Задача исчисления тарифов (плановых цен) на отдельные виды услуг по экономически обоснованным методикам достаточно актуальна. Вызвано это в первую очередь необходимостью объективной оценки уровня рентабельности предоставляемых медицинских услуг, а, следовательно, и возможности формирования более выгодного для медицинского учреждения профиля деятельности, а также выявление расходов на медицинские услуги.
Ниже описана методика расчета тарифов, основанная на затратном методе исчисления цен на медицинские услуги.
Указанная методика включает:
- объединение отдельных видов медицинских и сопутствующих услуг (в некоторых организациях здравоохранения число их наименований составляет несколько сот) в укрупненные группы;
- определение расчетной (калькуляционной) единицы для соответствующего вида укрупненной группы;
- установление для каждой укрупненной группы типового (планового) набора калькуляционных статей затрат и алгоритма их включения в тариф;
- определение конкретных размеров (процентов) планового норматива прибыли (как правило, предельные размеры), включаемого в тариф по отдельным видам услуг.
Укрупненные группы наиболее распространенных "типовых" видов услуг, оказываемых медицинскими учреждениями:
- первичное посещение (прием) врача с последующим "сопровождением" (последующее наблюдение лечащим врачом больного);
- выполнение лечебных (оздоровительных) процедур (физиотерапия, стоматология и др.);
- диагностика (анализ крови, проведение рентгеновских методов исследований, ультразвуковая диагностика и др.);
- проведение операций;
- оказание услуг в послеоперационный период нахождения больного в стационаре;
- неотложная медицинская помощь;
- прочие услуги.
В качестве расчетных (калькуляционных) единиц принимаются следующие:
- одно посещение - по услугам, связанным с посещением (приемом) больным врача;
- одна процедура - по проведению лечебных (оздоровительных) процедур;
- одна процедура или один анализ (по выбору организации) – по диагностике;
- одна операция – по проведению операций;
- один койко-день – по оказанию послеоперационной помощи;
- один выезд – по услугам неотложной помощи;
- в зависимости от характера услуги - по прочим услугам.
При определении типового перечня калькуляционных статей затрат, используемых для расчета (планирования) тарифов (цен) по каждой из перечисленных укрупненных групп медицинских услуг, следует исходить из:
- предполагаемого (необходимого) набора затрат, связанных с оказанием соответствующей медицинской услуги;
- группировки отдельных видов затрат по целевому назначению (экономической однородности затрат);
- ожидаемого удельного веса отдельных (каждого) видов затрат в себестоимости услуги (принцип существенности);
- распределения затрат на прямые и косвенные (определяется с учетом возможности их соотнесения с оказываемыми медицинскими услугами).
Рассмотрим подробнее "типовую" номенклатуру калькуляционных статей затрат, в том числе по укрупненной группе.
1. Первичное посещение (прием) врача
1.1.Заработная плата медицинского персонала, услуги.
1.2.Отчисления на социальные нужды.
1.3.Страхование профессиональной ответственности.
1.4. Общехозяйственные расходы.
1.5.Расходы на продажу.
Заметим, что в случаях, когда стоимость медицинского оборудования и инструмента, используемого врачом во время приема, составляет существенную величину, соответствующие расходы могут быть выделены в самостоятельную статью плановой калькуляции.
Статья "Заработная плата медицинского персонала" планируется по каждому отделению, осуществляющему прием посетителей. В расчет включается заработная плата врачей и ассистентов, непосредственно связанных с оказанием услуги, за определенный период (например, за месяц). В плановую величину заработной платы входят суммы причитающихся выплат по установленным штатным расписанием окладам; выплатам по действующим в организации премиальным системам оплаты труда; причитающимся надбавкам и другим видам вознаграждений.
Статья "Отчисления на социальные нужды" исчисляется исходя из предполагаемых сумм оплаты труда врача, осуществляющего прием больных, и ассистента врача (при его наличии), включенных в плановые расходы по статье "Заработная плата медицинского персонала", увеличенные на дополнительные выплаты (премии, надбавки и т.п.) в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда, и действующей ставки ЕСН.
Статья "Страхование профессиональной ответственности" включает плановые затраты по страхованию медицинского персонала учреждения в соответствии с суммами предусмотренными в договоре.
