Глава 1. Проблема и стили общения в современной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема и стили общения в современной психологии

1.1 Понятие и основные характеристики общения

1.2 Индивидуальные стили общения и их место в стилевом пространстве личности студента, будущего психолога

Глава 2. Диагностическое исследование индивидуального стиля общения у студентов, будущих психологов

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и обработка результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение

Актуальность темы обоснована тем, что в последнее двадцатилетие в зарубежной и отечественной психологии значительно возрос интерес к стилевым особенностям личности. Интерес к стилевым характеристикам, на наш взгляд, обусловлен несколькими причинами. Во-первых, стили человека отражают способы его поведения в разныхвидах деятельности, и потому они могут быть более наблюдаемыми и легче диагностируемыми, чем личностные черты, проявление которых в поведении многократно опосредуется многими внешними и внутренними факторами. Во-вторых, формируясь на основе требований среды и внутренних ресурсов человека, они представляют собой глобальную характеристику механизма адаптации человека. В третьих, каждая стилевая характеристика обнаруживает свое влияние на поведение в большом спектре ситуаций, что дает возможность обширного прогноза поведенческих особенностей человека на основе диагностики одной стилевой характеристики.

К настоящему времени описано много стилевых характеристик разной степени обобщенности: стиль жизни, стиль деятельности, стиль общения, когнитивные и эмоциональные стили и др. Соотношение между ними еще недостаточно хорошо изучено, но все исследователи стилей признают продуктивность этого направления изучения личности и стремятся к построению полной картины стилей человека.

Общение - это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной профессиональной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Во всем многообразии связей исследователи социально-психологических проблем различают два вида отношений: общественные (экономические, политические, идеологические, социальные и др.) и непосредственно психологические. Все они раскрываются и реализуются в общении. Следовательно, корни общения находятся в самой жизнедеятельности и психической природе человека. Общение, таким образом, предстает в качестве реальных измерений общественных (социальных) и межличностных отношений.

С самого момента рождения человек оказывается включенным в систему межличностного общения. "Ребенок,- как указывает Pieron H., - в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми".

В общении человек с раннего возраста выступает и как объект и как субъект общения. Процесс общения, отмечает Бодалев А.А. [4, 54-58], является «таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами».

В общении, в процессе социализации, формируются личностные особенности человека, его характер, самосознание. В общении формируются и коммуникативные качества личности.

Анализ развития коммуникативных потребностей предполагает необходимость обращения не только к общественно - историческому, но и к онтогенетическому аспекту исследования. В этом случае субъектом потребности в общении выступает личность в процессе социализации, а этапы становления потребности в общении отражают процесс становления человеческой личности. На начальной ступени развития эта потребность существует как потребность в эмоциональном контакте ребенка со взрослыми. Причем экспериментальные данные свидетельствуют, что эта потребность отнюдь не является врожденной, а формируется социальным путем в ходе общения со взрослыми.

Возрастные этапы развития человека, наряду с половыми различиями, составляют самую непосредственную картину человеческого поведения в реальной жизни. Формирование личности тесно связано со ступенями общественного воспитания, образования, обучения. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза и становятся определяющими характеристиками периодов роста и созревания человека. Возрастные этапы развития человека в целом определяются как "фазы жизненного пути", которые в свою очередь являются историей формирования и развития личности в определенном обществе.

Объект: Индивидуальный стиль общения

Предмет: процесс индивидуального стиля общения у студентов, будущих психологов.

Цель работы: Изучить особенности индивидуального стиля общения студентов, будущих психологов.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме общения.

2. Подобрать методики и провести исследование.

3. Проанализировать результаты и сделать выводы по теме.

4. Предложить систему занятий по развитию общения.

Гипотеза: Предполагается, что существуют особенности общения у студентов, будущих психологов, проявляющиеся в преобладании демократического стиля общения.

Методы исследования:

- анализ литературы,

- тестирование,

- методы математической обработки экспериментальных данных.

