Государство в управлении экономикой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

За годы независимости аграрный сектор республики претерпел значительные изменения. Была проведена реформа земельных отношений; приняты основные нормативные акты, регулирующие комплекс правовых вопросов на селе; произошел переход от колхозно-совхозной системы хозяйствования к закладке рыночных отношений; созданы правовые и организационные условия для функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности. Очевидно, что пока еще рано говорить о значительном прорыве в аграрном секторе, но основы рыночных преобразований уже заложены, что проявилось в возникновении ряда положительных тенденций. Развитие отечественного аграрного сектора было признано правительством приоритетным, в результате чего 2003-2005 г. г. были объявлены годами возрождения аула, разработаны "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы" и "Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы". Основной целью Агропродовольственной программы явилось обеспечение продовольственной безопасности республики на основе формирования эффективной системы АПК и производства конкурентоспособной продукции, формирование эффективной системы агробизнеса.

Переход на новые формы хозяйствования сделал необходимым формирование аграрного рынка труда. Становление сельскохозяйственного рынка труда в стране, приобретение им цивилизованной формы и управляемости предполагает разработку и проведение научно обоснованной государственной политики занятости сельского населения; создание инфраструктуры рынка аграрного труда; информированность сельского населения и его мобильность в выборе места трудовой деятельности; использование современных методов регулирования аграрного рынка труда. Проводимая в настоящее время в республике государственная политика занятости сельского населения является, по сути своей, пассивной, преимущественно концентрируясь на мерах временного сдерживания безработицы. Несмотря на положительные результаты государственных мероприятий (программа содействия занятости на 2000-2002г. г., программа содействия занятости на 2004-2005г. г., программа содействия занятости на 2004-2008 г. г) по обеспечению занятости населения, уровень безработицы остается достаточно высоким, особенно в сельских регионах страны. Отсутствие необходимых социально-экономических условий, минимальной материальной базы не дают основании повсеместно ожидать эффективного высокодоходного сельхозпроизводства продовольствия и сырья.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что сельскохозяйственное производство является мировоззрением людей, их образом и стилем жизни, способом существования в неразрывной связи с природой. Экономические реформы, приведшие к либерализации экономической деятельности и возросшим возможностям выбора форм хозяйствования, способствовали возрождению крестьянских хозяйств. Практическое изменение действительности началось с принятия ряда законов в советский период времени и с принятием после приобретения Республикой Казахстан независимости таких законов как Закон РК "О сельском хозяйстве", Закон РК "О земельной реформе", Закон РК "Об индивидуальном предпринимательстве", Закон РК "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указы Президента РК "О земле" и "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений", Закон РК "О крестьянском хозяйстве" и Земельный Кодекс КазССР. [1] Принятая в марте 1998 г. новая редакция Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" учитывала изменения в гражданском и земельном законодательстве.

Процессы реформирования экономической системы Республики Казахстан сопровождаются рыночными трансформациями агропромышленного комплекса (АПК). [1] В системе АПК меняется характер социально-экономических отношении, выдвигая на первый план развитие частных форм хозяйствования и агробизнеса, основанного на предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов. Агробизнес предопределяет развитие производства, сфер переработки, хранения, транспортировки и доведения до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Агробизнес является основным структурообразующим фактором АПК, поддерживает высококонкурентный характер экономических отношений в условиях рынка. Развитие агробизнеса затрагивает интересы обеспечения продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее граждан.

Развитие агробизнеса должно служить плацдармом для таких процессов как развитие экономики в целом, разных форм собственности, совершенствование агропродовольственной политики, укрепление позиций АПК Казахстана на мировых рынках.

Основываясь на преимуществах экономики открытого типа и активной поддержки со стороны государства, агробизнес дает возможность малому, среднему и крупному бизнесу реализовать свои потенциал в производстве высокорентабельной продукции и достижении конкурентных преимуществ. Об этом свидетельствует современный опыт зарубежных стран, где экономическая роль и перспективы агробизнеса очевидны. В нашей стране агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношений и требует дальнейшего изучения.

Исторически сложившиеся внимание и поддержка сельского хозяйства со стороны государства требует особого отношения и к агробизнесу, которому присущи все специфические черты сельскохозяйственного предпринимательства.

Таким образом, целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования в сельскохозяйственном производстве.



Заключение

 

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики Казахстана, поэтому на современном этапе наиболее ключевой задачей должно стать создание жизнеспособного и самообеспечиваемого сельского хозяйства. В сельском хозяйстве республики основными проблемами для большинства сельскохозяйственных формирований, в том числе и для крестьянских хозяйств, продолжают оставаться низкая платежеспособность, недостаток оборотных средств, устаревшая техника, отсутствие современных технологий возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, низкий породный состав животных, трудности сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, недоступность банковских кредитов.

