Экономические преобразования в обществе, начатые в начале 90-х годов, повлекли за собой появление различных форм хозяйствования, в том числе и в сельском хозяйстве. Республика Казахстан как исторически аграрная страна остро нуждалась в эффективно функционирующем классе фермеров-производителей. Необходимость формирования крестьянских хозяйств в качестве самостоятельного сектора экономики обусловливалась различными причинами экономического, социального и политического характера от низкого уровня доходности общественного производства, уравнительного распределения оплаты труда работников до двойственного характера сельскохозяйственного труда, неэффективного использования трудовых ресурсов. Согласно опыту экономически развитых стран, крестьянское хозяйство является не просто одной из форм организации аграрного производства, но и деятельностью, где формируется особое мировоззрение людей и образ жизни. Фермерское хозяйство, основанное на личном экономическом интересе, становится действенной формой целенаправленной ориентации молодежи, укрепления семейных отношений.
Основой формирования крестьянских хозяйств в республике стали личные подсобные хозяйства населения, реорганизованные в отдельные хозяйства колхозы и совхозы, организованные на собственные или заемные средства хозяйства граждан. Главным препятствием при организации крестьянских хозяйств первыми фермерами явилось наличие и размеры стартового накопления денежных средств; не последнюю роль играли размеры и территориальная расположенность хозяйств. В то же время, как отмечали специалисты, одной из фундаментальных трудностей первых лет аграрной реформы стали глубокие трансформации в сознании работников, сложившиеся в результате безраздельного господства в сельском хозяйстве колхозно-совхозного строя. Модель развития фермерских хозяйств должна состоять в переходе от натурального хозяйства к товарному производству на уровне самофинансирования. Конечным уровнем развития должно быть стремление фермеров получить готовый к потреблению товарный продукт.д.альнейшее же развитие крестьянского хозяйства связано с созданием кооперативных и других формирований.
Основные причины кооперирования крестьянских хозяйств связаны, прежде всего, с недостатком технических средств производства и других материально-технических ресурсов, небольшим размером хозяйства, нехваткой денежных средств, ограниченностью трудовых ресурсов, недостатком знаний и опыта работы, необходимостью объединения усилий для переработки, хранения и реализации продукции. Это предопределяет формирование преимущественно производственных и снабженческо-сбытовых видов кооперации крестьянских хозяйств. Кроме того, для обеспечения устойчивости работы хозяйств на основе объединения труда, земли и средств производства могут создаваться ассоциации крестьянских хозяйств. Нормальное функционирование ассоциации крестьянских хозяйств во многом зависит от хорошо продуманной и реализованной системы ассоциированных фондов. В ассоциации целесообразно создавать такие фонды как фонд развития производства, фонд социального развития, страховой (резервный) фонд, фонд организации совместной деятельности крестьянских хозяйств и управления, кредитный фонд ассоциации. Можно предположить, что в перспективе будут стабильно развиваться семейные крестьянские хозяйства, ассоциации и кооперативы крестьянских хозяйств.
Характеристика различных сторон формирования хозяйственной деятельности фермерских хозяйств сделала необходимым использование различных типизационных признаков. При этом необходимо отметить, что в рыночной экономике существуют в основном две организационные формы хозяйств - индивидуальные семейные фермы и кооперативные фермы, классифицирующиеся как партнерства или семейные корпорации с ограниченным числом акционеров. В то же время в экономически развитых странах в последние годы наблюдается процесс концентрации производства и вытеснения из сельского хозяйства малых ферм в отраслях, использующих машинные технологии. В самостоятельные отрасли превращаются практически все сферы фермерской деятельности, помимо производства первичной сельскохозяйственной продукции. Специализированные фирмы занимаются производством и поставкой материально-технических средств, племенной работой, ветеринарным обслуживанием, финансовыми операциями, услугами в области управления, сбытом готовой продукции и т.д. При этом сохраняется высокая степень самоуправляемости фермерских хозяйств на качественно новой основе характера труда.