Для выявления современных подходов к проблеме повышения эффективности делового общения использовались:

1. Методика общего уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

2. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Методологической базой исследования являются принятые в отечественной психологии принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев); системного похода (Э.Г. Юдин); объективности исследования и детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

За основу взяты труды Ломова Б.Ф., Леонтьева А.А., Парыгина Б.Д., Шкопорова Н.Б., Лабунской В.А., Толстых А.В., Горелова И.Н., Р.С. Немова, Е.И. Головаха, Л.П. Гримака и др.

Опытно-экспериментальная база: В исследовании принимали участи студенты ВУЗов г. Йошкар-Ола, в количестве 10 человек.



Заключение

 

В заключение, проведя теоретические и практические исследования, необходимо сделать следующие выводы:

Проблема человеческого общения и его места в развитии представлений человека о самом себе является одной из актуальнейших в ряду тех, над которыми работает психологическая наука.

Концепции рассматривают общение как самостоятельную категорию, которая имеет свои внутренние закономерности развития и выступает как взаимодействие субъектов; как основа межличностных отношений и условие развития личности; как обмен информацией. Общение разворачивается в условиях наличия коммуникативной потребности, инициативности и активности субъекта. Общение является сложным, многоуровневым и многофункциональным социальным явлением. С позиций современных концепция нами охарактеризованы три взаимосвязанные стороны общения: информационная (коммуникационная), интерактивная и перцептивная.

В общении как в процессе последовательных действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности. В деловом общении людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Коммуникативная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления.

Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

В собственно психологическом, узком смысле индивидуальный стиль - «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности,...индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными в Стили общения прежде всего подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием внешними условиями деятельности»

Проведено эмпирическое исследование общения на примере группы студентов, будущих психологов. Определен общий уровень общительности, уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.

Для студентов большее значение имеет хорошо развитые коммуникативные навыки, стремление расширять сферу контактов, умение убеждать и добиваться своих целей.

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что студенты обладают низким уровнем общительности и низким уровнем коммуникативных и организаторских умений.

У 40% студентов выявлен очень высокий уровень коммуникативных умений, у 20% уровень коммуникативных умений - ниже среднего и у 40% – низкий уровень умений.

Высокий уровень организаторских умений показали всего 10% исследуемых, 60% студентов продемонстрировали низкий уровень, и 30% - очень высокий уровень организаторских умений.

Для повышения уровня развития общительности, коммуникативных умений и стиля общения нами была разработана система занятий по формированию эмпатийных, коммуникативных и организаторских умений менеджеров. В основу программы легли работы А.С. Прутченкова и Ф. Бурнарда. Программа представляет собой систему занятий на повышение уровня общения, эмпатии, коммуникативных и организаторских умений менеджеров.

Прохождение обучения на тренинге способствует развитию навыков коммуникации, выработке оптимального стиля общения, более эффективному общению с клиентами и партнерами, оперативному решению вопросов и, в конечном итоге – повышению эффективности работы.

Таким образом, гипотеза доказана, цели достигнуты, задачи решены.



Список использованной литературы

 

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. /К.А. Абульханова-Славская, - М.: Мысль, 1991.-174 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева, — М.: АспектПресс, 2002. - 363 с

3. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности

/А.В. Батаршев, – М.: ВЛАДОС, 1999. – 174 с.

4. Бодалев, А.А. К проблеме социальной перцепции. Сб. Экспериментальная и прикладная психология/А.А. Бодалев, - Л.-1970.- 312 с.

5. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд./ А.А. Бодалев, - М.: Международ. пед. академия, 1995.- 420 с.

6. Буева, Г.А. Человек: деятельность и общение / Г.А. Буева, - М., 1978. - 132 с.

7. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты   коммуникации /И.Н. Горелов - М., Наука, 1980. - 345 с.

8. Злободина, Е.Г. Общение как фактор развития личности. / Е.Г. Злободина, - Киев: Наук, думка, 1982.

9. Основы менеджмента/Г.Б. Казначевская, И.Н, Чуев, - Ростов-на-Дону, 2004. – 490 с.

10. Калюжный, А.С. Психология межличностного общения: Учеб. пос. /А.С. Калюжный, - Н.Новгород: НГТУ, 2004. -132 с

11. Коломинский, Я.Л. Психология общения /Я.Л. Коломинский, - М.: Знание, 1989.- 440 с.

12. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии. / B.C. Кузьмин, — СПб.: ЛГУ, 1967. -173 с

13. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей /Д. Карнеги. – М., 2006. – 864 с.

14. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения /В.Н. Лавриненко, - М.: Юнити, 1997. - 211 с.

15. Леонтьев А.Л. Педагогическое общение/А.Л, Леонтьев - М., 1979 - 118 с.

16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /М.И, Лисина, - М.: Воронеж, 1997.-320 с.

17. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Б.Ф. Ломов, - М.,1976. – 345 с.

18. Мескон М.Х. Основы менеджмента /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, – М.: Дело, М., 1993. – 512 с.

19. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Дисс. доктора психологических наук /В.Н. Панферов- СПб.: ЛГУ, 1983.-300 с.

20. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин, — М.: Мысль, 1971.-351 с

21. Родионов, Б.А. Коммуникация как социальное явление / Б.А. Родионов / Отв. ред. В.Е. Давидович. - Ростов на Дону: РГУ, 1984. -143 с.

22. Рытченко Т.А. Психология деловых отношений /Т.А. Рытченко - МГУЭСИ, М., 2001. – 356 с.



Приложение 1

Текст опросника

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?



Приложение 2

Приложение 3

ЗАНЯТИЕ 1. «ЗНАКОМСТВО»

 

Цель: установить в группе доброжелательную атмосферу и постараться снять внутреннее напряжение участников, часто возникающее при первом знакомстве.

Число участников: 10 человек.

Время выполнения15,-2 часа.

Происходит знакомство ведущего с группой и участников тренинга друг с другом. Обсуждается программа занятий, выявляются ожидания участников от данного курса, вырабатываются правила поведения на занятиях. Правила поведения участники могут устанавливать сами или воспользоваться теми, который предложит ведущий. Обычно это следующий набор:

1. Искренность.

2. Высказывание от своего имени (я-высказывание).

3. Обсуждение того, что происходит непосредственно в группе в данный момент (правило «здесь и сейчас»).

4. Уважение говорящего.

5. Конфиденциальность.

В ходе организационной встречи члены группы сообщают о себе те сведения, которыми считают нужным поделиться, а также то имя, которым бы хотели назваться.

Упражнение: "Это мое имя"

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом.

Участники поочередно называют свои имена и рассказывают о них

- 20 - 30 минут.

Участники усаживаются в круг.

Инструкция: Предложите игроку сидящему справа от Вас, встать со стула и назвать как свое полное имя, так и имя, которым он хотел бы называться в группе. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. от может, например, попытаться ответить на такие вопросы:

Что означает моя фамилия?

Откуда моя семья?

Нравится ли мне мое имя?

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем?

Кто еще в семье носил это имя?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ, однако выступающему необходимо уложиться в 2 минуты.

Закончив говорить, выступающий снова садится на свое место. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Варианты проведения игры:

Выступающий встает в центр круга.

Ведущий идет вместе с игроком по кругу и ведет разговор о его имени.

Выступающий выходит в круг и выбирает какого-нибудь участника, которому он хотел бы представиться. Он рассказывает ему о том, какие ассоциации вызывает у него собственное имя.

Упражнении 1. «Эмпатия»

Цель: исследование значения понятия эмпатии.

Число участников: 10 человек.

Время выполнения15,-2 часа.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Постарайтесь сделать так, чтобы все члены группы приняли участие в последующем обсуждении данного упражнения, а также убедитесь в том, что у каждого, кто хотел что-то сказать, была возможность это сделать.

Методика: все участники разбиваются на пары. Далее, в парах, они обсуждают значение понятия эмпатии и отвечают на следующие вопросы:

• В чем заключается различие между эмпатией и симпатией?

• До какой степени можно быть эмпатичным по отношению к другому человеку?

• По отношению к кому вам легче всего испытывать эмпатию?

• По отношению к кому вам сложно испытывать эмпатию?

В течение 15 минут участники обсуждают данные вопросы и записывают свои выводы. Спустя 15 минут все садятся в общий круг.