Статья "Общехозяйственные расходы" определяется на базе планируемых расходов, непосредственно не связанных с оказанием конкретной услуги (в данном случае с приемом пациентов). В рассматриваемую статью могут включаться:
- планируемые расходы на оплату труда сотрудников медицинской организации, выполняющих функции управления и обслуживания организации в целом (руководства медучреждения, сотрудников функциональных подразделений – экономистов, бухгалтеров, регистраторов и др., обслуживающего персонала и некоторых других категорий сотрудников);
- плановые отчисления ЕСН с сумм оплаты труда сотрудников медучреждения;
- амортизация объектов основных средств, не включаемых непосредственно в стоимость конкретных услуг, - на основании планового расчета их балансовой стоимости и установленного режима (способа) начисления амортизации;
- плановые материальные расходы, не включаемые непосредственно в плановую себестоимость данной услуги (расходные материалы, стоимость мединструментов, стоимость спецодежды, медикаменты, коммунальные услуги, канцелярские расходы, расходы на оплату услуг охраны, содержание используемого для управленческих целей транспорта, расходы по содержанию и ремонту зданий и сооружений, за исключением аналогичных расходов по объектам основных средств, непосредственно включаемых в плановую себестоимость других видов медицинских услуг и др.);
- предполагаемые затраты на служебные командировки, связанные с деятельностью всего медицинского учреждения;
- плановые расходы по оплате информационных, юридических, аудиторских и других видов услуг, необходимых для нормального функционирования медучреждения;
- расходы по подготовке и переподготовке сотрудников организации;
- другие виды планируемых расходов, связанных с обеспечением условий функционирования всего медучреждения.
Распределение планируемых общехозяйственных расходов между отдельными услугами производится пропорционально выбранной базе. В качестве такой величины может использоваться заработная плата медицинского персонала, непосредственно входящая в плановую себестоимость услуг.
Важным является так же и то, что не всю плановую величину общехозяйственных расходов следует обязательно распределять пропорционально только одной базе. В ряде случаев более обоснованным представляется распределение отдельных затрат, входящих в состав общехозяйственных расходов, пропорционально различным критериям распределения. Например, плановые затраты по оплате предоставленного медицинскому учреждению тепла целесообразно распределять пропорционально площади помещений, на которой оказываются медицинские услуги (с использованием поправочного коэффициента соотношения "полезной" площади к общей площади учреждения); плановые расходы по оплате электроэнергии - пропорционально мощности используемых для оказания услуг медицинского оборудования, светильников и других электроприборов.
Статья "Расходы на продажу" исчисляется исходя из прогнозируемой величины представительских расходов, а также предполагаемых расходов на рекламу (размещение в СМИ объявлений, издание информационных брошюр о деятельности учреждения и т.п.).
Плановая величина расходов на продажу включается в "полную" плановую себестоимость медицинских услуг непосредственно ("прямым способом") или опосредованно ("косвенным способом", если данные расходы относятся к нескольким видам услуг или к медучреждению в целом). При использовании косвенного способа распределения предполагаемых расходов на продажу последние включаются в плановую себестоимость медицинских услуг пропорционально выбранной в организации базе распределения. Одним из возможных вариантов такого распределения может быть отнесение планируемых расходов на продажу пропорционально плановой себестоимости медицинских услуг, сформировавшееся до включения в нее указанной статьи.
Если величина предполагаемых расходов на продажу в медицинском учреждении не существенна, то допускается включать указанные затраты при планировании себестоимости медицинских услуг в состав статьи "Общехозяйственные расходы".
Сумма всех планируемых расходов по перечисленным калькуляционным статьям затрат формирует плановую себестоимость услуги.
Расчет плановой себестоимости одного посещения (первичный прием и последующее "сопровождение" пациентов, т.е. последующие приемы больных, связанные с необходимостью их наблюдения) целесообразно производить с учетом уровня трудоемкости первичного приема и последующих посещений. Для указанной цели можно использовать понижающие коэффициенты трудоемкости последующих посещений по отношению к первичному приему.
2. Выполнение лечебных (оздоровительных) процедур
Данному виду услуг может соответствовать следующая номенклатура плановых калькуляционных статей затрат:
2.1. Заработная плата медицинского персонала.
2.2. Отчисления на социальные нужды.
2.3.Страхование профессиональной ответственности.
2.4. Стоимость материалов.
2.5. Амортизация оборудования.
2.6. Затраты на содержание и ремонт оборудования.
2.7. Оплата энергии и воды на выполнение лечебных процедур.
2.8. Общехозяйственные расходы.
2.9. Расходы на продажу.
