретную направленность на результат. | Слайд № 43 Слушание Запись со слайда №43 |
Слайд №44 | Таким образом, у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины. | Запись со слайда №44 |
IV. Итог | Что такое величина, какие величины изучают в младшей и средней группах детского сада? (величина – это свойство предмета, которое можно измерить. время, длина, длина, высота, масса, объем (ёмкость), площадь) С какой величины начинается знакомство с величинами в младшей группе? (длина) Какие приемы для сравнения величин используются в младшей, средней группах? (наложение, приложение; показ руками, проведение пальцами - в младшей группе, уравнивание с использованием образца, мерки-посредника - в средней) Сколько занятий на ознакомление с одной величиной проводится в младшей группе? (3-4) | Ответы на вопросы |
Слайд №45 V. Домашнее задание | Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1974. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра, М., П., 1988. с. 197-205 | Слайд № 45 |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||||||
1. Оргмомент | Представление. Я студентка педагогического университета И.О. Сегодня 22 марта. Тема урока: Развитие продуктивной деятельности дошкольников. План: 1. Общее понятие о продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. 2. Виды продуктивной деятельности у дошкольников и их особенности. 2.1 Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. 2.2 Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. | Запись даты, темы и рассматриваемых вопросов (план) | ||||||
Актуализация полученных ранее знаний 2. Новая тема Подведение к определению Урунтаева Г.А. Детская психология С. 354 | Давайте вспомним возрастные границы дошкольного возраста? В психологии определили границы дошкольного возраста от3 до 7 лет. Какой ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте? Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Но, игра - не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребенка. Посмотрите на картину, что на ней изображено? Что делает ребенок? А, что делает ребенок на этой картине? Посмотрите на картину, что на ней изображено? Что делает ребенок? На данных картинах дети выполняют определенную деятельность. Как вы думаете, что является общим для всех этих видов деятельности? Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта. 1. Указывая на первую картину. В данном случае, каким будет конечный продукт? 2. Какой продукт получится, если ребенок лепит из пластилина? 3. Глядя на эту картину, можно предположить, что конечным продуктом будет….. аппликация. 4. Указывая на четвертую картину. В данном случае, каким будет конечный продукт? Таким образом, деятельность, в результате которой получает какой-либо продукт, называют продуктивной деятельностью. Давайте запишем определение продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность - это виды деятельности, направленные на создание материального продукта. | От 3 до 7 лет Игра Рисует Лепит Вырезает Строит, конструирует Предположения учащихся Рисунок, картина Изделие, лепка, поделка Аппликация Постройка, макет, конструкция Запись определения | ||||||
1. Общее понятие о продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. | Предпосылками продуктивных видов деятельности, выступают потребность в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. В процессе освоения продуктивных видов деятельности постепенно выделяются этапы их выполнения. Вначале за зарождением замысла сразу же идет его воплощение. Затем ребенок начинает вычленять способы действия сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно обдумывая. С возрастом ребенок все больше замечает несоответствие своих замыслов с получаемым результатом, рассматривая причину этого в несовершенстве собственных умений, и стремится ими овладеть. Таким образом, продуктивная деятельность способствует осознанию ребенком своих возможностей. Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных выразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. | Запись этапов: 1. Замысел 2. Выбор способа реализации 3. Реализация замысла. Выразительные средства в прод. деят. выступают как способ реализации замысла, возникновения обобщенных способов изображения действительности. | ||||||
2. Виды продуктивной деятельности у дошкольников и их особенности. 2.1 Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Узнавание изображаемого предмета | Рассмотрим следующие виды продуктивной деятельности: изобразительную и конструктивную деятельности. Изобразительную деятельность составляют рисование, аппликация и лепка. (Схему перенесите в свои тетради.) Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Для изобразительной деятельности характерно художественно образное начало. Истоки развития изобразительной деятельности находятся в раннем возрасте. К началу дошкольного детства ребенок, как правило, имеет некоторый запас графических образов, позволяющих изображать отдельные предметы (хотя сами изображения имеют самое отдаленное сходство с реальными предметами). Этот новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая, таким образом, соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. Умение узнавать в рисунке предмет является одним из важных стимулов совершенствования изобразительной деятельности. Причем надо отметить, что дети данного возраста способны узнавать изображения, сделанные сверстниками. Пример: в исследованиях В.