Оценивание: все участники разбиваются на пары и на протяжении 5 минут обсуждают, что в данном упражнении понравилось, а что нет. По прошествии 5 минут вновь образуется общий круг, и затем проводится обсуждение, посвященное оцениванию данного упражнения.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

Упражнение на исследование значения понятия «эмпатия»

Разбившись на пары, рассмотрите следующие вопросы. Записывайте свои мысли и чувства, появляющиеся в ответ на каждый вопрос, и приготовтесь сообщить сделанные вами выводы остальным членам группы.

В чем заключается различие между эмпатией и симпатией?

До какой степени можно быть эмпатичным по отношению к другому человеку?

По отношению к кому вам легче всего испытывать эмпатию?

По отношению к кому вам сложно испытывать эмпатию?

Упражнение 2. «Комплимент»

Цель: активный запуск групповых процессов общения

Время выполнения: от 20 минут до 35 минут

Число участников: от 5 до 25 человек.  

«Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом, не стесняясь своих слов, не отводя стыдливо глаза в сторону.

А как мы умеем принимать комплименты, которые нам говорят наши знакомые? Что мы при этом испытываем? Какие чувства вызывает комплимент, сказанный в наш адрес? Чувство удовлетворения или недоумения? Желание стать лучше или раздражение от «бестактности» человека, сказавшего вам несколько слов?

Итак, давайте попробуем и говорить комплименты и слушать, благосклонно принимая их в свою честь».

Рекомендации. Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент. На чинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Тот участник, которому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не скажут что-то приятное партнеру.

Во время высказывания участника вы должны следить за тем, чтобы все остальные ребята не мешали ему говорить. Необходимо их настроить на тактичное отношение друг к другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт (как поприветствовал своего партнера или забыл это сделать, смотрит ли в глаза или в сторону, как держит руки, как говорит и т. д.).

Если кто-то из участников не готов к тому, чтобы сделать комплимент, он имеет право пропустить ход и сказать после всех. Следить за тем, чтобы каждый сделал комплимент соседу, сидящему слева, должен ведущий.

ЗАНЯТИЕ 5. «ЭКСТРАСЕНС»

 

Цель: развитие навыка избирательной рефлексии и навыков понимания другого человека.

Упражнение 2. «Экстрасенс»

Цель: Отработка навыков понимания другого человека.

Время выполнения: от 20 минут до 35 минут

Число участников: от 5 до 25 человек.  

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Конфуций

«Представьте себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности, умеете читать мысли и чувства другого человека по выражению его глаз, лица, по позе, т. е. как он сидит, и т. п. А теперь среди участников найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы вы письменно изложили, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал, и т. п.

Затем вы сядете в большой круг и, обращаясь к человеку, состояние которого вы описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е. высказать свое мнение - подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть».

Рекомендации. Перед началом этого этюда вы можете предложить участникам объединиться в пары и каждому описать состояние и мысли своего партнера, т. е. отработать в открытом режиме. Но можно провести это упражнение в закрытом режиме, т. е. участник описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. А затем члены группы должны определить, чье состояние было описано.

ЗАНЯТИЕ 6. «ПРИНИМАЮ РЕШЕНИЕ...»

 

Цель: Отработка необходимости самостоятельного решения проблем общения.

Упражнение 1 «Эмпатия»

Цель: использование эмпатии в повседневной жизни.

Число участников: 10 человек.

Время выполнения15,-2 часа.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как переходить к следующему упражнению, подождите, пока не будут проговорены все возникшие в группе мысли и чувства.

Методика: участникам предлагают попробовать применить приобретенные навыки построения эмпатических отношений в повседневной жизни. Достижения и неудачи можно фиксировать в специальном дневнике, используя следующий план:

дата;

место;

примеры использованных интервенций;

результат;

замечания;

последующие действия.