Очевидно, что использование зарубежного фермерского опыта предполагает не слепое копирование, а проведение анализа составляющих его факторов, учет особенностей и важнейших тенденций развития национальной экономики. В настоящее время как никогда возрастает значение гибкого сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Опыт последних лет подтвердил ошибочность утверждений о том, что рынок как саморегулирующаяся система сводит к минимуму государственное вмешательство в развитие любого предприятия, особенно аграрного. Большинство развитых стран проводят аграрную политику, опираясь на сельскохозяйственные законы, при формировании соответствующей инфраструктуры отрасли особое внимание уделяя вопросам селекции, гибридизации, строительству комбикормовых и мясоперерабатывающих предприятий, дорог и хранилищ, научно-прикладных центров.
Как известно, предпринимательство в аграрной сфере является наименее выгодным видом бизнеса. Накопленный на сегодняшний день опыт аграрного предпринимательства позволяет разработать новые пути реформирования, позволяющие перейти к предпринимательской экономике. Именно поэтому в работе были рассмотрены используемые в отечественной экономической литературе трактовки предпринимательства, принципиально различные подходы к пониманию предпринимательской функции. Это позволило нам утверждать, что предпринимательство представляет собой осуществление организационной инновации с целью извлечения прибыли. После новой экономической политики 20-х годов прошлого столетия новый толчок к развитию предпринимательство получило только в 80-х годах советского периода. В начале 90-х годов важнейшими функциями малого предпринимательства стали социальное демпфирование, обеспечение выживания людей в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию. Малый бизнес преобладал в торговле, общественном питании, тяжелой промышленности, коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и в строительстве. Доля субъектов малого предпринимательства в ВВП не превышала 8%, а в сельском хозяйстве - 6%. В течение ряда лет одними из важных проблем для предпринимателей являлись несовершенства в системе налогообложения, кредитования, государственного управления.
К концу 90-х годов из общего числа зарегистрированных субъектов малого предпринимательства реально функционировало лишь более половины, где было занято более 10% экономически активного населения страны. В сельском хозяйстве малое предпринимательство играло более заметную роль (15,7-16,4%). Однако, несмотря на рост количества субъектов малого предпринимательства и численности работающих в них, доля малого бизнеса в объеме производства, налоговых и платежных поступлениях в бюджет оставалась крайне низкой. Сложившаяся ситуация указывала на то, что факторы, обусловившие возникновение проблем в области налогообложения, кредитования, взаимодействия с государственными органами и т.д., недостаточно глубоко изучены. Основными факторами низкой жизнестойкости предприятий малого и среднего предпринимательства в Казахстане можно считать недостаточность финансовых средств, слабую ресурсную базу, непомерное бремя налогов, обилие административных барьеров, сужение рынков сбыта, монополизированность ресурсных рынков. Ситуация с развитием малого предпринимательства в стране стала меняться к 2003г. К этому времени в стране была сформирована нормативно-правовая база по предпринимательству; действовало около 200 общественных организаций, оказывавших поддержку предпринимательству; созданы консультативно-совещательные органы; оказывалось содействие различными фондами. Но официальная статистика свидетельствовала о том, что модель малого и среднего бизнеса в республике находилась все еще на стадии формирования.
Ускоренный переход к рыночной экономике, сырьевая ориентация способствовали развитию определенных диспропорций в отраслевом и региональном разрезах. В условиях финансовой нестабильности наиболее эффективным родом деятельности стали торговля и посреднические услуги и наименее привлекательным - сельское хозяйство. Региональная неравномерность размещения предприятий обусловливалась их ориентацией на крупные рынки сбыта, источники ресурсов и плотность населения Экономика страны, обладая огромными площадями сельскохозяйственных угодий, имея значительный трудовой потенциал, отличается низкой производительностью труда сельскохозяйственного производства. Подобная ситуация связана с наличием ряда факторов, негативно влияющих на эффективность производства сельского хозяйства.
С самого начала проведения реформ в сельском хозяйстве большие надежды возлагались на фермерские хозяйства, численность которых постоянно росла. При этом площадь земельных угодий, находившихся в пользовании фермерских хозяйств, увеличивалась незначительно. Большая часть крестьянских хозяйств имела землю в пределах 50-1000 га. При этом размещение землевладений крестьянских хозяйств осуществлялось бессистемно, что, несомненно, не способствовало эффективному использованию земельных участков. В хозяйствах, занимавшихся растениеводством, дела обстояли несколько лучше, чем в хозяйствах, специализировавшихся на животноводстве. Техническая вооруженность фермерских хозяйств оставалась крайне низкой. Сложившиеся условия вынуждали крестьян участвовать в различных формах кооперации.
