Необходимо различать следующие экономические категории: экономический результат, экономический эффект и экономическую эффективность.
Экономический результат — это абсолютное значение какого-либо показателя, характеризующего деятельность предприятия. Результат может измеряться как в стоимостном выражении, например, объем товарооборота, так и в натуральном, например прирост торговой площади или объем закупленных товаров в количественном выражении.
Экономический эффект — разница между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. В торговле экономический эффект выражается через валовой доход и прибыль.
Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с имеющимися ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми, информационными) и произведенными затратами по достижению этих результатов.
Таким образом, для оценки экономической эффективности используются показатели, характеризующие и результаты деятельности, и экономический эффект.
Показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности предприятия, подразделяются на три подгруппы.
I подгруппа — показатели объема и структуры товарооборота:
• товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномерность выполнения и т. п.);
• структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т. п.).
II подгруппа — показатели доходов:
• валовой доход (сумма, уровень, факторы);
• прочие доходы (сумма, структура).
III подгруппа – показатели прибыли и рентабельности:
• прибыль (сумма, факторы, ее определяющие);
• рентабельность (система показателей рентабельности).
В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут выступать комплексные показатели оценки эффективности деятельности (этот показатель еще называют показателем эффективности использования экономического потенциала предприятия), оценки финансово-хозяйственной деятельности, оценки трудовой деятельности и др., а также различные интегральные показатели — эффективности хозяйствования предприятия, темпа экономического развития и т. д.
В качестве основы для обобщающего показателя оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности может быть использован показатель экономического потенциала.
Под экономическим потенциалом торгового предприятия понимается совокупность ресурсов — трудовых, материальных, финансовых, природных и др., имеющихся в его распоряжении, а также способности его работников и управленческого персонала использовать эти ресурсы в соответствии с основной целью деятельности предприятия и получением максимально возможного в конкретных экономических условиях дохода.
Экономический потенциал предприятия определяется:
― реальными возможностями предприятия, как реализованными, так и нереализованными. Нереализованные по каким-либо причинам возможности выявляются в результате проведения всестороннего анализа;
― объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в основную деятельность;
― способностью управленческого персонала использовать возможности и ресурсы для достижения как текущих, так и перспективных целей предприятия.
Экономический потенциал предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов, что проявляется через:
― численность работников предприятия и их профессиональные способности;
― основные производственные и непроизводственные фонды;
― оборотные фонды;
― материальные запасы;
― финансовые ресурсы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.