С. Мухиной, на занятии детям предложили рассмотреть чучело белочки, не ставя перед ними цели ее нарисовать, после того как рассмотрели, провели беседу, воспитатель просит детей нарисовать белочку. После этого рисунки показали другим детям, они узнавали, что на рисунке изображена белочка. Постепенно ребенок переходит к пониманию того, что лишь обозначение предмета, без его сходства с оригиналом, не может удовлетворять окружающих. Он стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди, и прежде всего взрослые. Переход к намеренному изображению предмета создает условия, того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым. | Рисую схему на доске, учащиеся в тетрадях | ||||||
Изображение предмета с использованием всего имеющегося у ребенка опыта | Ребенок в процессе действия с предметами, их зрительного восприятия, самой изобразительной деятельности и обучения со стороны взрослых - получают различный опыт. Взрослый отображает в рисунке те свойства предмета, которые можно воспринять зрительно. Дошкольник же использует весь опыт, в том числе осязательный. Пример: для изображения плоского треугольника (до этого его не учили рисовать треугольник), ребенок рисует овал с отходящими от него коротенькими черточками, которыми он пытается подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета. Ребенок передает в рисунке не только впечатление от предмета, но и свое понимание, знание о предмете. Изображая при этом то, что считает наиболее важным и значимым. | |||||||
Графическая форма | Детский рисунок ориентирован на отображение действительности, но очень часто не соответствует тому, что ожидает увидеть взрослый. (Представления о предметах - графические образы (формы)) Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена рядом причин: 1. имеющимся в распоряжении ребенка графическим образом 2. зрительными впечатлениями от предмета 3. двигательно-осязательным опытом в процессе действия с ним 4. целенаправленным обучением | Запись | ||||||
Графические шаблоны | Постепенно графические образы становятся соответствующие реальному предмету. В развитии детского рисунка развитие графических образов сталкивается с тенденцией их закрепления и превращение их в графические шаблоны. Изобразительные шаблоны отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей. Пример: изображение домика, дерева, цветка. Показ рисунков Они передаются из поколение в поколение. Усваивая его, ребенок переносит шаблон из рисунка в рисунок. Если не следить за процессом развития изобразительной деятельности, не учить рисовать ничего кроме нескольких усвоенных шаблонов предметов, то в развитии ребенка эти шаблоны прочно войдут в его жизнь и содержание рисунка будет бедным и ограниченным. Обучение направленно на совершенствование способов передачи свойств предметов, совершенствование графической формы. Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, отображающие характерные черты изображаемых предметов. | Запись Показ рисунков шаблонов Запись (кратко) | ||||||
Содержание рисунка | Содержание рисунка дети заимствуют у взрослых, в семье, в соответствии с программой детского сада. Мальчики чаще рисуют дома, дороги, машины, самолеты, драки, войны. Девочки: рисуют хорошеньких девочек, принцесс, цветы, орнаменты, детей с мамами. Содержание обусловлено: 1. ценностными ориентациями национальной культуры (герои былин) и социальным устройством общества (в СССР рисовали пионеров, красные флаги) - 5 лет 2. от территории проживания (орнаменты, животные) 3. отношением взрослых (сами не рисуют и детей не обучают) 4. семья (5-6 лет могут определить свое место в семье) 5. индивидуальными особенностями: половыми, возрастными (автопортреты -оптимистичные). Вывод: ребенок усваивает элементы социального опыта, отражая в содержании рисунков себя, семью, социальные и природные явления. Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время является средством познания действительности. | Запись | ||||||
Цвет в рисунках детей | Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками, являеются линия и цвет. Ребенок использует цвет произвольно, либо в соответствии с действительностью. В 2-3 года отношение к всем цветам одинаковое. В 3-4 года красивое то, что нравится рисуют яркими цветами, что не нравится темными плохо прорисовывая. Цвет выступает как выразительное средство, поэтому ребенок использует несвойственные для объекта изображения цвета. Под руководством взрослого формируется чувство цвета. | |||||||
Лепка и аппликация | Психологическое значение аппликации и лепки сходно с рисованием, но имеет свои специфические особенности. | |||||||
