Правовая основа деятельности милиции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Милиция в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, настоящим Законом, феде­ральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Российской Федерации, действующими на территории Российской Федерации в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации [25] .

Конституция Российской Федерации представляет собой ба­зисный, основополагающий документ, в том числе и по вопро­сам организации и деятельности милиции. Разумеется, в ней решаются только общие, принципиальные вопросы, вытекаю­щие из принципов государственного устройства Российской Федерации, ее политической и социальной организации. Прин­ципиальное значение имеют положения Конституции об осно­вах конституционного строя Российской Федерации, в которых провозглашаются, гарантируются и отстаиваются общечелове­ческие ценности (гл.]). В рассматриваемом контексте важно и решение вопроса об организации местного самоуправления (гл.8), в ведении которого, в частности, находится и обеспече­ние правопорядка на соответствующей территории. Исключительное значение имеют положения Конституции относительно прав человека (гл.2). Все они распространяются и на деятельность милиции. Милиция обязана соблюдать и защищать их, помнить о взаимоотношениях гражданина с ор­ганами власти и управления, в рамках которых гражданин яв­ляется полноценным и равноправным участником.

Комментируемый Закон о милиции представляет собой ос­новной комплексный нормативный акт, который в общем виде устанавливает:

- задачи;

- права

- обязанности

- основы организации;

- структуру;

- требования к кандидатам на службу в милиции;

- порядок прохождения службы;

- правовой статус работников милиции;

- вопросы материально-технического обеспечения, гаран­тии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции.

Следует признать, что Закон о милиции в своей последней ре­дакции полностью отвечает своему предназначению и вполне доброкачественно решает стоящие перед ним задачи[26].

Конкретные участки и направления деятельности милиции регулируются правовыми институтами и нормами, входящи­ми в специализированные правовые акты, основными из ко­торых являются Кодекс об административных правонаруше­ниях (КоАП), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). В них детализируются отдельные моменты правоохранительной деятельности милиции применительно к рассматриваемым вопросам правового регулирования. Сделано это для избежа­ния излишней перегрузки главного нормативного акта (Закона о милиции) конкретными деталями, которые целесообразно предусмотреть в иных, более специализированных и более "профессиональных" актах. При этом последовательно прово­дится в жизнь линия на полное соответствие общих положе­ний Закона их конкретной трактовке, конкретизации и разви­тию в нормативных актах федерального значения.

Правовые нормы, определяющие порядок организации и деятельности милиции, входят также в нормативные акты субъектов Федерации, принятые в пределах их компетенции, а также в нормативные правовые акты органов местного само­управления. Важно отметить, что последние не должны про­тиворечить актам федеральных органов власти и управления. В случае возможного расхождения положений названных применению подлежат только последние, как обладающие высшей юридической силой.

Наконец, следует отметить значение основных актов меж­дународного права, провозглашающих и гарантирующих пра­ва и свободы человека. Очень важны международно-правовые договоры, заключенные Российской Федерацией с рядом го­сударств, прежде всего в сфере борьбы с преступностью, имеющей международный характер. Современная преступ­ность, как известно, не признает государственных границ, по­этому для успешной борьбы с ней необходима координация и объединение усилий правоохранительных органов, прежде всего полиции и милиции, заинтересованных государств. Конкретным примером может служить вступление России в Интерпол - международную координирующую полицейскую организацию, задачей которой является борьба с уголовной преступностью, выходящей за рамки отдельных государств.

Сейчас можно отметить развивающийся процесс формиро­вания так называемого "полицейского" права, которое должно объединить правовые положения, входящие пока в различные по своему значению и уровню нормативные акты. Такая ко­дификация представляется весьма желательной как с точки зрения потребностей самой милицейской практики, так и для широкого круга граждан, которые впервые смогут получить комплексное представление о задачах и предназначении ми­лиции, ее обязанностях, правах и возможностях в деле охраны правопорядка. Представляется, что такая осведомленность бу­дет способствовать выработке правильного взгляда на мили­цию и, в частности, налаживанию более конструктивного со­трудничества между органами милиции и общественностью, что, как уже отмечалось, является существенным условием в деле укрепления законности и правопорядка[27].



Дата: 2019-07-24, просмотров: 158.