Несмотря на то, что за годы реформ создавались институциональные условия для формирования эффективного хозяйственного механизма, неблагоприятная макроэкономическая ситуация в отрасли и в стране в целом не позволили в полной мере реализовать новые экономические стратегии, сделав сельское хозяйство заведомо убыточной отраслью экономики, а доходы занятых в этой сфере - одними из низких среди всех профессиональных групп. Безусловно, принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, но они были необходимы как условие повышения эффективности производства и обеспечения продовольственной безопасности страны. К сожалению, наряду с позитивными изменениями - расширением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор на определенном этапе к кризису. Это произошло, прежде всего, вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования, в частности игнорирования на протяжении ряда лет социально-экономических проблем села. В то время как еще в начале 90-х годов сложившаяся на селе ситуация требовала незамедлительного преобразования сельского образа жизни, включающего такие основные элементы как сельский семейный быт, сельскохозяйственное производство, социальная и производственная инфраструктура.
Существующая система оплаты труда по секторам экономики и регионам страны, растущая безработица в сельской местности, усиление расслоения населения по уровню доходов не способствовали привлечению рабочих сил в сельское хозяйство. Ситуация еще более усугублялась ограниченностью выбора рабочих мест в сельской местности, существенным разрывом в оплате труда работников сельского хозяйства и других отраслей экономики, низким уровнем доходов и соответствующим потреблением, состоянием социальной инфраструктуры села. Основной причиной низкой обеспеченности сел бытовыми услугами, медицинским обслуживанием, детскими дошколними и школьными учреждениями явился практиковавшийся прежде остаточный принцип финансирования социальной сферы экономики при приоритетном развитии производственных объектов. В ходе экономических реформ эта сфера жизнедеятельности сельского населения оставалась без внимания, что усилило сокращение капитальных вложений в социальное обустройство сельских территорий. Подобная тенденция привела к потере определенного числа рабочих мест, снижению уровня и качества жизни сельчан. Вместе с тем, проведенная в республике оптимизация в народном образовании и здравоохранении привела к многократному увеличению количества аулов и сел, не имеющих соответствующих учреждений социальной сферы. Практически разрушенный в первые годы реформ социально-инфраструктурный комплекс села в последнее время начал постепенно восстанавливаться, но позитивные изменения еще не дали ощутимых результатов.
Основная часть крестьянских хозяйств была организована в начале и середине 90-х годов (40% и 36,2% соответственно). Подавляющее большинство крестьянских хозяйств работает эффективно: одни являются высокоприбыльными хозяйствами (40%), другие хозяйства имеют небольшую прибыль (40,7%). По направлению развития производства и специализации крестьянские хозяйства разделились на растениеводческие (15,9%), животноводческие (8,9%) и смешанные (75,2%). Основная часть хозяйств (75,2%) производит 3-4 вида сельскохозяйственной продукции. Удельный вес фермерских хозяйств, сочетающих производственную, перерабатывающую и сбытовую деятельность, в общем количестве обследованных хозяйств составляет 22,8%. При этом ни одно из крестьянских хозяйств не занимается различными видами посредническо-коммерческой деятельности.