В статью "Заработная плата медицинского персонала" включаются суммы причитающейся оплаты труда врачей, ассистентов (медсестер), технических сотрудников данных подразделений (техников, уборщиц и др.), непосредственно участвующих в оказании или обеспечивающих условия оказания данных услуг. Планирование затрат на оплату труда осуществляется по каждому виду (наименованию) оказываемых медицинским учреждением лечебных (оздоровительных) процедур, а в случае значительного количества их видов в отделении (подразделении) планирование целесообразно осуществлять по однородным группам (например, услуги водолечебниц, проведение массажа и т.п.). В состав плановых расходов по оплате труда включаются суммы должностных окладов (согласно штатному расписанию) с учетом действующих надбавок, принятых в медучреждении премиальных положений и других видов обязательных выплат.
Статьи "Отчисления на социальные нужды" и "Страхование профессиональной ответственности" исчисляются в порядке, изложенном в пояснениях к укрупненной группе "Первичное посещение (прием) врача".
Статья "Стоимость материалов" включает плановые затраты, связанные с использованием при проведении лечебных (оздоровительных) процедур медикаментов, материалов и одноразовых изделий (вата, марля, одноразовые шприцы и т.п.); списание стоимости спортивного и иного инвентаря (срок службы которого 12 и менее месяцев). Планирование указанных затрат осуществляется исходя из установленной клиники заболевания и данных статистических наблюдений расхода перечисленных материалов.
Статья "Амортизация оборудования" включает плановые расходы (отчисления) по амортизации оборудования (других видов основных средств), используемого исключительно для проведения лечебных (оздоровительных) процедур (например, стоматологического оборудования; оборудования кабинетов физиотерапии; оборудования водолечебниц и т.п.). Планирование указанных затрат производится исходя из балансовой стоимости имеющегося в распоряжении медицинского учреждения оборудования (других видов основных средств) и ожидаемого срока его полезного использования. При определении срока полезного использования оборудования следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Статья "Затраты на содержание и ремонт оборудования" может состоять из планируемых затрат на ремонт оборудования, указанного в предыдущей статье (включая замену отдельных узлов и агрегатов), плановых расходов по проведению регулярной наладки и контроля параметров медицинского оборудования. В случае незначительного удельного веса плановых расходов по данной статье, как правило, менее 5% полной плановой себестоимости услуг по проведению лечебных (оздоровительных) процедур, допускается планирование этих затрат в составе расходов по статье "Общехозяйственные расходы".
Статья "Оплата энергии и воды на проведение лечебных процедур" включает плановые затраты по оплате потребляемой электро- и тепловой энергии соответствующими процедурными кабинетами, а также плановые затраты на оплату воды в водолечебницах.
Распределение плановых затрат по статьям "Расходы на содержание и ремонт оборудования" и "Оплата энергии и воды на проведение лечебных процедур", исчисленных первоначально по соответствующим отделениям медицинского учреждения (например, физиотерапевтическое отделение, отделение лечебной физкультуры, водолечебница, хирургическое отделение и др.), осуществляется по видам процедур исходя из выбранной в медучреждении базы в зависимости от времени процедуры, объема расходных материалов, потребляемой энергии и т.п.
Статья "Общехозяйственные расходы" планируется в порядке, аналогичном описываемому в пояснениях к укрупненной группе "Первичное посещение (прием) врача". При этом необходимо учитывать различия в составе плановых затрат, включаемых в себестоимость укрупненной группы "Выполнение лечебных (оздоровительных) процедур" по сравнению с затратами по укрупненной группе "Первичное посещение (прием) врача", в частности различия, связанные с включением некоторых видов затрат прямым способом, а не через накладные расходы.
Статья "Расходы на продажу" планируется в порядке, аналогичном описанному в пояснениях к укрупненной группе "Первичное посещение (прием) врача". При этом в случае незначительного удельного веса указанных затрат в составе полной плановой себестоимости рассматриваемой укрупненной группы (менее 5%) допускается их планирование в составе статьи "Общехозяйственные расходы".
Исходя из способа (прямого или косвенного) отражения предполагаемых расходов в стоимости проводимых процедур полная плановая себестоимость одной лечебной (оздоровительной) процедуры складывается из предполагаемых (плановых) расходов, непосредственно включаемых в нее, и соответствующей доли накладных (косвенных) расходов, включаемых в плановую калькуляцию этой процедуры пропорционально выбранной базе распределения.
