Цель: воспитывать культуру эмоционального общения с ребенком в семье
Задачи:
1. Дать понятие эмоциональный фон семьи, об эмоциональном общении, обобщить знания о правилах построения эмоционального общения с ребенком в семье через участие в беседе.
2. Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу, посредством игр и упражнений.
3. Воспитывать культуру эмоционального общения, чувство эмпатии.
Оборудование и материалы: название темы, плакат с изображением семьи; пиктограммы эмоций; карточки с названиями ролей и текстами для игры "Маскарад"; музыкальное сопровождение для упражнения "Лицо загорает".
Предварительная подготовка: проведение анкетирования, чтение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме, подбор и изготовление наглядного и практического материала.
Ход проведения мероприятия
Части мероприятия | Содержание и деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент Эмоциональный настрой, упражнение на расслабление мышц лица и подбородка | Здравствуйте, мы студенты БПГУ, нас зовут ………………………………...... Давайте для начала проведем тренинг на расслабление. Упражнение "Лицо загорает" Подбородок загорает. Подставь солнышку подбородок — слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь на язык — крепко закрыть рот. Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, энергично подвигать губами. Нос загорает — подставить нос под солнце, рот полуоткрытый. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабить мышцы рта и носа. Снова прилетела бабочка, качаемся на качелях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабление мышц лица. Глубоко вздохнуть, потянуться. | Представление, приветствие Выполняют движения в соответствии с текстом |
Актуальность проблемы, подведение к теме Определение! Значение общения Сообщение темы мероприятия Целей занятия | Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать к контакт с окружающими ("Я хочу!"); 2) умение организовать общение ("Я умею!"), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!"). Дети 5—б лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми — педагогами и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками, Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Тема классного часа Культура эмоционального общения с ребенком в семье Цель: сегодня мы поговорим не в общем о культуре общения а только об одной из ее не маловажных частей эмоциональном общении. | Да, конечно. Слушают |
1. Моя семья Рассказы студентов | Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Огромное значение в общении между людьми имеют эмоции собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь, при помощи взглядов, мимики, жестов? Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Вы наверное заметили, что членам одной семьи достаточно взгляда, чтобы понять друг друга, но в каждой ли семье существует такое взаимопонимание? Рассказ об особенностях отношений в своей семье по желанию студентами группы. | Конечно, приходилось! Нет, не в каждой. Рассказывают о своей семье |
Методика Рене Жиля | А сейчас мы предлагаем вам Методику Рене Жиля (француз). Данную методику можно проводить с детьми начиная с 4-х лет. Мы проведем ее с вами. Итак, перед вами картинки, на которых изображены ситуации. 1. Первая картинка. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где сядешь ты. 2. Вторая картинка. 3. Третья картинка. Размести за этим столом свою семью. (Нарисовать всех членов семьи). 4. Четвертая картинка. Размести на этой картинке себя е еще нескольких человек, скажи, что это за люди. | Выполнение ситуаций |
2. Семейные ситуации Игра "Маскарад во все времена года" | Почему одни люди умеют подать себя гораздо лучше других? Почему одним удается быстро завоевывать ваше доверие и расположение, тогда как с другими вы чувствуете себя неуютно? В жизни нам приходится разыгрывать множество ролей, представляя миру различные имиджи в зависимости от того, с кем общаемся. Прочитайте высказывание Шекспира. Как вы его понимаете? Давайте представим себя в различных ролях и попробуем проиграть их. Поиграем в игру "Маскарад во все времена года" Распределяются роли "мамы", "папы", "бабушки", "дедушки", а также "детей" (младшего, среднего, старшего возрастов). Проигрывают ситуации, на подготовку каждой ситуации 3-5 минут. Вывод: Как важно научиться замечать в повседневных мелочах то, что имеет реальный психологический смысл для каждого члена семьи. Не мало важно быть над ситуацией, не позволяя свои эмоциям управлять вашим поведением. | Участие в беседе Участие в игре |
3. Ребенок в семье Эмоциональное общение Значение эмоций для ребенка Игра "Угадай эмоцию" | Общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов , Как наиболее эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. С помощью чего можно выражать эмоции? Заранее приготовленные карточки с описанием той или иной эмоцией (радость, страх, обида, грусть, и т.д.). По очереди достает карточку и пытается изобразить доставшуюся эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция. | Слушание и участие в беседе Их можно выражать с помощью движений, мимики, пантомимики, интонации |
4. Ребенок и родитель | Свой ребенок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеется, и играет он совершенно по особому. И для маленького ребенка его родители — совершенно особенные люди, его дом — это целый огромный мир. Комната и коридор кажутся ему громадными, полными чудес и приключений. В этом мире у него сначала есть только вы — близкие люди. Постепенно в его такой большой, но знакомый и понятный мир начинает входить: чужие дяди и тети, с которыми надо разговаривать, другие дети, с которыми можно играть, огромная улица с бегающими по ней собаками. Ваш малый очень легко может потеряться в этом мире, который с каждым днем становится для него все шире и шире. Чтобы понять его удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом. Так давайте поможем ему. Развить некоторые умения, которые пригодятся ему в общении. Больше всего возрастным интересам соответствует, игра. | Выполнение мимической гимнастики |
Рассмотрим игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребенком или вместе с его друзьями. | ||