70,3% фермеров работали раньше в сельскохозяйственном производстве; остальные прежде трудились на промышленных предприятиях, в торговле, в управленческих структурах и т.д. Отсутствие социальной и экономической самостоятельности колхозов и совхозов, недостаточность капитальных вложений в сельское хозяйство страны, неадекватная система организации труда, уравнительный подход к оценке труда работников, по мнению фермеров, явились основными причинами неэффективности крестьянского труда в прежнем устройстве сельскохозяйственного производства. Большинство глав крестьянских хозяйств занялись фермерской деятельностью в силу сложившихся обстоятельств, поскольку на тот момент отсутствовали приемлемые для них альтернативные варианты приложения труда. Это так называемые вынужденные предприниматели. Некоторые фермеры принимали решение о занятии фермерством после долгих раздумий, взвесив все положительные и отрицательные стороны крестьянского труда. Это энтузиасты фермерского движения и номенклатурная элита. Желание улучшить социальные и жилищные условия жизни, а также мысли о передачи собственности по наследству детям для фермеров стали основным мотивом, побудившим их принять окончательное решение о занятии фермерской деятельностью. Это свидетельствует о том, что выбор деятельности нынешних фермеров в первую очередь основывался на материальной выгоде, экономическом интересе. Одним фермерство дало стабильное материальное положение, самоуважение и уважение окружающих людей, уверенность в завтрашнем дне; другим - интересную и напряженную работу с необходимостью решения множества проблем; третьим - возможность для самореализации и поиска новых знаний.80% фермеров ощущают себя полновластными хозяевами своих хозяйств, что свидетельствует о возрождении у крестьян исчезнувшего в прежние годы чувства "хозяина".
При создании крестьянских хозяйств почти половина их владельцев использовала собственные накопления, пятая часть воспользовалась банковским кредитом. По мнению фермеров, основными препятствиями в получении кредитов являются отсутствие залогового имущества, высокий ссудный процент и отсутствие гаранта. Курс на повышение эффективности хозяйственной деятельности крестьянских хозяйств, развитие их кооперации предполагает пересмотр ряда вопросов налогообложения и налоговой политики. Фермеры оценили налоговую политику государства как жесткую и не способствующую развитию предпринимательства. Отмена льготного налогообложения мешает развитию фермерства в стране, препятствует процессу кооперирования крестьянских хозяйств. Позиция фермеров подтверждает мнение отдельных ученых-аграриев, считающих необходимым введение системы льготного налогообложения для развития кооперации товаропроизводителей. [8]
При организации крестьянского хозяйства процесс получения земельного надела в собственность для фермеров проходил по-разному. Для меньшей части (бывшие руководители колхозов, партийная номенклатура) получение лучших земель не составило труда.62,2% фермеров оценили земли своих хозяйств как худшие. При этом лишь 7,3% фермеров постоянно занимаются вопросом качественного состояния своих земель. Пренебрежительное отношение к земле объясняется нехваткой денежных средств на проведение мелиоративных работ, отсутствием технических возможностей и дополнительных рабочих рук, а также нехваткой времени.
Проводившиеся в стране экономические реформы сопровождались разрушением единой системы централизованного снабжения АПК средствами производства. Государство перестало регулировать процесс оснащения товаропроизводителей техникой. В итоге ежегодное обновление сельскохозяйственной техники снизилось с 10-20% в начале 90-х годов до 1-3% к настоящему времени. Следовательно, подавляющее большинство владельцев крестьянских хозяйств (83,3%) проблему технической оснащенности решает на основе аренды или кооперации.
Основной объем ремонтных и обслуживающих работ (90%) хозяйства выполняют собственными силами, не имея для этого специализированного оборудования, необходимой оснастки и материалов на фоне катастрофической нехватки и дороговизны качественных запасных частей. Ремонт сельскохозяйственных машин осуществляется главным образом за счет повторного использования изношенных деталей списанных машин. В итоге техническая готовность машин в периоды основных полевых работ снизилась до 50-70% при нормативе 85-92% и меньше половины работ выполняется в оптимальные сроки. Недостаток технической обеспеченности товаропроизводители обычно компенсируют упрощением технологии возделывания сельскохозяйственных культур, что отражается на их урожайности и, в конечном счете, на снижении эффективности производства.
В условиях старой системы хозяйствования существовала целая сеть заготовительных организаций, закупавших произведенную продукцию у селян, перерабатывавших ее и продававших через торговую сеть. Третья часть крестьянских хозяйств реализует свою продукцию частным лицам - перекупщикам, вывозящим ее непосредственно с полей. Для увеличения размеров получаемых доходов еще треть хозяйств предпочитает продавать продукцию на рынках района и города.