При использовании в медицинском учреждении для целей бухгалтерского учета "усеченной" себестоимости (т.е. признание управленческих расходов в составе себестоимости оказанной услуги) планирование и калькулирование лечебных процедур (как и других видов услуг) осуществляется в общем порядке (т.е. аналогично методике, применяемой для расчета полной плановой себестоимости услуг). Это связано с тем, что в практике хозяйственной деятельности медицинских учреждений отсутствуют остатки "незавершенного производства" (незаконченных услуг). Например, если полный курс физиотерапевтических процедур или послеоперационное восстановление больного в стационаре не закончены, то объектом учета, как и единицей калькулирования услуги, признается одна процедура или один койко-день. В результате незаконченные услуги отсутствуют. Поэтому разница между полной себестоимостью выполненной услуги (учтенной на счете "Выручка") и суммой расходов, связанных с ее оказанием (дебетовый оборот по счету 20 "Основное производство"), плюс соответствующая доля накладных расходов (дебетовый оборот по счету 26 "Общехозяйственные расходы") при формировании себестоимости услуг за отчетный период по "усеченному" методу отсутствует.
При проведении анализа отклонений фактической себестоимости оказанных услуг от их плановых значений (в учреждениях, осуществляющих признание управленческих расходов в составе себестоимости оказанной услуги) для сопоставимости указанных величин медицинские учреждения могут условно (без бухгалтерских записей) присоединить к фактической "усеченной" себестоимости услуги соответствующую долю накладных расходов.
3. Диагностика
Данная укрупненная группа медицинских услуг может содержать следующие калькуляционные статьи затрат:
3.1. Заработная плата медицинского персонала.
3.2. Отчисления на социальные нужды.
3.3.Страхование профессиональной ответственности.
3.4. Стоимость материалов.
3.5. Амортизация оборудования.
3.6. Затраты на содержание и ремонт оборудования.
3.7. Общехозяйственные расходы.
3.8. Расходы на продажу.
Планирование затрат по статьям "Заработная плата медицинского персонала", "Отчисления на социальные нужды", "Страхование профессиональной ответственности" осуществляется в порядке, описанном в пояснениях к укрупненной группе "Проведение лечебной (оздоровительной) процедуры".
При планировании затрат по статье "Стоимость материалов" следует руководствоваться пояснениями к группе медицинских услуг "Выполнение лечебных (оздоровительных) процедур". Кроме того, необходимо иметь в виду, что медицинские учреждения часть диагностических процедур выполняют силами сторонних организаций (например, передают исходные препараты в специализированные учреждения) - для проведения биохимических, иммунобиологических исследований; тестирования онкомаркеров и т.п.). В этих случаях в состав материальных затрат следует также включать и предполагаемую сумму расходов по оплате услуг сторонних организаций.
Статья "Амортизация оборудования" исчисляется в порядке, аналогичном описанному в пояснениях к укрупненной группе "Выполнение лечебных (оздоровительных) процедур". При этом первоначально сформировавшаяся по подразделениям (кабинетам, лабораториям и т.п.) плановая сумма амортизационных отчислений объектов основных средств (главным образом приборов и медицинского оборудования) включается в плановую себестоимость отдельных анализов пропорционально выбранной в медучреждении базе (например, пропорционально количеству проводимых в подразделении анализов).
Планирование предполагаемых расходов по статье "Затраты на содержание и ремонт оборудования" осуществляется в порядке, аналогичном пояснениям к группе "Выполнение лечебных (оздоровительных) процедур". В случае незначительного удельного веса затрат по данной статье в общем объеме плановых затрат по группе допускается планирование их в составе калькуляционной статьи "Общехозяйственные расходы".
Статья "Общехозяйственные расходы" планируется аналогично методике, изложенной в пояснениях к одноименной калькуляционной статье затрат по укрупненной группе услуг "Первичное посещение (прием) врача". Использоваться указанная методика должна с учетом различий в составе затрат приведенных выше групп.
Планирование сумм "Общехозяйственных расходов" в медицинском учреждении может осуществляться в два этапа. На первом этапе производится распределение общей плановой величины общехозяйственных расходов по учреждению между укрупненными группами, а на втором этапе - распределение соответствующей доли, приходящейся на укрупненную группу, между услугами, оказываемыми внутри этой укрупненной группы. Необходимость двухэтапного распределения общехозяйственных расходов связана с тем, что при использовании в качестве базы распределения натуральных показателей (например, площадь, мощность используемого оборудования, количество сотрудников и т.п.) на практике бывает затруднительно (или даже невозможно) их применение в "чистом" виде, т.е. непосредственно для калькулирования конкретной услуги. Поэтому на первом этапе определяют долю плановой величины расхода по укрупненной группе услуг (например, тепла, потребляемого лабораторией), а на втором этапе полученную сумму делят на планируемое количество проводимых анализов.