Значительная часть крестьянских хозяйств не имеет возможностей для организации расширенного сельскохозяйственного производства. Факторами, негативно отражающимися на хозяйственной деятельности фермеров, являются уровень материально-технической обеспеченности хозяйств; разрыв между ценами на продукцию сельского хозяйства и материально-технические ресурсы; размеры государственных субсидий; высокие ставки налогообложения и ставки по банковским кредитам; монополизм заготовительных, перерабатывающих и торговых организаций.

Процесс организации, становления и развития крестьянских хозяйств различных производственных типов и их объединений отличается большим разнообразием исходных форм, способов их организации, направлений развития, организационных форм, форм собственности на землю и средства производства, участия в технической, технологической и других видах кооперации, видах и структуре расселения, уровню их технической оснащенности, производственному потенциалу и другим параметрам. Целесообразной представляется отработка механизма оптимального развития конкретных крестьянских хозяйств с учетом региональных особенностей.

Государственное участие в организации крестьянских хозяйств состоит в приобретении необходимой техники. Основными формами технического обеспечения хозяйств могут стать такие формы как: наделение крестьянских хозяйств при их организации техническими средствами; государственное обеспечение через ассоциацию крестьянских хозяйств; аренда технических средств на договорной основе у других хозяйств

Для поддержания и дальнейшего развития сельскохозяйственного производства с учетом его сезонного характера необходимо кардинальное решение проблемы кредитования. В этом плане интересен опыт отдельных экономически развитых стран, когда под эгидой Министерства сельского хозяйства создаются региональные земельные банки, кредитные банки, банки фермерских кооперативов, предоставляющие ссуды на основе четкой дифференциации назначения и источников кредитования. Кроме того, следует использовать венчурное инвестирование, осуществляемое без предоставления залогов и закладов; развивать альтернативные виды финансовой поддержки (лизинговые кредиты); создавать систему залоговых фондов взаимного кредитования.

Изучение опыта налогообложения сельского хозяйства в развитых странах позволяет выделить тенденции и положения, которые могут быть использованы при разработке концептуальных подходов к построению налоговой системы в сельском хозяйстве: использование налоговой политики для стимулирования как всего аграрного производства, так и отдельных его отраслей; налоговые стимулы для инвестиций в сельское хозяйство путем исключения из налогообложения части дохода, направляемого на расширение производства. Необходима система защитных механизмов, стимулирующих развитие собственного сельского хозяйства. [11] Главным рычагом модернизации сельскохозяйственного производства, возобновления экономического роста в отрасли, и как результат, повышения уровня жизни населения на селе, являются инвестиции. Из числа довольно часто применяемых форм государственной финансовой поддержки, наиболее эффективными являются прямое бюджетное финансирование на основе грантов, контрактов, льготных займов и косвенное стимулирование за счет отказа государства от части налоговых поступлений в обмен на инвестирование научно-исследовательских разработок.

Развитый рынок предусматривает развитую систему информационного обеспечения товаропроизводителей. Недооценка этого компонента приводит к резкому снижению конкурентных способностей агропромышленных предприятий. Организация продвижения готового продовольствия после переработки сельскохозяйственного сырья на неосвоенные внутренние и зарубежные рынки (с помощью выставок продаж, электронной рекламы, презентаций и др.) должна стать непременной функцией не только всех агропромышленных предприятий и их снабженческо-сбытовых структур, но и государства.

Развитие аграрного предпринимательства, в том числе и фермерского сектора, невозможно без формирования развитой социальной инфраструктуры села, выражающейся через строительство жилья, школ, дошкольных учреждений, объектов культуры и здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, автомобильных дорог, электрификацию, газификацию, телефонизацию, водоснабжение, теплоснабжение и т.д. Развитие социальной инфраструктуры позволит: повысить материальное благополучие сельского населения; улучшить состояние здоровья жителей села; повысить образовательный уровень населения; повысить стабильность института семьи; снизить степень развития процессов деградации населения; повысить уровень социальной безопасности жизни в сельской местности.

Развитие аграрного предпринимательства в стране может кардинально измениться лишь при разумном государственном регулировании сельского хозяйства с обязательным соблюдением интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Логика дальнейших экономических преобразований требует перехода на новое качество роста в аграрной сфере, связанное с формированием рациональной структуры агробизнеса, повышением уровня агротехнологий, переходом к маркетинговой стратегии сельскохозяйственного производства, импортозамещению на внутреннем рынке, активизации экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья. Специфика функционирования агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности требуют проведения агропродовольственной политики, в которой государственное регулирование и государственная поддержка должны играть большую роль, чем в других отраслях экономики.



Список использованной литературы

 

1. Закон РК "О государственной поддержке малого предпринимательства" // Экономика и предпринимательство в Республике Казахстан: правовая база, картотека, 1999г., № 17-18

2. Закон РК "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Экономика и предпринимательство в Республике Казахстан: правовая база, картотека, 1998г., № 7

3. А. Пороховский. Экономически эффективное государство: американский опыт // ВЭ. - 1998г.

4. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики // Алматы - 2004г.

5. Алимбаев А. Государственное регулирование экономики // Алматы - 2000г.

6. Галушко В. Экономика мирового сельского хозяйства: НАУ // Киев - 1999г.