Лепка | Лепка- объемный способ изображения предметов. Развивает целостное восприятие. Замысел лепки у детей второй младшей группы, как правило, отсутствует, они называют изделия по ассоциации со знакомыми. Особенности лепки заключаются в ее объемности (трехмерности изображения) формы. Ребенок в полной мере использует весь свой опыт восприятие, большую роль по сравнению с рисованием и аппликацией имеет осязательно- двигательное опыт обследования. Сложные формы построения недоступны восприятию дошкольников. Изображая голову в виде обобщенной формы - шара, туловище - в виде овала. Они передают лишь основу. Образ в лепке формируется постепенно под влиянием восприятия окружающего и обучения. Для создания целостного образа ребенку необходимо уметь комбинировать детали, что способствует развитию аналитико-ситетических умений. Систематическая работа с детьми способствует формированию зрительных образов и обучению способам лепки, учат определять форму, пропорции, видеть детали, в старших группах - передавать движение предметов в лепке. | |||||||
Аппликация | Аппликация- один из видов изо деятельности основанный на вырезании, наложении и закреплении форм на фоне. В аппликации также используются такие средства выразительности как ритм линий и форм на плоскости. Декоративная аппликация предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное — композиции. Композиция объектов также выражают отношение щебенка к изображаемому, использование композиционных приемов связано с освоением пространства листа, что способствует возникновению предпосылок графического моделирования. В процессе обучения аппликации, лепки у дошкольников развивается способность представлять себе, что должно быть сделано, т.е. развивается способность к планированию деятельности. Происходящие изменения в психике ребенка в процессе рисования, лепки, аппликации имеют гораздо более важное значение, чем сам продукт изобразительной деятельности. | |||||||
Вывод по 2.1 | Таким образом, можно выделить основные общие особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте: 1. Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания (узнавание, называние), и, моделируя действительность на основе восприятия, расширяет границы познания окружающего мира. 2. Формируется умения и навыки, позволяющие передать богатое содержание рисунка, аппликации, лепки; 3. Развивается умение создавать и воплощать замыслы; 4.Осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности. | Запись учащимися Особенности развития изобразительной деятельности | ||||||
2.2 Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. | Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматриваются взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организации пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Пример: Стул должен быть таким, на него можно было усадить матрешку, а мост — таким, чтобы по нему могла проехать машина. | |||||||
Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е. В.Зворыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия. В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры (А. Н.Давидчук). Интерес ребенка к процессу конструирования сближает эту деятельность с изобразительной деятельностью. | ||||||||
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способа его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего специфические конструктивные качества (устойчивость, равно весне, протяженность и др.). | Запись | |||||||
Обобщенные представления Технические умения и навыки Планирование и анализ деятельности Возрастные особенности | Для успешности конструирования необходимы сформированность у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах (домики, трамвайчики, мосты и пр.), а также обобщенные гибкие умения их конструировать. Например, такие общие части мостов, как опоры, проезжая часть, перила и т.д., в зависимости от практического использования моста (пешеходный, транспортный, железнодорожный и т.п.) могут существенно отличаться друг от друга по форме, расположению, размерам. Техника строительства включает общие и специфические умения и навыки. Общие навыки дети применяют по отношению к разному содержанию конструирования (расположение постройки в пространстве), а специфические — для сооружения только отдельных предметов. Для каждого строительного материала характерны свои технические приемы. Так, в работе с металлическим конструктором общим техническим приемом является соединение деталей с помощью ключа, винта и гайки, а с пластиком — соединение деталей через выступы и углубления. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 пять лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться. | Слушание Запись | ||||||
Творчество | Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника. Пример. Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. | Слушание | ||||||