Статья "Расходы на продажу" выделяется в плановых калькуляциях в самостоятельную калькуляционную статью затрат, только если ее уровень существен. В противном случае планируемые затраты по продвижению на рынок медицинских услуг и осуществлению некоторых других видов коммерческих расходов включаются в калькуляционную статью "Общехозяйственные расходы".
Заключение
Российской системе здравоохранения требуется стратегическая ориентация со стороны федеральных властей на общие для всей Федерации цели в области здравоохранения и консультационная поддержка по эффективному управлению здравоохранением, а также четкое разделение прав и обязанностей между органами управления здравоохранением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Минздравсоцразвития России должен быть основным федеральным органом, направляющим свои усилия на разработку политики и стратегии развития сектора, а не на оперативное управление. Должна быть сформулирована национальная политика в области здравоохранения, отражающая конкретные цели и средства их достижения.
Ресурсы здравоохранения в любом обществе всегда ограничены, поэтому вопросы их более эффективного использования являются ключевыми. В настоящее время в Российской Федерации имеет место ситуация, когда государственные обязательства по оказанию населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества обеспечены финансовыми ресурсами не более чем наполовину.
Дефицит финансовых и иных ресурсов в ближайшее время преодолеть не удастся. В этих условиях возрастает роль методов финансового планирования в здравоохранении как процедуры приведения уровня потребления населением ресурсов здравоохранения в соответствие с имеющимися ограниченными экономическими возможностями.
Государственные и муниципальные медицинские учреждения существуют исключительно за счет планируемых в бюджетах всех уровней расходов на здравоохранение и средств обязательного медицинского страхования. Правильное сочетание этих источников, использование наиболее эффективных, оптимальных механизмов доведения этих средств в медицинские учреждения являются одними из важнейших задач организаторов здравоохранения.
В среднем по Российской Федерации в общих расходах на здравоохранение бюджетные средства составляют превалирующую долю – 60% и более. Использование этих средств осуществляется по порочному (что признается всеми) бюджетно-сметному принципу. Вдвойне порочно то, что механизмы использования средств из двух основных источников (бюджет и ОМС) различны. При всей очевидности большей эффективности и целесообразности страхового принципа расходования средств на оплату медицинской помощи продолжает сохраняться и бюджетно-сметный принцип. В то же время очевидно и то, что при недостатке средств в любой отрасли в любой сфере деятельности необходима консолидация средств, использование их в направлении "главного удара", для решения наиболее значимых в тактическом и стратегическом плане задач.
Реализация этих принципов возможна посредством расширения грамотного финансового планирования в здравоохранении.
Рациональное планирование позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем здравоохранения на основе межотраслевого взаимодействия.
В данной работе было рассмотрено реформирование в здравоохранении, бюджетные расходы, расходы населения на здравоохранение, планирование расходов, статьи расходов и страховые отношения.
Итак, в результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что система здравоохранения, которая обеспечивает стабильность человеческого потенциала, в настоящее время испытывает дефицит финансирования.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ. Текст и справочные материалы с изменениями и дополнениями 2007 года. – М.: Эксмо, 2007
2. Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
3. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000
4. Ложников И.Н. Методика расчета тарифов на медицинские
услуги. //Аудиторские ведомости. – 2006. - №8 – с. 11-16
5. Планирование расходов лечебно-профилактического учреждения.//Советник бухгалтера в здравоохранении. – 2005. - №8 – с.3-5
6. Шищкин С.В., Богатова Т.В. Население и общество.// Гарантии государства и расходы населения на медицинскую помощь. – 2003 - №107 – с.13-23
Приложение 1 - Лечебно-профилактические учреждения различного уровня и их финансирование
Показатели | Федеральные | Региональные | Муниципальные |
Амбулаторно-поликлинические учреждения: % от общего числа учреждений % от общего числа врачей (физических лиц) | 1,5 2,5 | 17,3 35,4 | 81,2 62,1 |
Больничные учреждения: % от общего числа учреждений % от общего числа врачей (физических лиц | 4,7 5,6 | 30,6 26,2 | 64,7 68,2 |
Бюджетные расходы на 1 человека в год: % от общей суммы расходов | 18,2 | 52,1 | 29,7 |
Приложение 2 - Государственные расходы на здравоохранение в странах Центральной и Восточной Европы в расчете на одного жителя (данные на 2002 год)
Страна | Руб. |
Латвия | 8 256 |
Литва | 10 762 |
Эстония | 12 444 |
Венгрия | 20 433 |
Польша | 12 825 |
Чехия | 27 591 |
Франция | 56 133 |
Германия | 59 697 |
Италия | 44 212 |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.