Продовольственный рынок страны, как известно, значительно отстает от конкурентных рынков развитых стран по информационной поддержке продвижения товаров и их рекламе. Подавляющее большинство фермеров (92,3%) не рекламирует собственный бизнес и производимую продукцию даже на региональном уровне. При этом наибольший интерес для сельских тружеников представляют такие информационные направления как данные о товарах, услугах, сырье и оборудовании (94,5%), предложения к бизнес-партнерству и кооперации (89,4%), опыт ведения крестьянских хозяйств в республике (61,2%). Причем опыт отечественного малого бизнеса востребован предпринимателями больше, нежели опыт зарубежных производителей.
Результатом реформирования, проводившегося в аграрном секторе экономики, явилось снижение уровня жизни и доходов сельского населения. Аграрное предпринимательство не оправдывало возлагавшихся на него надежд. Главным по значимости препятствием в развитии крестьянских хозяйств является кредитование (61,4%). Второй по значимости фактор, мешающий развитию аграрного предпринимательства, связан с трудностями в сбыте продукции (58,1%). Кроме того, существенно усложняют деятельность сельскохозяйственных производителей отсутствие информации о потенциальных покупателях продукции, обеспеченность хозяйств сырьем, проверки контролирующих органов, выплата налогов и возвращение долгов. Развитие сельскохозяйственного производства фермеры связывают, прежде всего, с повышением эффективности деятельности крестьянских хозяйств, их кооперированием и организацией ассоциаций фермеров. К настоящему времени в стране в основном функционируют производственные и потребительские кооперативы. Важным направлением деятельности потребительской кооперации является заготовка сельскохозяйственных продуктов и сырья, а также их переработка. Более 40% фермеров признают необходимость кооперации крестьянских хозяйств в момент проведения масштабных работ (посев, уборка урожая, окот, осеменение и т.д.). По мнению глав крестьянских хозяйств, в первую очередь следует создавать кредитные кооперативы (82,7%). Кроме того, фермерам необходимы кооперативы по аренде техники и ее продаже, кооперативы по переработке сельскохозяйственной продукции, ремонтные, сбытовые, производственные и потребительские кооперативы. В системе кооперативного уклада возрастает роль такой формы хозяйствования как ассоциация. При этом в ассоциации крестьянских хозяйств в первую очередь должен быть создан кредитный фонд. Вместе с тем, в ассоциации должны функционировать такие фонды как фонд развития производства, фонд социального развития, резервный фонд, фонд организации совместной деятельности крестьянских хозяйств и управления. Большинство (71,5%) отметило формальный характер деятельности ассоциации.
При организации крестьянского хозяйства подавляющее большинство фермеров (96,3%) не получало никакую помощь ни от администрации района, ни от других общественных организаций. Инвестиционные средства, выделяемые из местного бюджета, зачастую не доходили до своих адресатов. По мнению фермеров, инвестиционная помощь должна оказываться в первую очередь вновь образуемым крестьянским хозяйствам или предоставляться в зависимости от показателей хозяйственной деятельности. Больше всего фермерам необходима помощь при приобретении техники, оборудования, запасных частей, стройматериалов, удобрений, кормов и других материальных ресурсов (83%); при строительстве жилых и производственных построек (81,1%); при выходе на внешний рынок (62,4%); при создании собственной базы хранения и переработки производимой продукции (55,7%); при организации переработки, сбыта и рекламы продукции (52,4%). По их мнению, стабильное развитие крестьянского хозяйства предполагает первоочередное решение проблем льготного кредитования, обеспеченности сырьем, облегчения налогообложения, улучшения инфраструктуры (дороги, энергоснабжение, коммуникации, водоснабжение), создания парка машин на базе аренды, улучшения ситуации со складскими помещениями и производственными сооружениями.
Многих людей от фермерской деятельности удерживают боязнь банкротства (82,5%), отсутствие выгодного кредитного источника и первоначального капитала для организации собственного дела (72,2%), нестабильность и непредсказуемость последствий деятельности фермеров (62,8%), отсутствие государственных льгот и гарантий, снижающих риск в первые годы хозяйствования (60,8%), отсутствие надежной опоры в семье для самостоятельного ведения хозяйства (58,9%), отсутствие способностей к свободному предпринимательству (50,8%).