Виды конструирования 1. по образцу 2. по условиям 3. по замыслу | Выделяют три вида конструирования: конструирование по образцу, по условиям и по замыслу. В конструировании по образцу ребенок должен уметь обследовать образец, выделять в нем детали и определять последовательность их сборки. Реальный предмет ребенок может рассматривать со всех сторон, а в рисунке или фотографии за плоскостным изображением должен увидеть трехмерную конструкцию. В конструировании по условиям детям задают не образец, а лишь условия, которым должна отвечать постройка, и при этом подчеркивают, прежде всего, ее практическое назначение (для пешеходов и транспорта возвести мост определенной длины через реку). Условия конструирования направляют, требуют от ребенка сравнения однородных построек, выделения в них общего и различного по длине, высоте, ширине Пример. Построй такой же домик, но высокий", "Построй такой же мост, но длинный", "Построй домик для этой матрешки Конструирование по замыслу требует от ребенка еще большей самостоятельности и творчества, умения ставить перед собой цель и искать способы ее достижения, опираясь на обобщенные представления о конструируемом объекте. Этот вид конструирования наиболее тесно связан с игрой, поскольку для предстоящей игры дети начинают строить мебель, дом или корабль. В процессе конструирования дети объединяются, совместно обсуждают его цели и ход, корректируют полученные результаты | Запись перечисления видов Слушание | ||||||
Вывод по 2.2 | Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте: 1. дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций; 2. дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов; 3. расширяется область творческих проявлений. | Запись | ||||||
Вывод по теме | Развитие различных видов детской деятельности, особенно продуктивных: конструирования, изобразительной деятельности, а также усложнение учебных задач на занятиях, — создают возможность формирования у детей достаточно точных, устойчивых и произвольных представлений о предметах - графических образах, на основе развития восприятия, способствуют формированию умений ставить перед собой цель (целеполагание), способность к планированию своей деятельности. | Слушание | ||||||
Первичное закрепление Работа с учебником | Заполните следующую таблицу ( на доске чертеж таблицы) вид продуктивной деятельности, и в чем проявляется ее влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста? Используя материал учебника Урунтаевой Г.А. "Детская психология" страницы 120- 133. | Заполнение таблицы учащимися
На доске таблица и указание страниц учебника.
| ||||||
Итоги | Назовите определение продуктивной деятельности, в чем проявляется ее влияние на развитие ребенка? Укажите особенности развития изобразительной деятельности. Укажите особенности развития конструктивной деятельности. Для чего необходимы знания о развитие продуктивной деятельности при организации работы с детьми? | Ответы учащихся, проверка таблицы. | ||||||
Домашнее задание | Мухина В.С. Детская психология. Глава 7. Параграфы 1, 2. страницы 130-143. Урунтаева Г.А. Детская психология. Глава 7. Параграфы 1,2. С. 120-133. Прочитать, запомнить определения. | На доске запись: Мухина 130-143 Урунтаева 120--133 |
Тема: Развитие продуктивной деятельности дошкольников
Цель: формирование знаний о развитии продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. познакомить с особенностями развития продуктивной деятельности в дошкольном возрасте;
2. развивать познавательную активность, посредством участия в беседе и ответов на вопросы
3. воспитывать интерес к предмету.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями детей: рисуют, лепят, строят, вырезают; готовая продукция детей: рисунок, аппликация, фото лепки, постройки; запись темы на доске; изображение зайчика детьми дошкольниками; изображение треугольника - ребенком; головонога (мамы); шаблонов: дерева, домика, цветочка.
Тип урока: изучение нового материала
План лекции
1. Общее понятие о продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Виды продуктивной деятельности у дошкольников и их особенности развития.
2.1 Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
2.2 Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.
Влияние продуктивной деятельности на психическое развитие дошкольника
Вид продуктивной деятельности | Влияние на психическое развитие ребенка |
Изобразительная деятельность | Интенсивное познание действительности посредством восприятия. Рост произвольности движений. Развитие знаковой функции сознания. Развитие речи. Развитие восприятия (представления о предмете от разных анализаторов). Эмоциональное развитие (отношение к изображаемому, своя оценка). Возникают предпосылки графического моделирования. Развитие наглядно-образного мышления (по представлению, по описанию). Развивает операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др. |
Конструктивная деятельность | Развивается логическое мышление Пространственное ориентирование Происходит усвоение сенсорных эталонов Развивается память Формируются умения ставить перед собой цель (целеполагание), способность к планированию своей деятельности для достижения цели. |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.