Несколько общих правил, касающихся организации проведения игр. | Помните, что любая игра может быть направлена на формирование нескольких коммуникативных умений. Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр. Используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20—25 минут. Не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы; Не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите ему время, когда он сам о том попросит; чтобы ребенок легко и с удовольствием играл с вами, начинайте с самых простых упражнений, которые он легко сможет выполнить, в этом случае у малыша возникнет желание играть и добиваться успеха в более сложных играх. | |
Мимическая гимнастика. Игра в парах | Предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, и поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение определенного времени. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, нее тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться, Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться. Весело подмигнуть (вот я какой). Цель упражнений — изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики. | Распределяются по парам, проигрывают игры, затем обсуждение игр. |
Игра Пиктограммы | Игра "Пиктограммы". Игра представляет собой набор карточек с изображениями лиц людей, выражающих то или иное чувство. Существует несколько вариантов игры. 2. Используются два набора пиктограмм. Играют двое, у каждого — по набору. Один называет настроение карточку с его "изображением" откладывает в сторону. Второй должен найти картинку с задуманной эмоцией в своем наборе пиктограмм. После этого две картинки сравниваются. | Распределяются по парам, проигрывают игры, затем обсуждение игр. |
Игра Пиктограммы | 2. Используется один набор пиктограмм. Рассматривают карточки, называют изображенное на каждой настроение. Затем все карточки разрезаются по середине "лица" (вдоль или поперек) и смешиваются. Задание — из половинок собрать целые карточки. Каждый ребенок собирает по одной картинке. Правильно подобранные части картинки скрепляются липкой лентой. | Распределяются по парам, проигрывают игры, затем обсуждение игр. |
Игра Пиктограммы | 3. Используются набор картинок с изображением животных, рыб, людей испытывающих разные чувства. Называют чувства, которые передает данное выражение лица, и рассказывают, в каких случаях они испытывают такие же. | Распределяются по парам, проигрывают игры, затем обсуждение игр. |
Правила эмоционального общения с ребенком в семье | Секреты успешного взаимодействия с ребенком. Безусловно, принимать его. Активно "слушать" его переживания и потребности. Проводить время вместе (читать, играть, заниматься). Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. Помогать, когда просит. Поддерживать успехи. Делиться своими чувствами "(значит, доверять). Конструктивно разрешать конфликту, Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты….. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, ноне ребенком в целом. Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы "непозволительными" они не были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его. | Коллективное составление правил эмоционального общения |
Релаксацион-ное упражнение "Ручеек" | Садимся в круг, берутся за руки, распределяются. Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. В каждом ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек маленький и очень озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем, мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость. | Выполнение упражнения |
Итог | Что нового вы узнали о культуре эмоционального общения? Для чего вам пригодятся эти знания? Какие игры понравились и почему? Общий вывод. | Ответы на вопросы, выводы. |
Анкета
1. Позволяете ли своим эмоциям управлять вашим поведением в родительской семье?
а) всегда;
б) редко;
в) часто.
2. Как вы оцениваете эмоциональный климат в родительской семье?
а) комфортный климат | б) некомфортный климат |
3. Как вы оцениваете культуру эмоционального взаимоотношения в родительской семье?
а) достаточно высоко | б) достаточный уровень | в) низкий уровень культуры |
4. Какие особенности взаимоотношений вы возьмете из родительской семьи в вашу семью?
5. Что вы хотели бы изменить в эмоциональном взаимоотношении в родительской семье?
Анкета Эмоциональное общение с ребенком в семье
Данная анкета была проведена перед проведением внеклассного воспитательного мероприятия с целью выявления исходного уровня культуры эмоционального общения в семье, выявления проблем в общении, определения мероприятий направленных на устранение проблем, улучшению эмоционального общения в семье.
В результате обработки получили следующие данные: от 24 до 36 баллов получили 15% от общего числа учащихся принявших участие в анкетировании, что говорит о завышенном самомнении, невнимании к проблемам находящихся рядом людей, недостаточно развитом эмоциональном общении; от 23 до 14 – 30% студентов, свидетельствует о сдержанности в общении, неумении поддерживать эмоциональный контакт, отсутствие заинтересованности в общении; 13 и менее баллов 55% от общего числа респондентов – имеются противоречия в поведении при общении, но в целом эмоциональные проявления адекватны ситуации.
Исходя из полученных данных, сделали следующие выводы:
1. в группе преобладающий уровень вербального общения,
2. отсутствие достаточных коммуникативных умений,
3. эмоциональные проявления в общении низкие,
4. отмечается манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника, при этом используются разные приемы.
Анкета Эмоциональное общение в семье
После проведения внеклассного воспитательного мероприятия было проведено диагностирование учащихся с целью выявления эффективности проведенного мероприятия. 35% учащихся отметили комфортный эмоциональный климат в семье, 65% - некомфортный, и смогли уточнить данное понятие. 55% смогли определить составляющие (на их взгляд) эмоциональной культуры в семье и оценили его достаточным уровнем, 10% оценили как низкий, 35% - высокий уровень.
Исходя из полученных результатов, выяснили, что учащиеся получили представления о разнообразии проявления эмоций, их видах, особенностях мимических и пантомимических проявлениях каждого вида, ценность каждого. Также студентами отмечалась актуальность данных умений и знаний в практике воспитателя и родителя. Высказывались предложения, что эти игры и упражнения с одинаковым успехом могут использоваться, как в семье, так и в детском саду. Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи мероприятия достигнуты.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 267.