7. Кусаинов Х. Проблемы роста аграрного производства Западного Казахстана и динамика мирового сельского хозяйства // АльПари, 2000г.

8. Лезина М.Л., Трегубов В.А. О соотношении цен на продукцию и ресурсы сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2000, № 1

9. Кулиев П., Кантарбаева А. Институциональные структуры поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане // АльПари, 2000, № 6

10. Дебердеев А. Семенова Л. Состояние социальной инфраструктуры как одна из главных проблем села // АльПари, 2002, № 6

11. Нурушев Б. Налогообложение в сельском хозяйстве развитых стран // Транзитная экономика, 2005г., № 2

 

Введение

 

За годы независимости аграрный сектор республики претерпел значительные изменения. Была проведена реформа земельных отношений; приняты основные нормативные акты, регулирующие комплекс правовых вопросов на селе; произошел переход от колхозно-совхозной системы хозяйствования к закладке рыночных отношений; созданы правовые и организационные условия для функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности. Очевидно, что пока еще рано говорить о значительном прорыве в аграрном секторе, но основы рыночных преобразований уже заложены, что проявилось в возникновении ряда положительных тенденций. Развитие отечественного аграрного сектора было признано правительством приоритетным, в результате чего 2003-2005 г. г. были объявлены годами возрождения аула, разработаны "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы" и "Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы". Основной целью Агропродовольственной программы явилось обеспечение продовольственной безопасности республики на основе формирования эффективной системы АПК и производства конкурентоспособной продукции, формирование эффективной системы агробизнеса.

Переход на новые формы хозяйствования сделал необходимым формирование аграрного рынка труда. Становление сельскохозяйственного рынка труда в стране, приобретение им цивилизованной формы и управляемости предполагает разработку и проведение научно обоснованной государственной политики занятости сельского населения; создание инфраструктуры рынка аграрного труда; информированность сельского населения и его мобильность в выборе места трудовой деятельности; использование современных методов регулирования аграрного рынка труда. Проводимая в настоящее время в республике государственная политика занятости сельского населения является, по сути своей, пассивной, преимущественно концентрируясь на мерах временного сдерживания безработицы. Несмотря на положительные результаты государственных мероприятий (программа содействия занятости на 2000-2002г. г., программа содействия занятости на 2004-2005г. г., программа содействия занятости на 2004-2008 г. г) по обеспечению занятости населения, уровень безработицы остается достаточно высоким, особенно в сельских регионах страны. Отсутствие необходимых социально-экономических условий, минимальной материальной базы не дают основании повсеместно ожидать эффективного высокодоходного сельхозпроизводства продовольствия и сырья.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что сельскохозяйственное производство является мировоззрением людей, их образом и стилем жизни, способом существования в неразрывной связи с природой. Экономические реформы, приведшие к либерализации экономической деятельности и возросшим возможностям выбора форм хозяйствования, способствовали возрождению крестьянских хозяйств. Практическое изменение действительности началось с принятия ряда законов в советский период времени и с принятием после приобретения Республикой Казахстан независимости таких законов как Закон РК "О сельском хозяйстве", Закон РК "О земельной реформе", Закон РК "Об индивидуальном предпринимательстве", Закон РК "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указы Президента РК "О земле" и "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений", Закон РК "О крестьянском хозяйстве" и Земельный Кодекс КазССР. [1] Принятая в марте 1998 г. новая редакция Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" учитывала изменения в гражданском и земельном законодательстве.

Процессы реформирования экономической системы Республики Казахстан сопровождаются рыночными трансформациями агропромышленного комплекса (АПК). [1] В системе АПК меняется характер социально-экономических отношении, выдвигая на первый план развитие частных форм хозяйствования и агробизнеса, основанного на предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов. Агробизнес предопределяет развитие производства, сфер переработки, хранения, транспортировки и доведения до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Агробизнес является основным структурообразующим фактором АПК, поддерживает высококонкурентный характер экономических отношений в условиях рынка. Развитие агробизнеса затрагивает интересы обеспечения продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее граждан.

Развитие агробизнеса должно служить плацдармом для таких процессов как развитие экономики в целом, разных форм собственности, совершенствование агропродовольственной политики, укрепление позиций АПК Казахстана на мировых рынках.

Основываясь на преимуществах экономики открытого типа и активной поддержки со стороны государства, агробизнес дает возможность малому, среднему и крупному бизнесу реализовать свои потенциал в производстве высокорентабельной продукции и достижении конкурентных преимуществ. Об этом свидетельствует современный опыт зарубежных стран, где экономическая роль и перспективы агробизнеса очевидны. В нашей стране агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношений и требует дальнейшего изучения.

Исторически сложившиеся внимание и поддержка сельского хозяйства со стороны государства требует особого отношения и к агробизнесу, которому присущи все специфические черты сельскохозяйственного предпринимательства.

Таким образом, целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования в сельскохозяйственном производстве.



Государство в управлении экономикой

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 162.