При выполнении данного раздела курсовой работы были исследованы показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия: объем продукции, выручка, себестоимость, прибыль от реализации.
Для анализа динамики показателей и изучения тенденции их изменения используем стандартные методы статистической обработке данных Рассчитываются следующие показатели:
1. Среднее значение показателя (хср):
(1)
где хi - значение показателя в i-том периоде;
n - количество периодов исследования.
2. Базисный индекс показателя (Iб) отражает его изменение по сравнению с периодом, принятым за базу:
(2)
где xi, x0 – значение показателя в текущем и в базисном периоде.
3. Цепной индекс (Iц) характеризует изменение показателей по сравнению с предшествующим периодом:
(3)
где хi-1 – значение показателя в предыдущем периоде исследования.
4. Средний индекс показателя (Iср) указывает на основную тенденцию изменения и дает количественную оценку этих изменений:
(4)
где ПIб – произведение базовых индексов.
5. Среднеквадратическое отклонение (σ) указывает на среднее отклонение показателя в рассматриваемом периоде от его средней величины:
(5)
6. Коэффициент вариации (W) дает относительную оценку разброса значений показателя от его среднего уровня:
(6)
7. Соотношение экстремальных значений (К) позволяет оценить возможности организации по увеличению результатов деятельности:
(7)
где xmax, xmin – максимальное и минимальное значение показателя.
Для удобства восприятия и большей наглядности результаты статистической обработки исходной информации представлены в табличной форме.
Таблица 1 – Анализ уровней динамики абсолютных показателей
Показатели | Период исследования | Среднее значение | Средне квадрати ческое отклонение | Коэф фициент вариации | Соотношение экстремальных значений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Объем продукции | 563210 | 625300 | 785630 | 793120 | 691815 | 100034,3 | 0,144 | 1,4 |
Индекс базовый | 1,0 | 1,11 | 1,39 | 1,4 | ||||
Индекс цепной | 1,0 | 1,11 | 1,26 | 0,01 | ||||
Выручка | 450568 | 594035 | 864193 | 674152 | 645737 | 149410,9 | 0,231 | 1,91 |
Индекс базовый | 1,0 | 1,31 | 1,91 | 1,49 | ||||
Индекс цепной | 1,0 | 1,31 | 1,45 | 0,78 | ||||
Себестоимость | 478728,5 | 500240 | 589222,5 | 713808 | 570499,75 | 92528,6 | 0,162 | 1,49 |
Индекс базовый | 1,0 | 1,04 | 1,23 | 1,49 | ||||
Индекс цепной | 1,0 | 1,04 | 1,18 | 1,21 | ||||
Прибыль от реализации | 143618,6 | 200096 | 247473 | 242694,7 | 833882,3 | 626802,9 | 0,751 | 1,72 |
Индекс базовый | 1,0 | 1,39 | 1,72 | 1,67 | ||||
Индекс цепной | 1,0 | 1,39 | 1,24 | 0,98 |
На основе данных представленных в таблице 1 строится график изменения показателей. Кривые следует располагать в одной координатной плоскости, отражая изменения следующих показателей: объема продукции, выручки, себестоимости, прибыли от реализации.
Рисунок 1 – Анализ уровней и динамики абсолютных показателей
Графическая интерпретация помогает наглядно проследить взаимосвязь между изменениями различных показателей и сделать соответствующие выводы. При описании процесса были использованы и таблица 2 и график (рисунок 1).
Вывод: самый высокий показатель объема продукции наблюдается в 4-ом периоде (793120 руб.), в то же время когда были зафиксированы максимально высокие показатели выручки и себестоимости. Рост объема продукции объясняется тем, что увеличивается спрос на товары. В 4-ем периоде по сравнению с первым периодом объем продукции увеличился на 229910 руб. По сравнению со 2-ым периодом объем производства увеличился на 167820 руб. А по сравнению с 3-ым периодом объем производства увеличился на 7490 руб. Среднеквадратическое отклонение указывает на среднее отклонение показателя, равное 100034,3 руб., от его средней величины (691815 руб.). Коэффициент вариации равен 0,144%, это говорит о незначительном разбросе показателя от его среднего уровня. А средний индекс, равный Х1 указывает на основную тенденцию изменения и дает количественную оценку этих изменений.
Самая высокая себестоимость продукции наблюдалась в 4-ом периоде (713808 руб.). Рост себестоимости объясняется большим количеством закупленного товара. Во 2-ом периоде по сравнению с первым себестоимость увеличилась на 21511,5 руб. и составила 500240 руб. Среднеквадратическое отклонение указывает на среднее отклонение показателя, равное 92528,6 руб., от его средней величины (570499,7 руб.). Коэффициент вариации равен 0,162%, это говорит о незначительном разбросе показателя от его среднего уровня. А средний индекс, равный Х3 указывает на основную тенденцию изменения и дает количественную оценку этих изменений.
Рост прибыли наблюдается во 2-ом и 3-ем периодах, когда ее величина в несколько раз превышает прибыль, полученную в 1-ом и 4-ом периодах. Мы видим, что прибыль, полученная в 3-ом квартале (247473 руб.) превышает прибыль 1-го периода на 103854,4 руб. А в 4-ом периоде по сравнению с 3-ем прибыль снизилась на 4778,3 руб. Такие высокие показатели во 2-ом и 3-ем периодах вполне объяснимы, ведь на второй и третий квартал приходится летней период, и очень высока потребность в товаре, благодаря подготовке студентов и школьников к учебе. Среднеквадратическое отклонение указывает на среднее отклонение показателя, равное 626802,93 руб., от его средней величины (833882,3 руб.). Коэффициент вариации равен 0,751%, это говорит о незначительном разбросе показателя от его среднего уровня. А средний индекс, равный Х4 указывает на основную тенденцию изменения и дает количественную оценку этих изменений.
Максимальную выручку, равную 864193 руб., предприятие получило во 3-ем периоде. Самая низкая выручка от продаж получилась в 1-ом периоде (450568 руб.). Во 2-ом периоде она возросла по сравнению с первым на 143467, и составила 594035 руб. Среднеквадратическое отклонение указывает на среднее отклонение показателя, равное 149410,9 руб., от его средней величины (645737 руб.). Коэффициент вариации равен 0,231 %, это говорит о незначительном разбросе показателя от его среднего уровня. А средний индекс, равный Х2 указывает на основную тенденцию изменения и дает количественную оценку этих изменений.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 254.