Одним из факторов, влияющих на эффективность деятельности крестьянского хозяйства, является количественный и половозрастной состав фермерской семьи. Во всех хозяйствах выборочной совокупности фермерством занимаются в основном главы хозяйств при периодической помощи их жен. При этом основная часть фермеров обходится преимущественно силами своей семьи, используя наемный труд во время масштабных и сезонных работ (86,4%). Несмотря на увеличение обязанностей по выполнению различных работ в хозяйстве, у большинства фермеров (84,3%) взаимоотношения в семье заметно улучшились, что объясняется сплочением семьи в связи с возникновением общих для всех интересов. При этом прослеживается четкая связь между эффективностью хозяйственной деятельности и внутрисемейными взаимоотношениями. Небольшая часть фермеров целенаправленно ориентирует своих детей на получение сельскохозяйственного образования для продолжения семейного дела. Однако практически у половины фермеров дети в будущем не собираются заниматься крестьянским трудом, отдавая предпочтение "городским" специальностям. На такую позицию в определенной мере влияет хоть и напряженная, но довольно однообразная жизнь сельских тружеников.
До организации крестьянского хозяйства у основной части фермеров уровень жизни их семьи считался низким (92,6%), но с созданием собственного крестьянского хозяйства у 86,8% фермеров уровень жизни повысился. За время занятия фермерской деятельностью численность семей с низким уровнем жизни уменьшилась в 7 раз. При этом уровень жизни 46,7% фермеров стал средним, а 40,1% - высоким. Численность семей со средним достатком увеличилась в 6,3 раза. Среднедушевой доход семьи стал составлять 200-300 долларов у 44,7% фермеров и 300-400 долларов у 35,6%. Жизненный уровень большинства семей после организации крестьянских хозяйств вырос в 4-6 раз. [9] Среди изучаемых крестьянских хозяйств не оказалось хозяйств, относимых к комфортным. Незначительная часть (11,4%) хозяйств является социально обустроенными. Фермеры, относящиеся к номенклатурной элите, имеют благоустроенные, газифицированные жилищные помещения с водопроводом, канализацией, электрическим отоплением, постоянным электрическим освещением и стационарной телефонной связью. Именно они вполне удовлетворены качеством медицинских услуг, системой бытового обслуживания. Социально необустроенные крестьянские хозяйства составили подавляющее большинство. Они не удовлетворены жилищными условиями: в домах отсутствует централизованно подаваемая горячая вода, центральное отопление, канализация, водопровод. В качестве питьевой воды ими используется вода из децентрализованных источников или из открытых водоемов. Более половины фермеров не имеют в доме электрического освещения (56,1%). К сегодняшнему дню сельское население испытывает острую потребность в детских дошкольных учреждениях.85,5% фермеров не удовлетворены качеством преподавания и материально-технической базой средних школ. В местах проживания 52,4% фермеров деятельность библиотек не была восстановлена. Подавляющая часть фермеров (81,9%) и членов их семей (81,3%) библиотеки не посещают. [10] Дома культуры или клубы функционируют в третьей части населенных пунктов области. В местах проживания 38,4% фермеров отсутствуют больницы и фельдшерско-акушерские пункты.88,6% фермеров подчеркнули свою неудовлетворенность качеством медицинского обслуживания. В основном их не устраивает платность медицинских услуг, отсутствие медикаментов первой необходимости, низкая квалификация медицинских сестер. Пункты бытового обслуживания в аулах не были реанимированы, а выездная форма обслуживания, практиковавшаяся некоторое время, постепенно исчезла.
Дальнейшее развитие фермерства как формы предпринимательской деятельности улучшит социальную, производственную, инженерную инфраструктуру села (98,6%), позволит насытить внутренний рынок продовольственными товарами (82,7%), будет способствовать росту доли среднего класса (79,1%), развитию малого, в частности аграрного предпринимательства (72,4%). Тем более, что с ростом внимания государства к проблемам аула перспективы развития крестьянских хозяйств существенно возрастают. Поэтому большинство фермеров уверено в быстром развитии фермерского движения.