ЗАНЯТИЕ 9. «МНЕНИЕ»

 

Цель: Проанализировать приобретенные эмпатийные и коммуникативные умения.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема и стили общения в современной психологии

1.1 Понятие и основные характеристики общения

1.2 Индивидуальные стили общения и их место в стилевом пространстве личности студента, будущего психолога

Глава 2. Диагностическое исследование индивидуального стиля общения у студентов, будущих психологов

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и обработка результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение

Актуальность темы обоснована тем, что в последнее двадцатилетие в зарубежной и отечественной психологии значительно возрос интерес к стилевым особенностям личности. Интерес к стилевым характеристикам, на наш взгляд, обусловлен несколькими причинами. Во-первых, стили человека отражают способы его поведения в разныхвидах деятельности, и потому они могут быть более наблюдаемыми и легче диагностируемыми, чем личностные черты, проявление которых в поведении многократно опосредуется многими внешними и внутренними факторами. Во-вторых, формируясь на основе требований среды и внутренних ресурсов человека, они представляют собой глобальную характеристику механизма адаптации человека. В третьих, каждая стилевая характеристика обнаруживает свое влияние на поведение в большом спектре ситуаций, что дает возможность обширного прогноза поведенческих особенностей человека на основе диагностики одной стилевой характеристики.

К настоящему времени описано много стилевых характеристик разной степени обобщенности: стиль жизни, стиль деятельности, стиль общения, когнитивные и эмоциональные стили и др. Соотношение между ними еще недостаточно хорошо изучено, но все исследователи стилей признают продуктивность этого направления изучения личности и стремятся к построению полной картины стилей человека.

Общение - это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной профессиональной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Во всем многообразии связей исследователи социально-психологических проблем различают два вида отношений: общественные (экономические, политические, идеологические, социальные и др.) и непосредственно психологические. Все они раскрываются и реализуются в общении. Следовательно, корни общения находятся в самой жизнедеятельности и психической природе человека. Общение, таким образом, предстает в качестве реальных измерений общественных (социальных) и межличностных отношений.

С самого момента рождения человек оказывается включенным в систему межличностного общения. "Ребенок,- как указывает Pieron H., - в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми".

В общении человек с раннего возраста выступает и как объект и как субъект общения. Процесс общения, отмечает Бодалев А.А. [4, 54-58], является «таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами».

В общении, в процессе социализации, формируются личностные особенности человека, его характер, самосознание. В общении формируются и коммуникативные качества личности.

Анализ развития коммуникативных потребностей предполагает необходимость обращения не только к общественно - историческому, но и к онтогенетическому аспекту исследования. В этом случае субъектом потребности в общении выступает личность в процессе социализации, а этапы становления потребности в общении отражают процесс становления человеческой личности. На начальной ступени развития эта потребность существует как потребность в эмоциональном контакте ребенка со взрослыми. Причем экспериментальные данные свидетельствуют, что эта потребность отнюдь не является врожденной, а формируется социальным путем в ходе общения со взрослыми.

Возрастные этапы развития человека, наряду с половыми различиями, составляют самую непосредственную картину человеческого поведения в реальной жизни. Формирование личности тесно связано со ступенями общественного воспитания, образования, обучения. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза и становятся определяющими характеристиками периодов роста и созревания человека. Возрастные этапы развития человека в целом определяются как "фазы жизненного пути", которые в свою очередь являются историей формирования и развития личности в определенном обществе.

Объект: Индивидуальный стиль общения

Предмет: процесс индивидуального стиля общения у студентов, будущих психологов.

Цель работы: Изучить особенности индивидуального стиля общения студентов, будущих психологов.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме общения.

2. Подобрать методики и провести исследование.

3. Проанализировать результаты и сделать выводы по теме.

4. Предложить систему занятий по развитию общения.

Гипотеза: Предполагается, что существуют особенности общения у студентов, будущих психологов, проявляющиеся в преобладании демократического стиля общения.

Методы исследования:

- анализ литературы,

- тестирование,

- методы математической обработки экспериментальных данных.

Для выявления современных подходов к проблеме повышения эффективности делового общения использовались:

1. Методика общего уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

2. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Методологической базой исследования являются принятые в отечественной психологии принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев); системного похода (Э.Г. Юдин); объективности исследования и детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

За основу взяты труды Ломова Б.Ф., Леонтьева А.А., Парыгина Б.Д., Шкопорова Н.Б., Лабунской В.А., Толстых А.В., Горелова И.Н., Р.С. Немова, Е.И. Головаха, Л.П. Гримака и др.

Опытно-экспериментальная база: В исследовании принимали участи студенты ВУЗов г. Йошкар-Ола, в количестве 10 человек.



Глава 1. Проблема и стили общения в современной психологии

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.