В настоящее время более 70% государственного бюджета сконцентрировано в социальной сфере, но для повышения жизненного уровня населения этого пока недостаточно. Решить данную задачу можно при проведении позитивных изменений в области занятости за счет роста производства, усиления стимулов к труду, роста его эффективности, повышения роли высококвалифицированного труда. Именно поэтому возрастает роль и значение государственной поддержки в обеспечении занятости населения. К сожалению, в стране еще не в полной мере работают многие рыночные регуляторы, действующие в развитых странах. В связи с этим в работе были рассмотрены концептуальные подходы к оценке методов регулирования рынка труда в разных странах, в том числе и в Казахстане; тенденции перехода от пассивной к более активной политике занятости в стране. Думается, что наряду с ежегодно намечаемыми программами занятости населения на основе использования опыта зарубежной практики целесообразно разрабатывать специальные целевые подпрограммы, направленные на решение локальных вопросов занятости. В них могут найти отражение специальные исследования, учитывающие сегментацию рынка труда, формы безработицы, ее возрастную, гендерную и этническую структуру. Наряду с отечественным опытом в работе был изучен опыт стран ближнего зарубежья, в частности опыт российских служб занятости.
В Республике Казахстан проблемам развития малого бизнеса большое значение стало придаваться лишь к концу 90-х годов, когда социально-критическая ситуация в стране достигла критической черты, а поддержка малого предпринимательства стала восприниматься как серьезная предпосылка решения политических, экономических и социальных задач. Для любой страны с развитой рыночной системой характерно активное участие государства в воспроизводственном процессе всего продовольственного комплекса. В этой связи в работе был рассмотрен опыт государственного регулирования в области поддержания соответствующего уровня цен, изменения производственной структуры сельскохозяйственного производства, оказания помощи сельскому хозяйству со стороны банковской системы, формирования инфраструктуры (дорожно-транспортная сеть, электрификация, телефонизация), осушения земель и их химической мелиорации, организации сбыта продукции со снабженческими и сервисными функциями. Кроме того, немаловажными факторами, обеспечивающими функционирование сельского хозяйства, являются фискальная политика государства, поддержка государства в области научных разработок, доведение агротехнических новшеств до фермеров, финансирование крестьянских хозяйств из государственного бюджета и субсидирование цен.
Заключение
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики Казахстана, поэтому на современном этапе наиболее ключевой задачей должно стать создание жизнеспособного и самообеспечиваемого сельского хозяйства. В сельском хозяйстве республики основными проблемами для большинства сельскохозяйственных формирований, в том числе и для крестьянских хозяйств, продолжают оставаться низкая платежеспособность, недостаток оборотных средств, устаревшая техника, отсутствие современных технологий возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, низкий породный состав животных, трудности сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, недоступность банковских кредитов.
Значительная часть крестьянских хозяйств не имеет возможностей для организации расширенного сельскохозяйственного производства. Факторами, негативно отражающимися на хозяйственной деятельности фермеров, являются уровень материально-технической обеспеченности хозяйств; разрыв между ценами на продукцию сельского хозяйства и материально-технические ресурсы; размеры государственных субсидий; высокие ставки налогообложения и ставки по банковским кредитам; монополизм заготовительных, перерабатывающих и торговых организаций.
Процесс организации, становления и развития крестьянских хозяйств различных производственных типов и их объединений отличается большим разнообразием исходных форм, способов их организации, направлений развития, организационных форм, форм собственности на землю и средства производства, участия в технической, технологической и других видах кооперации, видах и структуре расселения, уровню их технической оснащенности, производственному потенциалу и другим параметрам. Целесообразной представляется отработка механизма оптимального развития конкретных крестьянских хозяйств с учетом региональных особенностей.
Государственное участие в организации крестьянских хозяйств состоит в приобретении необходимой техники. Основными формами технического обеспечения хозяйств могут стать такие формы как: наделение крестьянских хозяйств при их организации техническими средствами; государственное обеспечение через ассоциацию крестьянских хозяйств; аренда технических средств на договорной основе у других хозяйств
Для поддержания и дальнейшего развития сельскохозяйственного производства с учетом его сезонного характера необходимо кардинальное решение проблемы кредитования. В этом плане интересен опыт отдельных экономически развитых стран, когда под эгидой Министерства сельского хозяйства создаются региональные земельные банки, кредитные банки, банки фермерских кооперативов, предоставляющие ссуды на основе четкой дифференциации назначения и источников кредитования. Кроме того, следует использовать венчурное инвестирование, осуществляемое без предоставления залогов и закладов; развивать альтернативные виды финансовой поддержки (лизинговые кредиты); создавать систему залоговых фондов взаимного кредитования.
Изучение опыта налогообложения сельского хозяйства в развитых странах позволяет выделить тенденции и положения, которые могут быть использованы при разработке концептуальных подходов к построению налоговой системы в сельском хозяйстве: использование налоговой политики для стимулирования как всего аграрного производства, так и отдельных его отраслей; налоговые стимулы для инвестиций в сельское хозяйство путем исключения из налогообложения части дохода, направляемого на расширение производства. Необходима система защитных механизмов, стимулирующих развитие собственного сельского хозяйства. [11] Главным рычагом модернизации сельскохозяйственного производства, возобновления экономического роста в отрасли, и как результат, повышения уровня жизни населения на селе, являются инвестиции. Из числа довольно часто применяемых форм государственной финансовой поддержки, наиболее эффективными являются прямое бюджетное финансирование на основе грантов, контрактов, льготных займов и косвенное стимулирование за счет отказа государства от части налоговых поступлений в обмен на инвестирование научно-исследовательских разработок.
Развитый рынок предусматривает развитую систему информационного обеспечения товаропроизводителей. Недооценка этого компонента приводит к резкому снижению конкурентных способностей агропромышленных предприятий. Организация продвижения готового продовольствия после переработки сельскохозяйственного сырья на неосвоенные внутренние и зарубежные рынки (с помощью выставок продаж, электронной рекламы, презентаций и др.) должна стать непременной функцией не только всех агропромышленных предприятий и их снабженческо-сбытовых структур, но и государства.
Развитие аграрного предпринимательства, в том числе и фермерского сектора, невозможно без формирования развитой социальной инфраструктуры села, выражающейся через строительство жилья, школ, дошкольных учреждений, объектов культуры и здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, автомобильных дорог, электрификацию, газификацию, телефонизацию, водоснабжение, теплоснабжение и т.д. Развитие социальной инфраструктуры позволит: повысить материальное благополучие сельского населения; улучшить состояние здоровья жителей села; повысить образовательный уровень населения; повысить стабильность института семьи; снизить степень развития процессов деградации населения; повысить уровень социальной безопасности жизни в сельской местности.
Развитие аграрного предпринимательства в стране может кардинально измениться лишь при разумном государственном регулировании сельского хозяйства с обязательным соблюдением интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Логика дальнейших экономических преобразований требует перехода на новое качество роста в аграрной сфере, связанное с формированием рациональной структуры агробизнеса, повышением уровня агротехнологий, переходом к маркетинговой стратегии сельскохозяйственного производства, импортозамещению на внутреннем рынке, активизации экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья. Специфика функционирования агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности требуют проведения агропродовольственной политики, в которой государственное регулирование и государственная поддержка должны играть большую роль, чем в других отраслях экономики.
Список использованной литературы
1. Закон РК "О государственной поддержке малого предпринимательства" // Экономика и предпринимательство в Республике Казахстан: правовая база, картотека, 1999г., № 17-18
2. Закон РК "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Экономика и предпринимательство в Республике Казахстан: правовая база, картотека, 1998г., № 7
3. А. Пороховский. Экономически эффективное государство: американский опыт // ВЭ. - 1998г.
4. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики // Алматы - 2004г.
5. Алимбаев А. Государственное регулирование экономики // Алматы - 2000г.
6. Галушко В. Экономика мирового сельского хозяйства: НАУ // Киев - 1999г.
7. Кусаинов Х. Проблемы роста аграрного производства Западного Казахстана и динамика мирового сельского хозяйства // АльПари, 2000г.
8. Лезина М.Л., Трегубов В.А. О соотношении цен на продукцию и ресурсы сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2000, № 1
9. Кулиев П., Кантарбаева А. Институциональные структуры поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане // АльПари, 2000, № 6
10. Дебердеев А. Семенова Л. Состояние социальной инфраструктуры как одна из главных проблем села // АльПари, 2002, № 6
11. Нурушев Б. Налогообложение в сельском хозяйстве развитых стран // Транзитная экономика, 2005г., № 2
Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.